Амадей













Экранизация театральной постановки Питера Шеффера
Экранизация театральной постановки Питера Шеффера, написанная под впечатлением от трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» и одноименной оперы Николая Римского-Корсакова, которые, в свою очередь, были вольной интерпретацией биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери.
"Амадей" - без преувеличения один из лучших фильмов 80-х годов. Фантастическое сочетание музыки трагического, радостного Моцарта, визуального ряда (чего стоит один только цвет!), режиссуры и актерской игры.
Ф.Мюррей Абрахам создал очень глубокий образ Сальери. На самом деле именно он главный герой: в центре картины его драма, кризис веры, вызванный соприкосновением с гением Моцарта. А в роли последнего безупречен Том Халс: его неуместный моцартовский смех просто незабываем, во многом именно благодаря ему "Амадей" смотрится на одном дыхании.
В фильме нет ни одной лишней сцены - очень точная и логичная режиссура, внимательная к деталям. Блеска добавляют замечательные эпизоды, изображающие постановку моцартовских опер. И, безусловно, самая сильная сцена - когда умирающий Моцарт диктует Сальери "Confutatis" из Реквиема.
"Амадей" - просто изумительный, забавный фильм, но в то же время это очень серьезная история о гениальности, гибнущей от собственных слабостей, о посредственности, которая устраивает гению травлю, о власти и зависимости.
Этот фильм мой самый любимый,потряс в свое время до глубины души.
Я считаю,один из лучших исторических фильмов, исполнение Милоша Формана также сыграло свою роль.
В фильмах Формана мы видим некое противостояние личности и толпы("Народ против Ларри Флинта", "Полет над гнездом кукушки").Эта тема звучит на протяжении всего фильма.Гениальный Моцарт и серая завистливая толпа (не только Сальери, но и другие композиторы и любители музыки высшего сословия).Вся травля заканчивается апофеозом- кульминационной сценой написания последних частей Реквиема.Сколько раз смотрю, все время плачу на этом моменте.
А музыка.....(вспоминаю лицо Сальери, когда он это произносит).Действительно, музыка божественна, ведь это музыка Моцарта.
"Амадей" шедеврален, недаром уже два десятилетия подряд он занимает первые места в рейтингах лучших фильмов(в том числе и 20-го века).
Следует отметить, что фильм отличает особый юмор. Ибо великий композитор, гениальный Моцарт, сам Моцарт представлен здесь вполне простым человеком, не чуждым обычных проявлений радости, грусти, ведущий такой же образ жизни, как и все простые люди.
И, что еще, Моцарт имеет свой неповторимый смех. Это странное хихиканье. Вопрос: зачем? да просто этот гений - ребенок по жизни! ему чужды никому не нужные правила. Он создает свою игру сам, но никто ее не принимает.
Об этом фильм.
Истории о гениях всегда сложно снимать. Это следует делать либо очень аккуратно, чтобы никого случайно не задеть, либо как видишь, как чувствуешь. Но тогда уж надо идти до конца.
И только не побоявшись и широко шагнув, можно снять действительно хорошее кино.
Музыка ненависти и упоения.
“Я покровитель всех посредственностей в мире” - горько шутит Антонио Сальери в финале биографического фильма, основанного на театральной постановке Питера Шеффера, в которой звучат мотивы пушкинского произведения “Моцарт и Сальери”. Уникальный дар и заурядность человека - основная тема фильма “Амадей”. Картина Милоша Формана не пытается воссоздать точную биографию Вольфганга Амадея Моцарта. Это, скорее всего, фантазия на тему взаимоотношений способного, но не более, Сальери и безгранично талантливого Амадея Моцарта. Взяв за основу жизненные пути этих музыкантов, режиссер размышляет о природе гениальности, зависти, о наших отношениях с Богом. Антонио Сальери мучительно размышлял о том, почему одним людям дается все легко, а другие вынуждены прилагать немалые усилия в достижении успеха, и ответом был Моцарт, в музыке которого заключено все самое прекрасное на земле. Сальери отказался от всего, посвятил свою жизнь музыке, через которую хотел прославить Творца и стать самым великим композитором. Его усердие и настойчивость были оценены. Он стал придворным композитором в Вене, столице мировой музыки, пользовался всеобщим почтением, его произведения имели успех. Но услышав однажды волшебные звуки, Сальери понял, что все его музыкальные труды ничтожны по сравнению с музыкой Моцарта. Отчаяние овладело Сальери. Почему Бог вложил в него желание создавать музыкальные произведения, но отказал в способностях. Вместо этого талантом был наделен какой-то непривлекательный шут, балагур, отпускающий пошлые шуточки. Для композитора Антонио Сальери всего ужаснее было, что таким образом Господь посмеялся над ним, над его преданностью музыке. В нем борются два начала: безграничная любовь к совершенной музыке Моцарта и такая же безграничная ненависть к самому композитору.
Сердце Антонио Сальери наполняется яростью, завистью. Задумав одержать верх над Богом, он решает погубить самое прекрасное его создание – Моцарта. Сальери заказывает совсем больному, нищему композитору Реквием, обещая хорошо заплатить. Музыкант соглашается, понимая, что эту похоронную музыку он пишет для себя. Вымыслы и правда биографии великого композитора дают представление о страхе, незащищенности, которые сопровождали его последние годы жизни. Сюда добавляется неприспособленность к жизни, безденежье. Все это повлияло на болезненное состояние композитора, почти в бреду диктующему Сальери ноты последнего произведения. Сальери хотел, чтобы на похоронах Амадея звучал печальный Реквием, авторство которого думал присвоить себе. Бог забрал Моцарта прежде, чем осуществится страшный замысел. Господь не позволил засиять посредственному Сальери в лучах уникального дара Моцарта. Но когда говорят о жизни австрийского композитора, вспоминают и Антонио Сальери. Так же как и Иисуса Христа с Понтием Пилатом. В этом заключается подлинное величие гения, что он сквозь время проносит свою эпоху и людей, любивших и ненавидевших его. Они тоже становятся частью истории.
Милош Форман делал картину о жизни великого композитора. Разумеется, музыка играет в фильме важную роль. В нем представлены, прекрасно поставленные музыкальные номера, передающие непостижимые настроения прекрасной музыки Моцарта. Чем совершеннее были музыкальные сочинения Амадея, тем мрачнее и завистливее становился Сальери. Обреченность, недоумение и вместе с тем, благой трепет говорят глаза Антонио Сальери, когда он видит нотные записи Моцарта, где нет неточностей и исправлений. Он понимает, что волшебные звуки диктуются сверху и что он лишен этого дара. Сальери с удовольствием воспринимает запрет на постановку опер Амадея, но это становится слабым утешением, потому что он знает, что “Дон Жуан” и “Свадьба Фигаро” безупречны. Моцарта не стало, и Антонио Сальери был обречен на незавидную участь. На протяжении многих лет наблюдал, как забывают о нем и его музыке. А неповторимое творчество австрийского музыканта находило отклик в душах людей, принося мучительные страдания Сальери. На исповеди священнику, пришедшему в сумасшедший дом, где находится бывший придворный композитор, рассказывается история преклонения перед музыкальным гением Моцарта и безумная ненависть и зависть, которые овладели Сальери. Его слова - «что кругом одни посредственности и я их покровитель”- печальный пример человека, создававшего хорошую музыку, тонко понимающего её, но творившего в одно время с великим человеком, масштаб личности и талант которого живет и сейчас. Чудаковатый смех Амадея, по-детски наивный и безудержный завершает печальное повествование Сальери. Он слышится ему, напоминая, что божественный гений не может быть погублен и предан забвению
Видимо с учётом чеха-Формана, вышло и не клюквенно голливудски, и не тяжеловесно европейски. Образ дегенеративно смеющегося Моцарта, почти мальчишки-неуча, достаточно спорный. В плане Сальери, накатанная со времён Пушкина схема злого гения для Амадея - тоже достаточно избита. А вот само построение фильма вполне понравилось. Повествование-воспоминание от лица самого Сальери не привязано ко времени и ни к каким событиям в жизни главного героя, кроме самой музыки им написанной. Музыки вообще много, но ровно настолько, чтобы не заскучать. Подбор актёров для воплощённой истории порадовал, общая костюмность и пышность фильма не превышает границ восприятия. Ну и вообще чувствуется фильм "класса A", правда послевкусия он почти не оставляет.