Целые индустрии стали жертвами пандемии коронавируса, среди них оказался и кинопрокат. Точные потери еще только предстоит оценить, но уже сейчас известно, что, по предварительным данным, только сборы кинотеатров сократились примерно на 70% (на 30 млрд долларов в абсолютных цифрах) год к году. К году, когда был установлен исторический рекорд: кинотеатры во всем мире заработали 42,5 млрд долларов. На этот раз все было совсем иначе.
Январь в России прошел при доминировании комедии «Холоп», которая в итоге заработала 2,7 млрд рублей и стала самым кассовым российским фильмом в истории, обойдя «Движение вверх». В мировом прокате в это время гремел фильм «Плохие парни навсегда», который оказался не просто неплохим боевиком, но полноценным перезапуском давно, казалось, заглохшей франшизы. Мало кто мог тогда представить, что возвращение Уилла Смита и Мартина Лоренса, собрав 426 млн долларов, останется в числе лидеров проката по итогам года. Уже тогда с пугающей частотой появлялись новости о вспышке коронавирусной инфекции в Китае, где, в итоге, кинотеатры были закрыты уже в начале года.
Кассу февраля в России сделали, по сути, два фильма: отечественная мелодрама «Лед-2» и «Джентльмены» Гая Ричи. Последний фильм был настолько тепло принят российскими зрителями, что стал самым кассовым проектом Ричи в российском прокате. Также достойно как в России, так и в мире выступили «Соник в кино» и «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн».
Уже в марте ситуация с распространением вируса приняла глобальный масштаб, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии коронавируса. Одна за одной страны объявляли локдауны, с 23 марта в России прекратили работать кинотеатры, концертные площадки, театры и другие общественные пространства. Тогда же последовали первые громкие переносы премьер: раньше других на полгода был отложен 25-й фильм о Джеймсе Бонде «Не время умирать» (осенью MGM вновь перенесла премьеру, на этот раз на 1 апреля 2021 года), после этого кинокомпании было не остановить. Вот лишь малая часть релизов, которые стояли в графике премьер на 2020 год, переносились по несколько раз, но так и не вышли в российский прокат по тем или иным причинам: «Черная Вдова», «Тихое место-2», «Форсаж-9», «Чудо-женщина: 1984», «Дюна», «Душа», «Пила: Спираль», «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан», «Топ Ган: Мэверик».
Российские кинотеатры были закрыты более четырех месяцев и открылись с 50-процентными ограничениями посещаемости лишь в августе. В период локдауна внимание зрителей переключилось на стриминговые сервисы, которые оперативно предложили пользователям бесплатные подписки. Некоторые премьеры фильмов вместо кинотеатров были перенесены в онлайн (как в России, так и в мире), самый громкий и успешный пример у нас — «Спутник» Егора Абраменко, который сразу полюбился отечественным зрителям, а осенью неождианно вошел в лидеры жанрового чарта iTunes. В конце весны российские прокатчики и кинотеатры попробовали запустить формат автокинотеатров в разных городах, показывая по большей части хиты начала года или прошлых лет, но существенного влияния на близкие к нулю сборы это не принесло.
В середине июля российские власти объявили, что кинотеатры смогут возобновить работу с 1 августа при ограниченной 50% заполняемости залов. Тогда же стало известно, что первые громкие премьеры после локдауна состоятся в начале сентября: на эти даты были утверждены «Довод» Кристофера Нолана, диснеевская «Мулан» и даже «Новые мутанты». Если первые два фильма по большей части оправдали ожидания прокатчиков, заработав в России 942,5 млн и почти 400 млн рублей соответственно, то «Новые мутанты» провалились даже в условиях отсутствия в прокате почти всех блокбастеров, собрав 82 млн рублей.
Важно отметить решение Disney выпустить «Мулан» в гибридном формате: в условиях закрытия большей части кинотеатров в Северной Америке фильм вышел сразу на стриминговом сервисе Disney+ в тех странах, где он доступен, и в традиционных кинотеатрах, где стриминг не работает. Например, в России и Китае. Чуть позже эту схему дистрибьюции в несколько измененном виде анонсирует Warner Bros. для всех своих премьер в 2021 году.
Оставшаяся часть года прошла по похожему сценарию. С началом второй волны эпидемии заполняемость российских кинотеатров сократили с 50 до 25%, но график релизов оставался стабильным (стабильно пресным), как и бокс-офис (слабым). Крупнейшие сборы после снятия локдауна в России показали «Довод», «Непосредственно Каха» (543 млн рублей) и «Мулан».
Важный итог года для мирового кинопроката — впервые в истории мировым лидером по кассовым сборам кинотеатров стал Китай, а не США. Китайские кинотеатры сначала с ограничениями, а затем и без них, возобновили работу летом и к осени вышли на полную мощность. Как результат — сразу два китайских фильма, «Восемь сотен» и «Цзян Цзыя: Легенда об обожествлении», вошли в топ-10 самых кассовых лент года, а первый и вовсе смог перехватить лидерство в рейтинге у «Плохих парней навсегда».
Еще один итог, последствия которого еще только предстоит осознать, — то самое решение Warner Bros. выпустить все свои громкие релизы 2021 года в гибридном формате: одновременно на стриминговом сервисе HBO Max и в обычных кинотеатрах. Первой ласточкой на рождественских праздниках стала «Чудо-женщина: 1984» (в российских кинотеатрах — c 7 января), далее в списке значатся «Дюна» Дени Вильнева, «Матрица-4» Ланы Вачовски, экранизация бродвейского мюзикла «На высоте мечты», «Множественные святые из Ньюарка» (приквел «Клана Сопрано»), «Отряд самоубийц-2» Джеймса Ганна, триллер «Мелочи» с Дензелом Вашингтоном, новые «Том и Джерри», «Смертельная битва» и «Космический джем», «Годзилла против Конга», «Воспоминание» и другие картины.
Корпорация Disney тоже не осталась в стороне и поделилась планами сразу на несколько лет вперед. Студия объявила, что продолжит выпускать фильмы в кинотеатральный прокат, однако все больше проектов будут создаваться именно для выхода на Disney+ и других стримингах компании.
Самые кассовые фильмы российского проката:
Для сравнения отметим, что по итогам 2019 года сразу три фильма преодолели отметку в 2 млрд рублей в российском прокате: «Король лев», «Мстители: Финал» и «Т-34». Еще 11 релизов собрали более миллиарда рублей: от продолжения «Малефисенты» и «Джокера» до «Форсажа: Хоббс и Шоу» и «Оно-2».
Самые кассовые фильмы мирового проката:
Этот рейтинг еще нагляднее демонстрирует масштаб катастрофы, которая постигла кинорынок. Как мы видим, ни один релиз не собрал в прокате даже полумиллиарда долларов. Совсем иначе обстояли дела в 2019-м, когда только блокбастер «Мстители: Финал» заработал почти 2,8 млрд долларов, установил исторический рекорд и стал самым кассовым фильмом в истории кино, обогнав «Аватара». Еще восемь картин в прошлом году преодолели рубеж в миллиард долларов: от «Короля льва» и «Холодного сердца-2» до «Аладдина».