Москва

Итоги кинопроката в 2020 году: от успешного января через локдаун к печальному декабрю

Хроника событий, финальные списки самых кассовых фильмов года и сравнение с итогами прошлых лет
31 декабря 2020

Целые индустрии стали жертвами пандемии коронавируса, среди них оказался и кинопрокат. Точные потери еще только предстоит оценить, но уже сейчас известно, что, по предварительным данным, только сборы кинотеатров сократились примерно на 70% (на 30 млрд долларов в абсолютных цифрах) год к году. К году, когда был установлен исторический рекорд: кинотеатры во всем мире заработали 42,5 млрд долларов. На этот раз все было совсем иначе. 

Хронология кинопроката в 2020 году

Январь в России прошел при доминировании комедии «Холоп», которая в итоге заработала 2,7 млрд рублей и стала самым кассовым российским фильмом в истории, обойдя «Движение вверх». В мировом прокате в это время гремел фильм «Плохие парни навсегда», который оказался не просто неплохим боевиком, но полноценным перезапуском давно, казалось, заглохшей франшизы. Мало кто мог тогда представить, что возвращение Уилла Смита и Мартина Лоренса, собрав 426 млн долларов, останется в числе лидеров проката по итогам года. Уже тогда с пугающей частотой появлялись новости о вспышке коронавирусной инфекции в Китае, где, в итоге, кинотеатры были закрыты уже в начале года.  

Кассу февраля в России сделали, по сути, два фильма: отечественная мелодрама «Лед-2» и «Джентльмены» Гая Ричи. Последний фильм был настолько тепло принят российскими зрителями, что стал самым кассовым проектом Ричи в российском прокате. Также достойно как в России, так и в мире выступили «Соник в кино» и «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»

Уже в марте ситуация с распространением вируса приняла глобальный масштаб, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии коронавируса. Одна за одной страны объявляли локдауны, с 23 марта в России прекратили работать кинотеатры, концертные площадки, театры и другие общественные пространства. Тогда же последовали первые громкие переносы премьер: раньше других на полгода был отложен 25-й фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать» (осенью MGM вновь перенесла премьеру, на этот раз на 1 апреля 2021 года), после этого кинокомпании было не остановить. Вот лишь малая часть релизов, которые стояли в графике премьер на 2020 год, переносились по несколько раз, но так и не вышли в российский прокат по тем или иным причинам: «Черная Вдова», «Тихое место-2»,  «Форсаж-9», «Чудо-женщина: 1984», «Дюна», «Душа», «Пила: Спираль», «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан», «Топ Ган: Мэверик».              

Российские кинотеатры были закрыты более четырех месяцев и открылись с 50-процентными ограничениями посещаемости лишь в августе. В период локдауна внимание зрителей переключилось на стриминговые сервисы, которые оперативно предложили пользователям бесплатные подписки. Некоторые премьеры фильмов вместо кинотеатров были перенесены в онлайн (как в России, так и в мире), самый громкий и успешный пример у нас — «Спутник» Егора Абраменко, который сразу полюбился отечественным зрителям, а осенью неождианно вошел в лидеры жанрового чарта iTunes. В конце весны российские прокатчики и кинотеатры попробовали запустить формат автокинотеатров в разных городах, показывая по большей части хиты начала года или прошлых лет, но существенного влияния на близкие к нулю сборы это не принесло.      

В середине июля российские власти объявили, что кинотеатры смогут возобновить работу с 1 августа при ограниченной 50% заполняемости залов. Тогда же стало известно, что первые громкие премьеры после локдауна состоятся в начале сентября: на эти даты были утверждены «Довод» Кристофера Нолана, диснеевская «Мулан» и даже «Новые мутанты». Если первые два фильма по большей части оправдали ожидания прокатчиков, заработав в России 942,5 млн и почти 400 млн рублей соответственно, то «Новые мутанты» провалились даже в условиях отсутствия в прокате почти всех блокбастеров, собрав 82 млн рублей.        

Важно отметить решение Disney выпустить «Мулан» в гибридном формате: в условиях закрытия большей части кинотеатров в Северной Америке фильм вышел сразу на стриминговом сервисе Disney+ в тех странах, где он доступен, и в традиционных кинотеатрах, где стриминг не работает. Например, в России и Китае. Чуть позже эту схему дистрибьюции в несколько измененном виде анонсирует Warner Bros. для всех своих премьер в 2021 году.  

Оставшаяся часть года прошла по похожему сценарию. С началом второй  волны эпидемии заполняемость российских кинотеатров сократили с 50 до 25%, но график релизов оставался стабильным (стабильно пресным), как и бокс-офис (слабым). Крупнейшие сборы после снятия локдауна в России показали «Довод», «Непосредственно Каха» (543 млн рублей) и «Мулан».     

Важный итог года для мирового кинопроката — впервые в истории мировым лидером по кассовым сборам кинотеатров стал Китай, а не США. Китайские кинотеатры сначала с ограничениями, а затем и без них, возобновили работу летом и к осени вышли на полную мощность. Как результат — сразу два китайских фильма, «Восемь сотен» и «Цзян Цзыя: Легенда об обожествлении», вошли в топ-10 самых кассовых лент года, а первый и вовсе смог перехватить лидерство в рейтинге у «Плохих парней навсегда».  

Еще один итог, последствия которого еще только предстоит осознать, — то самое решение Warner Bros. выпустить все свои громкие релизы 2021 года в гибридном формате: одновременно на стриминговом сервисе HBO Max и в обычных кинотеатрах. Первой ласточкой на рождественских праздниках стала «Чудо-женщина: 1984» (в российских кинотеатрах — c 7 января), далее в списке значатся «Дюна» Дени Вильнева, «Матрица-4» Ланы Вачовски, экранизация бродвейского мюзикла «На высоте мечты»«Множественные святые из Ньюарка» (приквел «Клана Сопрано»), «Отряд самоубийц-2» Джеймса Ганна, триллер «Мелочи» с Дензелом Вашингтоном, новые «Том и Джерри»«Смертельная битва» и «Космический джем»«Годзилла против Конга»«Воспоминание»  и другие картины. 

Корпорация Disney тоже не осталась в стороне и поделилась планами сразу на несколько лет вперед. Студия объявила, что продолжит выпускать фильмы в кинотеатральный прокат, однако все больше проектов будут создаваться именно для выхода на Disney+ и других стримингах компании.

Лидеры российского и мирового проката 2020 года

Самые кассовые фильмы российского проката:

  1. «Холоп» — 2,7 млрд рублей;
  2. «Лед-2» — 1,4 млрд рублей;
  3. «Джентльмены» — 1,2 млрд рублей;
  4. «Вторжение» — 959,6 млн рублей;
  5. «Довод» — 942,5 млн рублей;
  6. «Соник в кино» — 637,2 млн рублей;
  7. «Плохие парни навсегда» — 613,8 млн рублей;
  8. «Союз спасения» — 570,7 млн рублей;
  9. «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» — 555 млн рублей;
  10. «Непосредственно Каха» — 543,4 млн рублей.

Для сравнения отметим, что по итогам 2019 года сразу три фильма преодолели отметку в 2 млрд рублей в российском прокате: «Король лев», «Мстители: Финал» и «Т-34». Еще 11 релизов собрали более миллиарда рублей: от продолжения «Малефисенты» и «Джокера» до «Форсажа: Хоббс и Шоу» и «Оно-2».        

Самые кассовые фильмы мирового проката:

  1. «Восемь сотен» — 461,3 млн доларов;
  2. «Плохие парни навсегда» — 426,5 млн долларов;
  3. «Довод» — 362,6 млн долларов;
  4. «Соник в кино» — 310,6 млн долларов;
  5. «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» — 246,1 млн долларов;
  6. «Цзян Цзыя: Легенда об обожествлении» — 240,6 млн долларов;
  7. «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» — 201,8 млн долларов;
  8. «Человек-невидимка» — 143,1 млн долларов;
  9. «Вперед» — 141,9 млн долларов;
  10. «Зов предков» — 110,9 млн долларов.

Этот рейтинг еще нагляднее демонстрирует масштаб катастрофы, которая постигла кинорынок. Как мы видим, ни один релиз не собрал в прокате даже полумиллиарда долларов. Совсем иначе обстояли дела в 2019-м, когда только блокбастер «Мстители: Финал» заработал почти 2,8 млрд долларов, установил исторический рекорд и стал самым кассовым фильмом в истории кино, обогнав «Аватара». Еще восемь картин в прошлом году преодолели рубеж в миллиард долларов: от «Короля льва» и «Холодного сердца-2» до «Аладдина».