Москва

Фильм
Дорогие товарищи!

2020, Россия, IMDb: 6.8

6.9
оценить
16+
2 часа 1 минута
Дата выхода в России
12 ноября 2020

Драма Андрея Кончаловского про расстрел рабочей демонстрации

Этот без пяти минут неоклассический фильм Андрея Кончаловского символизирует, насколько сильным может быть противоречие между тем, что там режиссер себе думает о жизни, и тем, что он наснимал. Может, конечно, такое быть, что постановщик все понимает, но напрямую противоречит собственным выводам. Если в интервью 83-летний режиссер-ветеран, как кажется, на голубом глазу говорит, что в целом одобряет Сталина, то его же новый, во многом итоговый фильм «Дорогие товарищи», уже начиная с собственного горько-иронического названия, намекает, что это глубоко антисоветское, а, стало быть, антисталинистское высказывание. Героиня Юлии Высоцкой, патриотично настроенная партработница из Новочеркасска, чьими глазами мы видим печально известный расстрел заводчан-демонстрантов, который действительно произошел в 1962 году, теряет в сутолоке протеста собственную дочь, и даже когда смиряется с ее возможной гибелью, все равно утверждает, что ее страну мог бы спасти только Сталин. Очевидно, политический комментарий фильма как раз в том, что эту страну никто бы не спас, уж особенно кровавый тиран. Вообще многим сегодняшним правительствам можно задать те же вопросы, которые заочно задает Кончаловский советским партийным бонзам. «Дорогие товарищи» — необычайно мастерское, олдскульное (олдскульное — в смысле, что такое сейчас уже не снимают, потому что некому, но нам повезло, Кончаловский еще жив и плодотворен), очень своевременное, без лишних умолчаний красивое, драматичное и трагичное кино. Скорее всего, это уже точно один из лучших российских фильмов года.

Актеры

Расписание сеансов

Ноябрь
пн
30
Декабрь
вт
1
ср
2
  • м. Кутузовская, Студенческая, Киевская
    9.4
    • Сеанс в формате 2Dот 100 р.
  • м. Таганская, Китай-город, Марксистская
    9.3
    • Сеанс в формате 2Dот 400 р.
  • м. Новокузнецкая, Третьяковская
    8.4
    • Сеанс в формате 2Dот 200 р.
  • м. Войковская, Балтийская
    7.2
    • Сеанс в формате 2Dот 250 р.
Режиссер фильма «Дорогие товарищи!»
Андрей Кончаловский
83 года
фильмов: 37
cпектаклей: 13
Родился в семье писателя Сергея Михалкова, но взял фамилию матери. Старший брат Никиты Михалкова, активный общественный и политический деятель. В юности находился под влиянием Акиры Куросавы, поставил несколько нонконформистских фильмов (самый тернистый путь к зрителю был у шедевра с полным названием «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была»), а затем перебрался в Голливуд, где снял несколько заметных жанровых картин, среди которых: «Поезд-беглец», «Танго и Кэш», мини-сериал «Одиссей». Новый творческий импульс получил после женитьбы на актрисе Юлии Высоцкой. Затем был провальный трехмерный эксперимент «Щелкунчик и Крысиный король», номинировавшийся на «Золотую малину» с исчерпывающей формулировкой: «Убивающее глаза использование 3D-эффектов». Однако с документальной картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» началась вторая молодость режиссера. За нее, а затем и за экзистенциальную драму «Рай» о холокосте Кончаловский два раза подряд получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Егор Беликов
Фото Егор Беликов
отзывы: 7
оценки: 239
рейтинг: 154
8

Союз нерушимый

Неудивительно, если вы не знаете о том, что такое Новочеркасский расстрел. Этот инцидент был окончательно рассекречен только в 90-е, а погибшие и осужденные были реабилитированы уже посмертно. В 1962 году в заводском городе Ростовской области бушевал мирный протест: зарплаты рабочим снизили, а цены на продовольствие, которое и так тяжело было достать без связей, подняли. Неадекватной оказалась реакция местных властей, которые заручились поддержкой самых высоких чинов, приехавших выявлять зачинщиков и подавлять беспорядки. Солдатам раздали боевые патроны и отправили стрелять по беззащитной толпе. Погибли 26 человек. Всю эту трагедию в фильме «Дорогие товарищи» мы наблюдаем глазами Людмилы Семиной (Юлия Высоцкая), завсектора горкома, привилегированной, но прилежной и искренней чиновницы, которая теряет во время страшно окончившегося митинга свою дочь.

С такими фильмами, как «Дорогие товарищи», нельзя все на свете предугадать и снимать, изначально ориентируясь на потенциальный зрительский успех. Да, кое‑что можно все же предусмотреть: так, Андрея Кончаловского явно давно вела судьба к фильму о расстреле в Новочеркасске. Его жена, актриса Юлия Высоцкая, там родилась. Сама картина по своей сути могла быть только антисоветской, а у прижизненно признанного классиком Кончаловского давно есть зуб на ту власть: его без пяти минут гениальную картину «История Аси Клячиной» на долгие годы клали на полку. Впрочем, в 1990 году, после того как закончилась уже почти целая эпоха, с полки фильм сняли и даже вручили Андрею Сергеевичу Госпремию. Кончаловский — это и порождение советского строя, его дорогой товарищ и его же отщепенец: с одной стороны, он — сын автора гимна СССР Сергея Михалкова, с другой — вечно испытывал гонения со стороны властей и при первой возможности уехал снимать за рубеж. Но сейчас, впрочем, вернулся (живет в Италии, но работает в России — надо полагать, это очень удобно) и дает комплиментарные путинскому режиму интервью.

Всю эту информацию о связях режиссера с давно ушедшей страной необходимо проговорить скороговоркой хотя бы потому, что «Дорогие товарищи» — отчетливо политическое кино. Главная героиня — не последний человек в горкоме Новочеркасска, она по жизни следует линии партии, фанатично патриотична. В то же время она волею режиссера оказывается внутри важного исторического эпизода, очень показательного для всей той эпохи, символизирующего тоталитарность любого государства, даже самого социалистического на словах. Людмила встает перед моральным выбором — в ней трепещет материнский инстинкт, она ищет пропавшую дочь, но эти ее поиски очевидным образом нарушают гэбистскую подписку о неразглашении, которую ее заставляют дать. За несколько часов до силового подавления мирных беспорядков она сама кричала на партсобрании, что нужно стрелять по гражданским, по всем этим «зачинщикам» и «хулиганам» (эти обезличивающие, обесчеловечивающие, обвиняющие слова — неотъемлемая часть советского русского языка), но тогда она даже представить себе не могла, что попасть под руку и приклад, оказаться одной из безвинно виновных может самый дорогой для нее человек.

В то же время ничего этого уже давно взрослому поколению, не заставшему СССР, знать не потребуется. «Дорогие товарищи» — это кино на экспорт, в котором ничтоже сумняшеся проговорены вслух все, возможно, неочевидные для иностранцев советские реалии. Фильм начинается с диалога двух любовников, Людмилы и первого секретаря горкома — между прочим, женатого человека. В жизни, наверное, трудно было бы предположить, чтобы советские люди, только проснувшись, тут же в самоочевидных выражениях принялись бы усердно проговаривать друг другу известные им обоим советские реалии. Но даже эти исторические сноски, присутствующие в фильме в достаточном, но не чрезмерном количестве, не режут ухо и глаз. И это не случайная удача постановки — скорее показатель многолетнего мастерства Кончаловского, который в своем статусе режиссера-космополита и ветерана кинематографии может себе позволить спокойно снимать кино, понятное всем, в том числе зарубежным критикам на Венецианском фестивале, и никто его за этот просветительский порыв не осудит. Но кое-чего запланировать Кончаловский не мог бы при всем желании — небуквальной и неожиданной актуальности своей картины в глобальном масштабе. Все сошлось.

Постсоветское пространство переживает очередной кризис, выразившийся в Беларуси — стране, которая меньше других советских республик изменилась с момента распада нерушимого Союза, где, кстати, Юлия Высоцкая начинала когда‑то свою карьеру актрисы. С другой стороны, сегодня жителям дальнего зарубежья куда проще будет объяснить знакомые каждому советскому гражданину ощущения от жизни под колпаком, под контролем государства, который, как известно, всегда осуществляется под прикрытием самых благих намерений, а также за «железным занавесом», благо границы между государствами по миру так до конца и не открылись. Коронавирусный локдаун действительно многое изменил — в том числе сделал «Дорогих товарищей» универсально понятными.

Впрочем, и изначально это чуть ли не самый ясный, четкий и точный фильм всей венецианской программы. «Дорогие товарищи» — это апофеоз лаконичного режиссерского стиля Кончаловского, снимающего скупо, но метко, с не бросающейся в глаза, но исторически достоверной стилизацией места действия.

Больше всего эта картина похожа на «Рай», но на этот раз в фильме нет никакой эзотерики, разговоров с Богом и прочего наносного. Только точнейшая реконструкция событий со всеми реальным действующими лицами — Анастасом Микояном, Фролом Козловым. Единственное авторское допущение — протагонистка, блестяще сыгранная Высоцкой, точно знающей, что ей нужно изобразить в кадре. Она — главное режиссерское орудие во многих поздних фильмах этого постановщика (если уж «Дорогие товарищи» не получат «Золотого льва», то актерский приз Юлии не дать будет просто судейской ошибкой).

Лишь на полях основного действия Кончаловский допускает визуальную метафорику: ощенившаяся собака, которую Людмила видит ровно в тот момент, когда теряет шанс разыскать свою дочь; лицемерно радостная песня, играющая по советскому радио, когда случайная пуля убивает невиновную свидетельницу погромов. Эти детали не выпячиваются и не бросаются в глаза, а воспринимаются как обычные приметы жизни, ведь в экстремальные моменты любые детали всегда кажутся символичными.

Наконец, пусть иностранцам фильм может показаться политически противоречивым, но для российского зрителя, знающего во всех деталях прискорбную отечественную действительность, эта картина точно западет куда‑то глубоко вовнутрь. После «Дорогих товарищей» еще больнее ощущать, что ничего толком не меняется, что у власти всегда сможет подняться рука на народ, что на любом высокопоставленном заседании найдется крикун, который заявит, что мирный протест — это происки проклятых церэушников. Налицо тотальная неисправимость лихих людей, живущих на этих пустошах.

Как говорит один из важнейших героев фильма, отец Людмилы, который в ключевой момент достает из сундука дореволюционную форму и икону, тем самым намекая на неизменность тоталитарности любой русской власти: «На Дону Бога нет». А в современную Россию Бога пока не пускают через «железный занавес», который совсем недавно снова закрылся.

9
0
...
17 сентября 2020

Лучшие отзывы о фильме «Дорогие товарищи!»

Фото Алексей  Соловьянов
Фото Алексей  Соловьянов
отзывы: 68
оценки: 73
рейтинг: 174
Стоит увидеть
10

..я бы в любом случае пошел бы на этот фильм, просто потому , что Андрон Кончаловский режиссер.. и этим все сказано
но, ближе к премьере, появились опасения, быть разочарованным..
еще тут призы международные посыпались (помним про Звягинцева).. думаю, антисоветчина, галимая..) да и , многоуважаемый историк Евгений Юрьевич Спицын, прошелся по фильму..
но нет..
все оказалось очень хорошо.
отличный фильм.

7
1
...
14 ноября 2020
Фото Mido Mico
Фото Mido Mico
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 6
Отстой
Как развидеть
Спасибо Мединскому
1

очередная антисоветская поделка. спасибо министерству культуры, главная задача которого - очернить наше прошлое. это чтобы "шикарное" настоящее не вызывало такого отторжения?? видимо, так.

7
1
...
14 ноября 2020
Фото Moy Mayakovskiy
Фото Moy Mayakovskiy
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 4
1

Очередные антисоветские помои! Это дно, друзья! Не ходите! При "кровавом совке" господин Усманов сидел, а при пупенах олигархствует и кино спонсирует. Кончаловский, не стыдно?!

4
0
...
15 ноября 2020
Фото Le_Tallec
Фото Le_Tallec
отзывы: 106
оценки: 106
рейтинг: 698
Эпично
До слёз
9

«Дорогие товарищи!» – новый фильм Андрея Кончаловского, рассказывающий о засекреченном расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году, удивительным образом рифмуется с событиями многострадального 2020 года, не расстрелами, конечно, а социально-политической активностью населения, и не только в Хабаровске и в Беларуси, но и в США. Любопытно, кстати, и то, что совсем недавно вышел американский фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой», повествующий о протестах во время съезда Демократической партии США в Чикаго в августе 1968 года, во время которого, как выяснилось позже, чикагские полицейские превысили свои полномочия и о последовавшим за этим не самом справедливом суде над зачинщиками.

Выйди эти картины годом ранее, к ним все равно было бы приковано общественное внимание, в особенности это касается фильма Кончаловского, потому что, во-первых, он затрагивает весьма горькие и ужасные события времен Хрущевской оттепели, чуть ли не главного советского хорошего времени, а во-вторых, это и, правда, мастерски сделанная работа, которую по банальному интересно смотреть, при этом абсолютно не важно, как вы относитесь к советскому прошлому или и вовсе к нему не относитесь. Но осенью 2020 года, эти фильмы выглядят куда свежее и актуальнее, и кажется, что их снимали не о тогда, а о сейчас. И если забыть о Соркине и США с их митингами, движениями и забастовками, и говорить лишь о более близких и понятных нам с вами вещах, творящихся под боком прямо сейчас, то приходит грустное осознание того, что за 60 лет, прошедших с тех кошмарных событий, народ и власть по прежнему далеки друг от друга.

Но проблематика фильма заключается еще и не только в отдаленности власти от народа, но в и отсутствии четких и верных ориентиров для жизни (как людей из власти, так и из народа), а также лицемерия со стороны работников горкомов, обкомов, исполкомов и далее по списку по отношению к гражданам, и пресмыкания и лебезения перед своими начальниками. Хотите сказать, сейчас как-то по-другому? ХХ съезд КПСС развенчал культ личности Сталина, но при нем цены на товары снижались, а при Хрущеве – стали расти, да и где, спрашивается, был Хрущев раньше?! А сейчас мол на костях топчется, а при живом Сталине боялся всю правды раскрыть. Хотите сказать, сейчас как-то по-другому? Союза уже как нет 30 лет, а мы так и не знаем, чем гордиться в своей истории, а чего стыдиться, кому можно памятник, а кому лучше не стоит, да и куда плывем на своем русском ковчеге, тоже не очень-то и понятно.

Расстрел мирной демонстрации рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода и весь тот ужасный конфликт теплых июньских дней 1962 года в «Дорогих товарищах!» показывается не со стороны советского народа, а от лица местной власти и, в частности, главной героини фильма – ответственной партработницы, завсектором горкома, фронтовички и матери-одиночки Людмилы Семиной, великолепно сыгранной Юлией Высоцкой, родившейся, между прочим, в том самом Новочеркасске. Во время образовавшейся сумятицы Люда теряет дочь-студентку и пытается всеми правдами и неправдами ее отыскать, хоть живую, хоть мертвую. Идеологическая борьба и материнский долг, недовольство повышением цен и партийный паек из подсобки магазина, дед белогвардеец и любовь к Сталину, и другие противоречия, и компромиссы, вплетающиеся в повседневную жизнь, достигают пика во время манифестации, но не являются уникальными для героини Высоцкой. Все мы чем-то жертвуем, на что-то закрываем глаза и подыскиваем местечко потеплее. Не знаю, что хотел сказать этим фильмом Андрей Кончаловский, у которого свои собственные отношения, как с советской, так и с нынешней властью, но для меня это и остросюжетный драматический фильм о чудовищных исторических событиях, и одновременно, актуальное высказывание о дне сегодняшнем.

5
2
...
17 ноября 2020
Фото Лада Суровая
Фото Лада Суровая
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
1
Кончаловский НАС не любит, не любит нашу Родину, отождествляя её с государством.

Кончаловский прозападный человек, в отличии от его брата - настоящего патриота и так себе режиссёра, с моей точки зрения. Правду можно подавать по разному. В "правде" Кончаловского нет любви к Родине, нет любви к народу русскому и советскому, но есть желание угодить коллективному Западу и получить одобрительную премию оттуда - деньги очень нужны. Кончаловский - режиссёр мне нравится ("Лев зимой", "Одиссей"...), но Кончаловский - человек с отчётливой гнилью. И эта внутренняя гниль проявляется именно тогда, когда он пытается показывать "правду" про нас. Если бы он сделал хоть один фильм, где покажет, как американцы уничтожали индейцев, эксплуатировали негров, Как они паразитируют на всей планете, уничтожая страны и миллионы людей, как они процветают на кровавые деньги... Но такого фильма он НЕ сделает.

2
0
...
20 ноября 2020
Интересные факты о фильме «Дорогие товарищи!»
  1. Фильм удостоился специального приза жюри на Венецианском кинофестивале-2020. Жюри возглавляла Кейт Бланшетт. Это уже четвертая награда Андрея Кончаловского в рамках киносмотров в Венеции.
Краткое описание
«Дорогие товарищи!»
Информация предоставлена компанией ООО «Дисней Студиос»
1962 год, в советском Новочеркасске — забастовка на главном городском заводе, люди требуют снижения цен на продукты и повышения зарплат. Когда к забастовке присоединяются рабочие других предприятий, правительственная комиссия решает ввести в город армию, и через считанные часы на улицах зазвучат выстрелы боевыми патронами. Главный герой фильма — работница парткома Людмила (Юлия Высоцкая), которая отвечает за идеологическую работу, получает продуктовые пайки в спецотделе гастронома и вполне искренне возмущается поведением заводских смутьянов. Но когда в бойне на площади без вести пропадает ее дочь-подросток, стройная картина мира убежденной коммунистки рушится в одночасье.
В духе «Дорогие товарищи!»