Фильм

Фильм История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж

СССР, Россия, 1966
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – афиша
© Афиша
1/10

Драма Андрея Кончаловского про деревенскую красавицу

История скромной колхозницы Аси, полюбившей разгильдяя Степана. Документальная мелодрама Андрея Кончаловского.

СтранаСССР, Россия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 39 минут
Дата выхода1 января 1966
Дата выхода в России1 января 1966
Возрастное ограничение12+
Самые ожидаемые события
Родился в семье писателя Сергея Михалкова, но взял фамилию матери. Старший брат Никиты Михалкова, активный общественный и политический деятель. В юности находился под влиянием Акиры Куросавы, поставил несколько нонконформистских фильмов (самый тернистый путь к зрителю был у шедевра с полным названием «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была»), а затем перебрался в Голливуд, где снял несколько заметных жанровых картин, среди которых: «Поезд-беглец», «Танго и Кэш», мини-сериал «Одиссей». Новый творческий импульс получил после женитьбы на актрисе Юлии Высоцкой. Затем был провальный трехмерный эксперимент «Щелкунчик и Крысиный король», номинировавшийся на «Золотую малину» с исчерпывающей формулировкой: «Убивающее глаза использование 3D-эффектов». Однако с документальной картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» началась вторая молодость режиссера. За нее, а затем и за экзистенциальную драму «Рай» о холокосте Кончаловский два раза подряд получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.
Рецензия «Афиши» на фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»
9

Городской жених (Егорычев) предлагает колхозной поварихе Асе (Саввина) руку и сердце, а она предпочитает разбитного шофера (Сурин), хоть и чувствует, что это роковое увлечение оставит ее матерью-одиночкой.

Кончаловский впоследствии показал себя мастером на все руки — от элегий до голливудского экшена. Код этой универсальности заложен во второй (и лучшей) картине режиссера по сценарию Юрия Клепикова. Ее полное название само по себе шедевр: «История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была». Документальная мелодрама — сочетание почти немыслимое. Впервые в послевоенном советском кино возникают неотлакированные картины деревни, которые в отличие от жизнеподобных фактур 20-х годов не взывают к революционным преобразованиям. Поражает ­синхроном записанная, почти не отцензурированная речь колхозников, прошедших через фронт и ГУЛАГ. Но все это было бы маленькой радостью «полочного» кинематографа, если бы не бесподобная Ася в исполнении Ии Саввиной. Ничуть не похожая на породистых деревенских красавиц Мордюковой и Чурсиной, она брала не статью, а нежностью, не картинными страданиями, а настоящей жертвенностью. Ася — сестра Дурочки из «Андрея Рублева» (соавтором сценария которого был Кончаловский) и героинь Чуриковой. Спустя почти тридцать лет в сиквеле «Аси Клячиной» Чурикова и заменит Саввину — но чудо не повторится.

12 мая 2007
9

иногда большие фильмы лежат на полках по двадцать лет. почему этот фильм большой? потому что современный. до сих пор и всегда. он о том, как в любые времена где-то рядом гудят танки, в газетах пишут про НАТО, и здесь же люди возвращаются с войны, любят друг друга, рожают детей. это фильм о женщине и матери, которую никогда не поймут мужчины. и ещё этот фильм - талантливый. Кончаловский взял только трёх профессиональных актёров, остальные роли отдал обычным сельским жителям. И все справились. Людям не понадобилось профессиональное образование, чтобы рассказать правду. Они - настоящие, искренние, честные, не боятся камеры. Редкий случай, когда художественное кино становится документальным, когда искусство перетекает в жизнь. Ия Саввина не потерялась в этой настоящей среде и ни на секунду не актёрствует - она соль этой земли, её основа. "История..." - тот редкий случай, когда находится ответ на сложный вопрос - как избежать пафоса и ненужной поэзии, как при этом опоэтизировать обычную жизнь, незаметное сделать заметным. Жаль, что сегодня такой фильм никто не снимет.

1 января 2016
9

Сейчас, наверное, этот фильм мало кому будет понятен, а тем более, близок, но на меня "История Аси Клячиной", конечно, произвела огромное впечатление; правда, смотрел ее я тоже далеко не в 66-м году, но хотя бы имея представление, о чем эта картина, и насколько смелой она была для того времени.

В первый раз она потрясла меня как документ эпохи, потому что художественная и документальная составляющая сочетаются в ней, создавая ни с чем не сравнимое ощущение, когда личная история преломляется в общей, и наоборот.

Пересмотрев недавно, я обнаружил, что это гениальный не только по замыслу, но и по исполнению художественный фильм. В первую очередь, по исполнению Ии Саввиной, безусловно, но и сам Кончаловский сделал все, что зависело от него, чтобы получился шедевр. И он получился.

1 октября 2011
5Страсти колхозницы

Грустноватое кино о судьбе советской колхозницы, забеременевшей от шофёра, не признающего своё дитя. Параллельно ей делает безответное предложение успешный односельчанин, вернувшийся из города. Проблема выбора решается не головой и не сердцем - по-девически иррационально. Любителям "домашних родов" понравится эпизод в овраге под кустами.

17 марта 2016
9

Я думаю, не правильно считать "Историю Аси Клячиной" документом эпохи. Нет там эпохи, там есть люди - хорошие и обычные, со своими драмами и проблемами, с любовью, отказами, желанием, непониманием. И есть трогательный рассказ об Асе - тихой, уютной, мирной, мудрой. И весь фильм с таким же характером. Интересно смотреть на красивых людей, интересно слушать их монологи, переживать за них. Они как будто рядом, как будто не разделены временем длиной в полвека. Есть странное и привычное одновременно родство. Мне очень понравилось.

24 декабря 2011
9

Об этом фильме одновременно просто рассказать, констатировав весомым - гениально! Это не лукавство, не выдуманная оценка. Именно так можно выразить впечатления и эмоции. С другой стороны - сложно. В простеньком, но пафосном "гениально" нет глубины, тонкости чувств, переживания и зрительского, и внутри фильма. Я если честно, вообще не знаю, в каких словах описывать впечатления от этого фильма. Он прекрасен.

11 ноября 2011
Все отзывы
Читайте также
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
10 худших ролей Джонни Деппа
10
худших ролей Джонни Деппа
10 худших ролей Джонни Деппа
Онлайн-премьеры недели: «Форсаж-10», «Основано на реальных событиях», «Тихий садовник», «Два холма»
Онлайн-премьеры недели: «Форсаж-10», «Основано на реальных событиях», «Тихий садовник», «Два холма»
Онлайн-премьеры недели: «Форсаж-10», «Основано на реальных событиях», «Тихий садовник», «Два холма»
Открыть, если хочется в кино: тут скидки
Открыть, если хочется в кино: тут скидки
Открыть, если хочется в кино: тут скидки
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость