В новом фильме Кристофера Нолана рассказывается о физике-ядерщике Роберте Оппенгеймере (Киллиан Мерфи) — создателе атомной бомбы. События в фильме охватят период создания мощнейшего оружия в рамках Манхэттенского проекта во время Второй мировой войны. Нолан сам написал сценарий по мотивам книги Кая Берда и Мартина Шервина «Американский Прометей: триумф и трагедия Дж.Роберта Оппенгеймера». В картине также снялись Эмили Блант, Роберт Дауни-мл., Гэри Олдман, Д жош Хартнетт, Мэтт Деймон, Флоренс Пью, Рами Малек и Кеннет Брана.
Биография, Исторический, Драма |
Кристофер Нолан |
20 июля 2023 |
3 часа |
Нолан проделал отличную работу, но смотреть фильм было немного утомительно. Хронометраж слишком большой, как по мне
На протяжении киносеанса неоднократно ловила себя на мысли: был ли мужской пирсинг нормой того времени или это киноляп?
Поначалу смотришь, вроде нормально, всё захватывающе, бомбу взорвали, потом начинается нудятина, все эти разбирательства... Становится тоскливо и занудливо, потом начинаешь думать, зачем всё это снимали? В очередной раз напомнить нам о Хиросиме и Нагасаки? Безусловно очень много фактов о жизни самого Оппенгеймера, достаточно подробно, но это не улучшает фильм.
Залипательный фильм, несмотря на 3-часовой хронометраж и типично американский героический пафос, связанный с нацбезопасностью и любованием м удро устроенной системой сдержек и противовесов. Хитроумно сплетённая история, в которой параллельно шаг за шагом развиваются взлёт физика Оппи и падение его основного злопыхателя и административного интригана. Было бы любопытно увидеть кинематографицированную работу Курчатова под режиссурой Бекмамбетова, ну или хотя бы Никиты Михалкова)
Ну что ж, для начала - пара дисклеймеров. Во-первых, фильм бессовестно просмотрен в домашних условиях, без каких-либо специальных финансовых затрат. Во-вторых, скорее всего, в этом тексте будет спойлер, но не спешите прерывать чтение прямо сейчас, ибо я предупрежу о нём крупными буквами.
Почему же я не решился идти в кинотеатр. Честно скажу, были у меня изначально некоторые предубеждения. На мой вкус, Кристофер Нолан всякий раз, за редким исключением, "не дотягивает". А ещё: я не люблю биографические повествования в кино. Ведь они сковывают фантазию творца известными миру фактами, которые попробуй-ка изложи не в той последовательности или с искажениями - поборники справедливости разорвут в клочья! Другое дело, когда из пёстрой многогранности полюбившегося тебе героя заботливо вынимается самая яркая его страсть, что-то, что в тебе самом как в художнике резонирует, и ты не понимаешь, как можно не поделиться этой страстью со зрителем. При удачном стечении обстоятельств, фантазии и чуткости получается "основанное на реальных событиях", добротное, а порой даже прекрасное (См. "Поймай меня, если сможешь" Спилберга и "Прогулку" Земекиса.)
Так вот, "Оппенгеймер" вовсе не препарирует жизнь с младенчества до гробовой доски, а действительно выхватывает ту самую одержимость молодого учёного, влекомого непостижимыми тайнами Вселенной. Зрелищно и динамично, как и должно блокбастеру в наш век, с головокружениями, звёздными вспышками, звуковыми завихрениями, проносятся перед нами грёзы и ощущения героя... И тут по спине пробегает холодок: неужто я стану благодарен создателю за то, что поделился со мной ТАКОЙ страстью! Ведь я знаю, КАК закончится всё в августе 45-го...
Но на тридцатой минуте (всего лишь шестая часть хронометража) меня отпускает: перед нами предстаёт, да, занимающий высокий пост, но всё-таки не восторженный романтик, а этакий штатный физик, который в натуре делает атомную бомбу. А вы что, думали, вам расскажут, как силденафил от сердечно-сосудистых заболеваний разрабатывали, а получили Виагру?
Справедливости ради, нужно сказать, что сюжет заварен не только лишь на том, что её проектировали, исследовали, испытывали, обмывали, применяли (Это я про бомбу, не про Виагру). Есть здесь и ещё одна линия, полная подозрительных взглядов, разговоров по душам и на повышенных тонах. Фигурируют не то суды, не то комиссии, не то злодеи, не то шпионы, не то Компартия, не то Красная армия. В общем, много довольно невнятного текста, апелляций к историко-политическому контексту "для эрудитов" и одна голая грудь. Не кривя душой, скажу, что добросовестно считал в этом всём исключительно благородные позывы главного героя и действия его (Как это нынче модно формулировать?) "в интересах родного государства". Но, к сожалению, фильм оказался слишком короток, чтобы полноценно осветить этот аспект характера.
Так вот, в этой сюжетной линии настолько многабукав, что решаешь просто смотреть на актёров. А они все хороши, отличны. Был бы материал, чего поиграть, так, может, и гениальны! Но беда в том, что примерно никому из их персонажей не симпатизируешь, потому что скука смертная.
Но в этом самом контексте вдруг пришло время для СПОЙЛЕРА. Будет здесь и выворот в стиле судебных драматических триллеров и кино про гранд-аферы. И на зрителя снисходит: "О! А тут, оказывается, ещё и интрига была!" Но долго зритель не изнывает - интрига разрешается уже самим фактом своей объявленности. Зато нам, вроде бы, через козню одного из дельцов, намекают на идею произведения. Уж не знаю, насколько качественным получился спойлер (Да и было ль там, чего спойлерить?), но кто из звёзд этого дельца играет, всё равно не скажу.
А уж звёзд картине - не занимать! Неспроста бюджетец-то ого! Один Малек на две минуты экранного времени чего стоит! (Олдмана, окей, можно было и так дозированно: чай, не последнюю личность в мировой истории сыграть дали.)
Ну и оправдавшееся моё подозрение-печаль (Из-за чего я денег на билет пожадничал) : 6 и 9 августа 45-го всё-таки не удалось избежать автору (Какой же ты, Нолан, фантаст после этого?) И герою нашему, конечно, стыдно, но не особо внятно. Так что даже теряешься, про что кипиш-то весь! О том, как плохо создавать атомные бомбы? Спасибо, Кэп! (Хотя, лукавлю, в последнем эпизоде очень даже внятно) Или кино всё-таки про то, что негоже обманывать коллег в погоне за властью? (Это всё к тому недоспойлеру. См. кино. Рекомендую на скорости хотя бы x1,25) Ну такое себе мораль... Тем более, власть эта - всё в той же околобомбной сфере.
З.Ы. Ещё в одном месте, признаюсь, слукавил. Когда про холодок по спине писал. Это, что называется, для красного словца, сюжетная замануха рецензии. Спецэффекты и приёмы для иллюстрации грёз и ощущений героя - вторичны и совершенно не в жанре. Будто бы созданы специально для трейлера и только. Поэтому никакого и холодка. Пусто.