В ходе первой чеченской войны в 1996 году пограничные участки соседней Ингушетии подверглись угрозе вторжения чеченских боеподразделений. У самой границы располагалась лечебница для душевнобольных. Она — место действия фильма Кончаловского, удостоенного Большого приза жюри на последнем Венецианском фестивале. Фильм талантливый и неровный, напоминающий одновременно картины Кустурицы и Муратовой, он вовсе не о российско-чеченской войне, а о спасении от безумного мира, которое — в фантазии безумца.
Мелодрама, Драма |
16+ |
Андрей Кончаловский |
6 декабря 2002 |
6 декабря 2002 |
1 час 44 минуты |
Первая чеченская война глазами обитателей приграничной психушки. Фильм Кончаловского (большой приз жюри Венецианского фестиваля) находится за сотни световых лет от того постперестроечного вертепа, какого можно было ожидать от подобной идеи. Это романтическое кино про фантазию безумца, которая только и позволяет выжить в безумном мире. Доля гротеска, тень Босха, пригоршня смеха и волшебство — вот инструментарий Кончаловского, и с ним он подчас обходит в волшебстве любого. Что до перепадов настроения и идейной непоследовательности: если верно, что стиль фильма должен отвечать его фактуре, то «Дом дураков» — попадание в яблочко.
Восхитительное, тонкое, умное и трагическое кино. "Дом дураков" смотреть тяжело, потому что эти психически больные люди вызывают это самое неприятное ощущение острой жалости, смешанной с понятной брезгливостью, за которую не перестаешь себя корить. Пожалуй, это самый большой "плюс" в "корзину" фильма - тот факт, что актеры в нем вызывают ровно те же чувства, что и "настоящие" больные. Для этого нужны незаурядные талант и отдача, причем как от актеров, так и от режиссера.
Итак, перед нами брошенная психиатрическая лечебница, превратившаяся в безумный вертеп после позорного бегства медперсонала. Осуждать или нет подобный поступок, каждый решает для себя. Главврач этого заведения не кажется плохим человеком, но тем не менее, он все-таки предпочел спасать свою жизнь, бросив своих подопечных, а это нарушение и врачебной, и человеческой этики...
Но это фильм и не о героях. Этот фильм во многом о том, что по-настоящему добрыми и человечными могут быть только люди, у которых ничего нет. Каждый из больных живет в своих фантазиях, и они готовы делиться ими с каждым, потому что внутренний мир, мысли, мечты - это то, что никогда не закончится, сколько ни отдавай.
Сложно сказать точно, какого эффекта хотел добиться Андрей Кончаловский, снимая это кино, но фильм получился невероятно сильным, как, впрочем, и всегда у этого режиссера. Потрясающая драма с великолепнейшими актерскими работами и финалом, от которого слезы наворачиваются на глаза.
Совершенно нормальный антироссийский фильм. Большой мастер может либо хорошо снимать кино, либо хорошо бегать. Возможно, медикаменты, которые потребляет г-н Кончаловский, неадекватно действуют на его мироощущение. А может быть, не дают покоя лавры "Пролетая над гнездом кукушки". Тем не менее, получили удовольствие от просмотра всей компанией. немного не понятна роль Брайана Адамса. Может быть, она более соответствовала бы образу Майкла Джексона. Видимо, финансирования службы кинематографии при министерстве культуры РФ оказалось недостаточно для реализации этого потрясающего замысла. Искренне жаль, что возникли проблемы с "Оскаром". Видимо, по причине того же недофинансирования министерства культуры. Будем надеяться, что в дальнейшем этот недостаток исправят.
Да, это стоющий фильм, его надо смотреть. Интересно то, что в картине чеченцы представлены такими благородными мачо, а наши солдатики-шалопаями и раздолбаями.
Фильм мастера кино Кончаловского, конечно, надо смотреть. Тем более, что возраст пока не так си льно покалечил его , как многих наших мэтров.
Фильм неровный. Что-то сделано замечательно, но цельности высказывания нет. Зато много разных чрезмерностей: слишком много добрых чеченцев, слишком много Юлии Высоцкой, слишком много Брайана Адамса, слишком много дурашливости для дураков.
Но посмотреть стоит.
Я не уверена, что это фильм о чеченской войне или фарсовый лубок про жизнь одного, отдельно взятого дурдома. Хотя и можно возразить, что основано на реальных событиях, как это значится в титрах. Как обычно, это цельное философское кино с множеством ассоциаций и метафор-намеков.
Меня поразило другое - в "Доме дураков" нет угнетенности и страха, нет сожаления и скорби. Есть щемящее чувство нежности и сострадания к больному миру по обе стороны стен психиатрической лечебницы. Нет отвращения и отторжения по отношению к людям, героями их сложно называть, потому что всецело воспринимаются живыми и реальными людьми. Фарс и документальная реальность одновременно.