Фильм

Фильм Довод

Tenet (2020, США, Великобритания, Канада, Норвегия), IMDb: 7.4

Выбор «Афиши»
7.1
7.4
1/11

Темпоральный и, как всегда, мозговыносящий триллер Кристофера Нолана

После военного эпоса «Дюнкерк» Кристофер Нолан решил вернуться к привычным играм разума и строжайшей секретности. «Довод» — шпионский триллер о секретном агенте (Джон Дэвид Вашингтон), который пытается предотвратить третью мировую войну. Предпосылкой к апокалипсису стала технология путешествия во времени, которая оказалась не в тех руках, а значит, Вашингтону предстоит много путешествовать по миру (и временным пластам).

СтранаСША, Великобритания, Канада, Норвегия
Продолжительность2 часа 31 минута
Дата выхода26 августа 2020
Дата выхода в России3 сентября 2020
Возрастное ограничение16+
Британский режиссер, сделавший блистательную карьеру в Голливуде (другой яркий пример: Альфред Хичкок). Поклонник пленки, ненавистник 3D и один из немногих постановщиков на «фабрике грез», имеющий право на финальный монтаж. Свою дебютную картину «Преследование» из-за отсутствия денег снял в элегантном черно-белом цвете (кстати, Нолан — дальтоник) — но быстро превратил это художественное решение в концепцию. Также в «Преследовании» режиссер очертил круг своих (главным образом экспериментальных) предпочтений в искусстве: это интерес к героям, неспособным адекватно воспринимать реальность («Помни», «Бессонница»), страсть к элементам жанра нуар (трилогия про Бэтмена), иллюзиям-ребусам («Престиж»), матрешечной конструкции сюжета (она же мизанабим) и, разумеется, к пространственно-временным завихрениям («Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк»). Последнюю страсть, кстати, разделяет младший брат Кристофера — Джонатан (сериалы «Подозреваемый» и «Мир Дикого Запада»), который написал сценарии, быть может, к лучшим его фильмам. Помимо этого, Нолан известен кубриковской холодной сдержанностью — как раз в хладнокровном формализме критики чаще всего его и обвиняют, а еще в драматургической неряшливости, логических несостыковках, злоупотреблении пафосом и, главное, ложной многозначительности. Все это, однако, не мешает ему оставаться одним из влиятельнейших режиссеров своего поколения.

Рецензия «Афиши» на фильм «Довод»

4

Не время умирать

Американский спецагент (Джон Дэвид Вашингтон) выполняет задание в Киеве, где спецназ штурмует захваченный террористами оперный театр, попадает в руки врага, лишается зубов и проглатывает таблетку с ядом — только чтобы обнаружить, что это была проверка. Настоящее же задание, поначалу чрезвычайно туманное, касается новой холодной, даже ледяной войны, которая грозит скорым апокалипсисом и с которой как‑то связаны пули, летящие в обратном направлении: например, из стены — в ствол пистолета. Герой вступает в контакт с загадочной организацией Tenet и с помощью английского коллеги (Роберт Паттинсон) через индийских торговцев оружием выходит на главного злодея, обосновавшегося в Лондоне русского олигарха по имени Андрей Сатор (Кеннет Брана), и на его несчастную в браке жену (Элизабет Дебики).

Будем традиционно аккуратны, но вообще-то смешно, как все носились последний год и продолжают носиться с мнимыми спойлерами; в суровой реальности любой спойлер к «Доводу» потребует пятнадцатиминутного объяснения, после которого все равно ничего особенно не изменится.

В силу известных обстоятельств новый фильм Кристофера Нолана оказался на передовой в отчаянной борьбе кинотеатров за возвращение зрителя. И, наверное, «Довод», который дома смотреть совсем уж странно, — действительно довод в пользу именно кинотеатрального опыта. Если кино для вас — такое специальное место, где вам два с половиной часа медленно ездят на танке по голове. Совершенно нормальная, к слову, позиция: люди прыгают на тарзанках, занимаются боксом, решают кроссворды и, вообще, чем только не увлекаются.

И убеждать многочисленных поклонников Нолана, что он, возможно, не бесконечно одаренный режиссер и уж тем более сценарист, — дело неблагодарное. Миллионам отчего‑то нравится такого рода искусство, и слава богу. Тут и кроссворд, и бокс, и тарзанка. «Довод» — это такой Нолан Ноланович, любителей разочаровать не должен.

Но и они могли бы, наверное, с пониманием отнестись к тому, что кому‑то фильмы этого автора кажутся претенциозной чепухой. И если в каком‑нибудь «Начале», при всей его комической напыщенности и избыточности, была все же элегантная концепция, а в последнем «Бэтмене» — сипящий Том Харди, в «Доводе» ничего такого нет. «Довод», как все, конечно, отметили, — это нолановская версия бондианы (которую он нынче обогнал благодаря пандемии). Это «Бонд», из которого выкачали всю радость жизни, оставив живописные виды (Италия, Индия, окраины Таллина), калейдоскоп сложнопостановочных экшен-сцен (нолановский оператор Ван Хойтема успел поработать и на «Спектре») и геополитику на секретной службе Ее Величества. Стороны в местной холодной войне разделены отнюдь не государственными границами, но в 2020-м нетрудно догадаться, откуда родом окажется комиксовое, экстравагантное зло — из советского «закрытого города» с номером в названии (к премьере «Довода» российские власти опять на всякий случай повели себя как Эрнст Ставро Блофельд).

Больше всего в Нолане по-прежнему удивляет и, что уж там, раздражает сочетание нарочито интеллектуального и оглушительно глупого. С одной стороны, вот тебе Кип Торн, ключевые слова из раннехристианского палиндрома и сюжет, который нужно, придя домой из кинотеатра, уточнять в «Википедии». И тут же — совершенно опереточный Брана с речью про яйца в глотке и тигра, с которым не торгуются, и Дебики, перескочившая на его яхту с точно такой же яхты в «Ночном администраторе» и таскающая за собой невидимого сына с плакатом «Мотивация!», и секретные рукопожатия, и похищенный плутоний, и фокусы в духе классического Ван Дамма, и какие‑то спецназовцы, бесконечно бегающие туда-сюда под фирменный «бум-бум-бум» (занятого Ханса Циммера, как выясняется, может сымитировать кто угодно), и главный герой, чья принципиальная безликость — он лишен даже имени — скорее убаюкивает, чем интригует. Да и пресловутый замороченный сюжет, вообще говоря, сложно придуман на уровне деталей, а в целом-то не сильно умнее, чем в фильме «Билл и Тед».

Конечно, «Довод» не лишен и скромных достоинств. Смешной Паттинсон, например, про которого по ходу дела выясняется, в частности, что он магистр физики и говорит по-эстонски; если бы эта линия стала еще чуть более гей-, в фильме появился бы наконец какой‑то нерв. Радостно за Юрия Колокольникова, играющего телохранителя Браны; у него всего пара реплик, зато его часто многозначительно (как, впрочем, все и всегда у Нолана) показывают. Приятно видеть знаменитый таллинский Горхолл, любимое место столичной молодежи для выпивания с видом на залив, в роли киевской оперы. А палиндромы — ну что палиндромы, никто еще не стал от них счастливее, зато от многих отписались друзья в фейсбуке. Ага. Угу. Сильновата вонь лис.

6 сентября 2020
2

2 часа решал как-будто тройной интеграл в комплексной плоскости. Либо я нихера не понял всю глубину, либо то что я понял - как-то по-дурацки. Лично мне не понравился.

4 сентября 2020
4

Очень интересно. Но нихера не понял. Вот так можно сказать про фильм. Все из за того, что в будущем????? Вскипят океаны. 2 с хером часа беготни в обратном порядке. Где каждый герой уже прочитал сценарий свой же.

4 сентября 2020
1

Фильм с классными звуковыми эффектами!! Но лично для меня на этом положительные моменты закончились! Инверсионная муть какая то! Ушел через час... (((

3 сентября 2020
9

Фильм непростой, забавно, что авторы негативных комментариев ушли через час - как раз в этот тайминг и навинается самое интересное, а также приходит понимание.
Лично мне зашло на 10 из 10, и это точно круче «Начало»!

3 сентября 2020
9

Офигенный фильм. Просто офигенный фильм. Это Нолан в лучшем исполнении. Сложно и захватывающе. Обывателю не понять.

3 сентября 2020
Все отзывы
Материалы о «Довод»
Самые неудачные фильмы 2020 года
Самые неудачные фильмы 2020 года
31 декабря 2020
Кинопремьеры недели: «Довод», «Новые мутанты» и «Сказки Серого Волка»
Кинопремьеры недели: «Довод», «Новые мутанты» и «Сказки Серого Волка»
2 сентября 2020
Что нам обещают показать в кинотеатрах в августе?
Что нам обещают показать в кинотеатрах в августе?
22 июля 2020
Какие громкие кинопремьеры все же выйдут в 2020 году?
Какие громкие кинопремьеры все же выйдут в 2020 году?
13 мая 2020