История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж













Драма Андрея Кончаловского про деревенскую красавицу
История скромной колхозницы Аси, полюбившей разгильдяя Степана. Документальная мелодрама Андрея Кончаловского.
Городской жених (Егорычев) предлагает колхозной поварихе Асе (Саввина) руку и сердце, а она предпочитает разбитного шофера (Сурин), хоть и чувствует, что это роковое увлечение оставит ее матерью-одиночкой.
Кончаловский впоследствии показал себя мастером на все руки — от элегий до голливудского экшена. Код этой универсальности заложен во второй (и лучшей) картине режиссера по сценарию Юрия Клепикова. Ее полное название само по себе шедевр: «История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была». Документальная мелодрама — сочетание почти немыслимое. Впервые в послевоенном советском кино возникают неотлакированные картины деревни, которые в отличие от жизнеподобных фактур 20-х годов не взывают к революционным преобразованиям. Поражает синхроном записанная, почти не отцензурированная речь колхозников, прошедших через фронт и ГУЛАГ. Но все это было бы маленькой радостью «полочного» кинематографа, если бы не бесподобная Ася в исполнении Ии Саввиной. Ничуть не похожая на породистых деревенских красавиц Мордюковой и Чурсиной, она брала не статью, а нежностью, не картинными страданиями, а настоящей жертвенностью. Ася — сестра Дурочки из «Андрея Рублева» (соавтором сценария которого был Кончаловский) и героинь Чуриковой. Спустя почти тридцать лет в сиквеле «Аси Клячиной» Чурикова и заменит Саввину — но чудо не повторится.
иногда большие фильмы лежат на полках по двадцать лет. почему этот фильм большой? потому что современный. до сих пор и всегда. он о том, как в любые времена где-то рядом гудят танки, в газетах пишут про НАТО, и здесь же люди возвращаются с войны, любят друг друга, рожают детей. это фильм о женщине и матери, которую никогда не поймут мужчины. и ещё этот фильм - талантливый. Кончаловский взял только трёх профессиональных актёров, остальные роли отдал обычным сельским жителям. И все справились. Людям не понадобилось профессиональное образование, чтобы рассказать правду. Они - настоящие, искренние, честные, не боятся камеры. Редкий случай, когда художественное кино становится документальным, когда искусство перетекает в жизнь. Ия Саввина не потерялась в этой настоящей среде и ни на секунду не актёрствует - она соль этой земли, её основа. "История..." - тот редкий случай, когда находится ответ на сложный вопрос - как избежать пафоса и ненужной поэзии, как при этом опоэтизировать обычную жизнь, незаметное сделать заметным. Жаль, что сегодня такой фильм никто не снимет.
Сейчас, наверное, этот фильм мало кому будет понятен, а тем более, близок, но на меня "История Аси Клячиной", конечно, произвела огромное впечатление; правда, смотрел ее я тоже далеко не в 66-м году, но хотя бы имея представление, о чем эта картина, и насколько смелой она была для того времени.
В первый раз она потрясла меня как документ эпохи, потому что художественная и документальная составляющая сочетаются в ней, создавая ни с чем не сравнимое ощущение, когда личная история преломляется в общей, и наоборот.
Пересмотрев недавно, я обнаружил, что это гениальный не только по замыслу, но и по исполнению художественный фильм. В первую очередь, по исполнению Ии Саввиной, безусловно, но и сам Кончаловский сделал все, что зависело от него, чтобы получился шедевр. И он получился.
Грустноватое кино о судьбе советской колхозницы, забеременевшей от шофёра, не признающего своё дитя. Параллельно ей делает безответное предложение успешный односельчанин, вернувшийся из города. Проблема выбора решается не головой и не сердцем - по-девически иррационально. Любителям "домашних родов" понравится эпизод в овраге под кустами.
Я думаю, не правильно считать "Историю Аси Клячиной" документом эпохи. Нет там эпохи, там есть люди - хорошие и обычные, со своими драмами и проблемами, с любовью, отказами, желанием, непониманием. И есть трогательный рассказ об Асе - тихой, уютной, мирной, мудрой. И весь фильм с таким же характером. Интересно смотреть на красивых людей, интересно слушать их монологи, переживать за них. Они как будто рядом, как будто не разделены временем длиной в полвека. Есть странное и привычное одновременно родство. Мне очень понравилось.
Об этом фильме одновременно просто рассказать, констатировав весомым - гениально! Это не лукавство, не выдуманная оценка. Именно так можно выразить впечатления и эмоции. С другой стороны - сложно. В простеньком, но пафосном "гениально" нет глубины, тонкости чувств, переживания и зрительского, и внутри фильма. Я если честно, вообще не знаю, в каких словах описывать впечатления от этого фильма. Он прекрасен.