Мультфильм, Приключение, Комедия |
12+ |
Уэс Андерсон |
23 октября 2009 |
1 час 27 минут |
Существует такой старый, но неизменно увлекательный сюжет о приключениях хитрого лиса, получивший распространение в европейских сказках. Сформированный в XII-XIII веках цикл сказок «Роман о Лисе», в 1793 году он нашел отражение в поэме Гёте «Рейнеке-лис», английскую и валлийскую традицию, пока не попал к Роальду Далю. «Бесподобный Мистер Лис», таким образом, оказывается основанным на легендах восходящих к раннему Средневековью, но получивший обработку середины XX века, где и лисы, и их вечные противники фермеры технически оснащены, но по-прежнему главным их оружием остается пытливый ум, причем лисий ум, как повелось, всегда на порядок выше.
Мистер Фокс — это Рейнеке, который обзавелся семьей, устроился на работу журналистом и выплачивает кредит за жилье. Но цивилизация не притупила охотничьи инстинкты Мистера Фокса, и как его многочисленные предки, он заглядывается на птичьи фермы, томясь от основательной жизни, пока, наконец, не срывается, и не обчищает с подельниками хозяйства самых злых и вредных собственников, подставив под удар не только себя и свою семью, но и всех остальных животных. Выловить Мистера Фокса становится делом чести, и начинается партизанская война на уничтожение.
Фееричная сказка Роальда Даля — идеальный для экранизации материал, к ценности которой подошли с особым уважением. В «Бесподобном Мистере Фоксе» нет плоских шуток и плоского изображения, картинка не нарочито яркая и не слепит глаза — это старая добрая кукольная анимация, которую используют сейчас в особо важны проектах, когда хотят, чтобы мультфильм не исчез из поля зрения после двух недель проката. Не сказать, чтобы куклы были великолепными, но их простота по сравнению с «Мэри Максом», призвана подчеркнуть, что события разворачиваются в определенной эпохе и пространстве, с которой каждый знаком по детским сказкам. Музыка кантри, песенки о фермерах и Лисе привносят еще больший антураж.
Мистер Фокс, одетый с иголочки, его жена, с добрыми и мудрыми глазами, вечно бунтующий подросток-сын и идеальный кузен, глуповатый друг и жестокий враг — все так узнаваемо и так близко, все откуда-то из детства, но было бы ошибкой считать, что «Бесподобный Мистер Фокс» — это преимущественно произведение для детей. Отнюдь, фильм Уэса Андерсона рассчитан, по-видимому, и на более взрослую аудиторию, так как перекормленный пиксаровской продукцией дети могут сказать, что «Бесподобный Мистер Фокс» — это какая-то неяркая тряпичная халтурка, но мы то знаем, что кукольная покадровая анимация чрезвычайно сложна, и способны больше считать с сюжета. А считывать есть что! Чего только стоит новая подземная жизнь зверей, или взросление лисят? Мистер Фокс и вовсе оказывает драматическим персонажем, раздираемым внутренними противоречиями, мечущийся между инстинктами и семьей неспособный прижиться к цивилизации, но волевым усилием сумевший объединить под конец и то, и другое.
С тех пор как мультфильмы перестали принципиально отличаться друг от друга, нам нужно было нечто действительно бесподобное, оригинальное и как из детства. Мистер Фокс оказался бесподобным и очень близким, и очень серьезным, и детским. Он стал событием и вошел в десятку лучших фильмов года. Бесподобный Мистер Фокс!
Несколько чумарозный мультфильм о зверях внутри и снаружи людей - и наоборот. Как всегда с Уэсом Андерсоном - мне неясно, что он хотел сказать своим творением, но что-то несомненно сказал, и я уже не буду прежней, но вот дойдет ли до меня когда-нибудь, не гарантирую.
Первое, на чем спотыкается взгляд в мультфильме — это анимация. Вместо классических треугольно-квадратно-округлых форм, скупых на детали в своих малочисленных поверхностях, волосатые и мохнатые герои, их лица с не очень-то плавными эмоциями. Создается такое впечатление, что перед тобой старый советский мультик, небрежно отснятый какой-нибудь зачуханной студией. Но нет. Это чувство быстро проходит, уступая место благородному наслаждению мультфильмом.
Происходящее на экране быстро классифицируется мозгом как пища для детских умов. История выполнена в притчевом стиле, отчего начинает жутко хотеться хотеть зевать. Примерно минуты до третьей. Потому что вместо упрощения, присущего всем детским жанрам, в мультфильме, напротив, наблюдается посильное усложнение стандартных сюжетных форм. История изобилует всяческими деталями и кому-то может показаться даже затянутой в связи с неоднократными бросками из одной расстановки в другую. Все это обильно помазано английским юмором, пусть и слегка арт-хаусным, которого, кстати, хоть попой ешь. Так что пробьет на смех, думаю, даже стейк с кровью, инкогнито затесавшийся в зрительный зал в темных очках и шляпе.
Это еще не все. Главной изюминкой этого великобританского творения я бы назвал, все-таки, тот драйв, с которым все это снято. Не знаю как это называется точно — монтаж ли, операторская работа или режиссура. Но даже в мелких перемычках, связывающих отдельные сюжетные вехи, даже в шутках, где, казалось бы, ну что еще можно впихнуть, вдруг вклинивается это самое «что-то», заставляющее хихикать, похрюкивая, и потирать ручонки. Какие-то то ли аллюзии на целые жанры, то ли по-детски смешные придурковатости кукольного театра.
Я бы рекомендовал этот мультфильм всем без исключения: детям, их родителям, любителям попсового кино, любителям арт-хаусного кино, экшнов, комедий, семейных фильмов и мультфильмов. Разве что занудам бы не стал — эти вечно найдут к чему придраться: «Ничего не понял, — скажут. — Весь мультфильм проспал.»
Мультфильм есть не что иное как очередная типичная работа Андерсона - просто без приевшихся актеров. Но отказавшись от них, режиссер создал наиболее очаровательное свое кино. Такое ощущение, что другие режиссеры делали детские фильмы для детей, Андерсон же сделал фильм для своего внутреннего ребенка.
Адаптируя сказку Роальда Даля, Андерсон дал волю своему воображению, передвигая рамки мультипликации ближе к кукольному театру.
Мистер Фокс – семьянин, которого не совсем устраивает сложившееся положение вещей. Некогда он дал слово жене и поменял промысел своей молодости – кражу цыплят – на более безопасный – теперь он ведет колонку в газете, женат, имеет нескладного сына. Все, что нужно для кризиса среднего возраста!
Он чувствует, что ему необходимо совершить «последнее дело», ограбив птичники самых вредных и злобных фермеров в округе – Боггиса, Банса и Бина. А тут еще приезжает погостить племянник – умник, спортсмен, увлекается йогой, отчего Фокс-младший выглядит совсем нелепо и кипит комичной ревностью. Помимо прочего очень интересно наблюдать за альтернативным лисьим миром со своими законами и правилами, ходом времени, бытом
Но Фокс не просто грабит курятники. Он задается вопросом – кто я? и могу ли я быть счастлив «без курицы в зубах»? Могу ли примирить свою дикую природу животного, врожденное беспокойство, со степенными удовольствиями семейного досуга? променять ощущения риска и опасности на удовольствие, полученное от фильма или книги?
Ландшафт в мультфильме напоминает школьную диораму, собранную учениками. Нескладные манекены с их резкими движениями очень притягивают, вызывая теплые воспоминания о детстве, что выгодно оттеняет их после холодной компьютерной графики современной мультипликации. И будь мультфильм сделан, например, на IMAX-е, он, несомненно, потерял бы свое обаяние. Мистер Фокс – прекрасный пример того, что можно сделать с казалось бы устаревшей кропотливой техникой, которая вдохнула жизнь еще в первого Кинг-Конга.
Смущает, что Мистера Фокса обозначают как семейный мультфильм. Думаю, большинство детей будут озадачены после просмотра, если не уснут во время него. В остальном Бесподобный мистер Фокс получился просто бесподобным и несомненно лучшим анимационным фильмом за прошедший 2009 год.
А, черт, это же твоя фирменная фишка!
Когда твоя девушка-хиппи сообщает, что она беременна, как только вы оказываетесь в западне, ты вспоминаешь, что выход есть всегда, даже если он там же где и вход, или что ты умеешь копать. И ты готов копать очень долго ради своей возлюбленной и ваших детей. И ты даже готов отказаться от своего любимого занятия, которое делает тебя живым, чтобы не подвергать вашу семью опасности. И спустя годы ты понимаешь, что почти не живешь, и возвращаешься к тому, что любишь! А еще ты - лис. Но об этом забываешь очень быстро.
Замечательная картина про любовь, заботу и единение; про уникальность, сплоченность и волю к победе; про взаимоподдержку, лидерство и веру. А еще теперь можно смело цокать и щелкать пальцами, не обращая внимания ни на что хотя бы потому что это фишка.