Этот без пяти минут неоклассический фильм Андрея Кончаловского символизирует, насколько сильным может быть противоречие между тем, что там режиссер себе думает о жизни, и тем, что он наснимал. Может, конечно, такое быть, что постановщик все понимает, но напрямую противоречит собственным выводам. Если в интервью 83-летний режиссер-ветеран, как кажется, на голубом глазу говорит, что в целом одобряет Сталина, то его же новый, во многом итоговый фильм «Дорогие товарищи», уже начиная с собственного горько-иронического названия, намекает, что это глубоко антисоветское, а, стало быть, антисталинистское высказывание. Героиня Юлии Высоцкой, патриотично настроенная партработница из Новочеркасска, чьими глазами мы видим печально известный расстрел заводчан-демонстрантов, который действительно произошел в 1962 году, теряет в сутолоке протеста собственную дочь, и даже когда смиряется с ее возможной гибелью, все равно утверждает, что ее страну мог бы спасти только Сталин. Очевидно, политический комментарий фильма как раз в том, что эту страну никто бы не спас, уж особенно кровавый тиран. Вообще многим сегодняшним правительствам можно задать те же вопросы, которые заочно задает Кончаловский советским партийным бонзам. «Дорогие товарищи» — необычайно мастерское, олдскульное (олдскульное — в смысле, что такое сейчас уже не снимают, потому что некому, но нам повезло, Кончаловский еще жив и плодотворен), очень своевременное, без лишних умолчаний красивое, драматичное и трагичное кино. Скорее всего, это уже точно один из лучших российских фильмов года.
Исторический, Драма |
16+ |
Андрей Кончаловский |
12 ноября 2020 |
2 часа 1 минута |