Антигламурный памфлет от Андрона Кончаловского и Дуни Смирновой, одновременно и несмешной, и неубедительный, и сам по себе довольно глянцевый.
Трагикомедия |
14+ |
Андрей Кончаловский |
23 августа 2007 |
23 августа 2007 |
1 час 57 минут |
Перманентно жующая, завитая на вилочку ростовская швея Галя, дочь шизофреника и истерички (Высоцкая), отставив хахаля-бандита (мужчину доброго и справного, но, что называется, без полета), едет в столицу делать карьеру модели. В активе у нее — несколько нарочитое фрикативное «гэ», корзинка пирожков и крайне уродливое фото самой себя, напечатанное каким-то таблоидом в разделе «Письма читателей». Вломившись со всем этим к главреду «самого главного глянцевого журнала» (в сценарии, говорят, был Vogue, но стараниями службы продакт-плейсмента в фильме фигурирует косметический журнал третьего эшелона Beauty), героиня получает предсказуемый отлуп, но из казацкого упорства остается в Москве — метать петли у русского недолагерфельда Марка Шифера (Шифрин), жить на правах компаньонки с олигархическим сутенером, терять иллюзии, фрикативное «гэ» и, конечно же, отчасти душу.
Картина, понятно, крайне своевременная. Русский гламур с его диковатой эстетикой и правилами жизни, списанными не с западных образцов даже, а непосредственно из книжки «Дьявол носит Prada», отчаянно просится на карандаш к какому-нибудь по-хорошему злому бытописателю; но если «Глянец» — очерк нравов, то очень небрежный, а если сатира — то какая-то слишком концептуальная. Кончаловский подробно экранизирует самые общепринятые умозрительные представления о пресловутом мире гламура, наотмашь клеймит его за продажность и пустоту — а тем временем у него артистка Высоцкая, наряженная Грейс Келли, вплывает в объятия олигарха, в одной фразе рекламируя сразу двух спонсоров. Сказать, что у «Глянца» совсем нет достоинств, — покривить душой. Тут показывают голыми сразу двух сестер Арнтгольц одновременно. Цирковые выходы артистов Шифрина и Серебрякова (псевдогомосексуальный консультант по моде при бандите-инвесторе) довольно хороши — пусть и происходят несколько в отрыве от остальной картины. Какое-то недоброе удовольствие есть и в том, чтобы наблюдать, как сценаристка Дуня Смирнова сводит многочисленные личные счеты — с писателем Сорокиным, с газетой «Коммерсант» (двумя пальчиками брезгливо за страничку: «Кто читает это провинциальное говно?»), с Ингеборгой, если не ошибаюсь, Дапкунайте — и так старается никого не забыть, что не слышит, как за спиной у нее с треском рушатся сюжетные направляющие, а половина героев (в том числе, увы, обе сестры Арнтгольц) проваливаются сквозь землю без всяких объяснений.
Вообще, эпический рассказ о карьере, сделанной одним местом, — это великая традиция, тянущаяся от Теккерея к Полу Верхувену, но самая необаятельная позиция, которую тут, в принципе, может занять автор, — голое осуждение. Истории о глупости лучше всего удаются людям с хирургической остротой ума, живописание пустоты — подразумевает наличие у авторов живого, пусть даже сугубо антропологического интереса к предмету исследования. А Кончаловский и Смирнова не испытывают к предмету ничего, кроме брезгливого раздражения. Чувство вроде бы законное: понятно, что гламур — это, строго говоря, страшная гадость. Но сморщенный нос не к лицу исследователю чего бы то ни было — и его уж точно не стоит носить на лице тем, кто, не дрогнув, вписывает в сценарий фразу: «Где наслаждение, там и я».
После прочтения рецензий остается какое-то странное ощущение... Нам всем в очередной раз показали как мы живем и к чему стремимся, нашу продажность и желание продаться подороже, развращенность и цинничность. А мы все хором обсуждаем, что это нам не в той манере и не теми словами сказали, и обставили не теми декорациями... И сюжетная линия не закончена, и штампы в кино, и шутки несмешные...
Ну и что, если все правда. И не очень понятно, почему все называют это комедией. Это трагедия. Мы все за редкими исключениями продаемся, кто-то дороже, кто-то дешевле. Кто-то незаметно для остальных, кто-то заметно. Но всегда сами мы об этом знаем.
И не важно кто и что продает - молодое тело или бессмертную душу. Сам или через посредника.
Мы все привели к универсальному эквиваленту - к деньгам. И стало очень удобно и понятно. И желание жить с мужчиной напрямую стало связано с его рейтингом в ФОРБС. И если этот рейтинг достаточно высокий, то уже можно наплевать на все - и кто он, и что он, и о чем он думает, и думает ли вообще.
А уж о том, как достались деньги этому конкретному мужчине можно не задумываться вообще, по крайней мере пока его не приглашают на допросы и не объявляют в международный розыск.
И как-то сформировалось поколение бл...й, которые готовы на все. Причем абсолютно на все. Любой каприз за Ваши деньги - это лозунг наших дней.
Причем среди бл...ей нет различий по половому признаку, там и мужчины и женщины. Просто такая роль женщины более очевидна.
Все правда. Есть те кто продает, кто покупает и кто продается. Причем мы постоянно меняемся в этих категориях. Только что продался, а уже покупаешь, и вот уже продаешь...
И кто-то говорил о смысле фильма. Говорил, что нет его в этом фильме. А если его нет в нашей жизни? Ведь никто не признает смыслом жизни покупку часов за 8,5 тысяч у.е.? Это кино - зеркало, оно отражает, то что есть, а не то, что мы хотели бы видеть.
А смысл конечно же есть. Но нам всем он очень не удобен, нам его проще не заметить. Смысл в том, что мы все сбились со своей системы координат и потеряли всякие ориентиры в этой жизни. И создали себе новые, насквозь фальшивые и пустые, и пишем о них в глянцевых журналах...
Фильм действительно очень хороший.
Удивляет, что многие воспринимают его так поверхностно и буквально. Для особо образованных по части словесности: Вы путаете сатиру и гротеск. Определение: ГРОТЕСК - тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескные образы не допускают ни их буквального толкования, ни их однозначной расшифровки, сохраняя черты загадочности и непостижимости.
Советую пересмотреть фильм с этим определением:)
Больше всего мне нравится, как кого-то задевает описание глубинки, а кого-то - города. Хотя это тоже гротеск - контраст города и глубинки, с элементами фантастики и реальности. Про сочетание прекрасного и безобразного: поэтому и мат при показе красивой жизни, дальше не продолжать?)
От себя могу сказать, что некоторые персонажи встречались мной или моими друзьями в реальности: и бойкие девушки с гыканьем; и говорящие на мате звёзды; и "быки" со своей свитой; и мы с вами, обыватели, говорящие, что "у той-то знаменитости ни кожи, ни рожи, чем я хуже"; и многое другое - и всё это не в буйные 90-ые, как писали многие, а сейчас, в 2000-ые.)
Про исчезающие персонажи - очень забавные комментарии. А зачем их было тащить через весь фильм, Вы мне скажите? Они сыграли свою роль и больше не нужны: мне кажется, именно здесь проявляется испорченный сериалами вкус зрителя - когда каждый персонаж "доживает" до самой последней серии, да ещё в придачу в последней серии про него рассказывают целую историю). Например, упомянутые сёстры Арнтгольц нужны не сами по себе были, а для поддержки линии мать - дочь и линии достижения успеха: тоже показатель - многие рецензенты воспринимают сюжетную линию, как герой пошёл, сделал, сказал ... хотя сюжет - это ещё и связанная и/или перекликающаяся цепь событий.
Конечно, я согласна и с теми, кто писал, что это не новость, но фильм и не о том, что это ново). Фильм, как раз о том, что это старо, сто раз было и ещё 101-ый раз будет (отсюда клишированные узнаваемые образы, как многие отмечали). Фильм не только о верхушке - это всего лишь гротеск - фильм о нас: о том, что у каждого свой глянец, ради которого мы готовы вымазаться в грязи - машины, квартиры, шмотки, мебель, положение в обществе, имидж (пускай всего лишь в глазах соседей или коллег) и прочие радости обыкновенного мещанина. А это уже классика)
PS
Полностью согласна только с тем, что и сама съёмочная группа является частью гламурного мира и глянца в узком смысле этих слов:)
я не знаю, на каком основании Кончаловский проходит по разряду Великий Режиссер... Хм, возможно, он и помогал писать сценарии Тарковскому (о чем в его автобиографической книге разве что не красным курсивом выведено). В принципе, фильм оказался идеальным в плане "ожидания-результат". т.е. я ничего от него не ждал, ничего и не получил по просмотру. все честно. Набор штампов, озвученных лицами, набившими уже оскомину по отечественным же сериалам. Прописные истины о Куршавеле, и о модельерах-педерастах, плюс немного высокопарной мистики (некоторые русские миллиардеры в перерывах между торговлей баррелями и кубоматрами мечтают обзавестись женой, похожей на Грейс Келли, они смотрели фильмы с Грейс Келли, ну надо же, хаха). В общем, развесистая клюква, которую, кстати, можно было сделать ну хотя бы поразвесистей что ли. А так...
Это такая извращенная история Золушки. И нужно сказать, что этот изврат проходит на ура! Мне нравится и не надоедает даже в пятый раз. Пересмотрела, захотелось высказаться. Собственно впечатления не меняются, думаешь, что ты это видела, и что но все равно блестяще снято. Если даже не вкладывать много смысла и не начинать философские изыскания, хотя философия и довольно сложная в "Глянце", безусловно, присутствует, это фильм великолепно исполненных образов. А это уже похоже на эстетское удовольствие киномана. Что в принципе, думаю, не является чем-то противоестественным. Талантливый фильм, который к тому же проверен временем.
"Глянец" на удивление неплохой фильм. Какие дураки его ругали? Довольно точно показана вся система современных российских ценностей. Редакторша журнала узнаваема, русский а-ля Лагерфельд в исполнении Шифрина бесподобен. А чего стоит его помошник "попавший в струю"?! Просто все как живые. Потому и ругали, что испугался народ увидев себя. Хотя и обратно в деревню к маме не хочется.