Фильм

Фильм Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»

The French Dispatch (2021, США, Германия), IMDb: 7.5

1/40

Уэс Андерсон — про американских журналистов во Франции

Десятый фильм Уэса Андерсона — «любовное письмо журналистам, которые стояли во главе отделения американской газеты в Париже XX века». В фильме будет три сюжетных линии, объединенных репортерской тематикой, а снялись в ней любимые актеры режиссера — Билл Мюррей и Тильда Суинтон плюс Фрэнсис МакДорманд, Бенисио Дель Торо, Джеффри Райт и вездесущая восходящая звезда Тимоте Шаламе.

СтранаСША, Германия
РежиссерУэс Андерсон
Продолжительность1 час 48 минут
Дата выхода6 июля 2021
Дата выхода в России18 ноября 2021
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»»

7Газета жизнь

Уэс Андерсон уже утомил всех приличных людей, которые приезжают в Канны за высоким искусством, своими бесконечными фильмами-капустниками без сложных смыслов, зато с каждым кадром, вылизанным до видимой безупречности. Жаль, что в загруженном каннском конкурсе немногие могут разглядеть, что же имел в виду этот эстет с режиссерским обсессивно-компульсивным расстройством, вынуждающим его вечно сортировать всех актеров и объекты в кадре из соображений осевой симметрии.

«Французский вестник» на первый взгляд кажется сущей дребеденью, очередным заседанием постоянно снимающихся у Уэса актеров, но на этот раз в новом сеттинге. Якобы это экранизация одного из номеров одноименного с фильмом журнала — вкладыша к американской провинциальной газете, который пишут специальные корреспонденты из французского города Аннуя. Предисловие, три спецматериала, заключение с эрратой (работой над ошибками предыдущих номеров) и некрологами. По сути, перед нами тщательно и обильно стилизованный фильм-альманах с парой необязательных зарисовок о жизни редакции (главред — Билл Мюррей, редакторы — Элизабет Мосс и другие). Новеллы очень разные и в то же время исполнены в одном и том же стиле:

сначала — проникновенное размышление о судьбах современного искусства, где зек-психопат (Бенисио дель Торо) оказывается великолепным художником в заточении, музой ему служит жесткая надзирательница (Леа Сейду внезапно полностью обнажается), а продюсером — прыткий антрепренер (мы скучали, Эдриан Броуди). Все это задекорировано под искусствоведческую лекцию, которую читает Тильда Суинтон с накладными зубами;

затем — годаровская зарисовка об очередной, как это принято во Франции, неудавшейся революции, управляемой, как это стало принято в XX веке, студентами. Сумрачный шахматный гений (Тимоте Шаламе в смешных усах) становится слишком важен для журналистки сильно старше его (Фрэнсис МакДорманд играет вновь у Андерсона, но как‑то блекло), которая следит за его путем от клетчатой доски до иконы восстания, обреченного на поражение.

наконец — одновременно детская и жанровая история, которую якобы рассказывает очередной корреспондент «Французского вестника» (Джеффри Райт) на телевизионном ретроток-шоу пытливому ведущему (Лив Шрайбер). В ней будут замешаны званый обед у комиссара полиции (Матье Амальрик), грандиозная погоня по всему городу, обставленная в виде анимационной вставки, стилизованной под комиксы о Тинтине, благородное самоубийство японского шеф-повара и так далее. Здесь в разных ролях мелькают Уиллем Дефо, Сирша Ронан, Кристоф Вальц и многие другие — всех не разглядеть за сиянием остальных.

Зачем же вы стараетесь, мистер Андерсон? Зачем вам это бесконечное мельтешение, от которого непременно у любого достаточно снобирующего зрителя непременно разболится голова? А вот зачем: очевидно, что Уэс не ставит перед собой сложных задач высказаться о судьбах мира, нарочно отказывается от любой социальщины, но при этом снимает кино вневременное, подчеркнуто ретроманское.

Если в его мультфильмах, например, в «Острове собак», мания режиссера к размножению мелких деталей выглядела как попытка разнообразить анимированные кадры, то в игровом кино эта же его черта превращается в определенное художественное заявление. Уэс словно пытается вместить в свои фильмы как можно больше материального мира — уже исчезающего, виртуализирующегося и потому столь ценного. Он хочет снять как можно больше хороших актеров своего времени, чтобы сохранить их лица для истории; показать как можно больше примет прошлого, которые ему лично бесконечно дороги.

Именно поэтому и выбрал в качестве главного героя даже не конкретного человека, а неодушевленную вроде бы вымышленную газету, в каждой строчке которой в былые дни был виден живой человек, который хочет поговорить с читателем о чем‑то очень ему важном, рассказать настоящую историю.

В эпоху, когда из кино исчезает все — сюжет, изображение, смысл, — Андерсон возвращается в прошлое и живет там, уютно завернувшись в теплые клетчатые приметы времени. Да, не все во «Французском вестнике» удачно — так, первая новелла стоит всех остальных, замысел и сюжет третьей части вовсе ускользнет от даже самого внимательного зрителя, не всех актеров в принципе можно заметить, настолько густо они задекорированы. Но уже хотя бы за интенцию сохранить для нас то немногочисленное настоящее, что еще осталось в нашем умирающем мире, — большое гуманистическое merci.

9 августа 2021
Материалы о «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»»
20 фильмов, которые мы ждем с Каннского кинофестиваля 2021 года
20
фильмов, которые мы ждем с Каннского кинофестиваля 2021 года
17 июля 2021
Одобрено Каннами-2020: лайнап главного кинофестиваля на свете
Одобрено Каннами-2020: лайнап главного кинофестиваля на свете
4 июня 2020
«Дау» и другие громкие кинопремьеры без даты выхода в России
«Дау» и другие громкие кинопремьеры без даты выхода в России
25 января 2019
Что пишут пользователи «Афиши» про «Семейку Аддамс: Горящий тур», «Герду», «Демоник», «Хеллоуин убивает», «Кошачьи миры Луиса Уэйна», «Хорошего, плохого, копа» и «Дракулова»
Что пишут пользователи «Афиши» про «Семейку Аддамс: Горящий тур», «Герду», «Демоник», «Хеллоуин убивает», «Кошачьи миры Луиса Уэйна», «Хорошего, плохого, копа» и «Дракулова»
25 октября 2021