Москва

Новое русское жанровое кино: «Непосредственно Каха», «На острие», «Смертельные иллюзии», «Бег» и «Тень звезды»

Уровень русского (в том числе жанрового) кино растет, но все же оно еще во многом уступает западному. «Афиша» рассказывает, чем могут (и чем — нет) похвастаться новые отечественные боевики, триллеры, хорроры, комедии, ромкомы и спортивные драмы.
Евгений Ткачёв, Катя Загвоздкина
23 ноября 2020

комедия

Жестокосердная сатира на южные нравы

Спаситель российского кинопроката в ноябре — фильм Виктора Шамирова («Дикари», «Со мной вот что происходит») вырос из шоу Артема Карокозяна на ютьюб-канале KTV и художественно его перерос: картина снята борзо и, не побоимся этого слова, довольно круто. По сюжету Каха (Артем Карокозян) вместо со своим закадычным и неудачливым другом Серго (Артем Калайджян) немного стритрейсит, а когда видит писаную красавицу-гонщицу Софу (Нана Муштакова), то немедленно в нее влюбляется, однако ситуация осложняется тем, что у него есть конкурент на «бумере», поэтому начинается «Форсаж». Каха отчаянно ищет деньги на то, чтобы проапгрейдить свою «копейку», — и ради этого идет на воровство, да что там — на настоящий криминал!

Если показать этот фильм прогрессивной американской прессе, то у нее наверняка глаза полезут на лоб и волосы встанут дыбом: на Западе так, на грани фола, больше не шутят и не снимают, но у России, как известно, свой путь, поэтому фильм изобилует запрещенными юмористическими приемами и не щадит никого — в том числе и главных героев. Это очень похоже на дилогию «Горько!» (ручная камера, расхристанная гопота, семейные и дружеские узы, жизнь кишками наружу), за тем, конечно, важным отличием, что Жора Крыжовников своих героев любит, а вот Шамиров — не очень. Главные герои — натурально Бивис и Баттхед, два отмороженных типа, которые состоят в сложных созависимых отношениях. При этом у Серго вроде бы есть сердце — он неловко ухаживает за незрячей девушкой Миленой (Марина Калецкая) и постоянно выручает Каху, но вместо благодарности вечно получает от него тумаки. У Кахи же сердца, кажется, никогда не было — использую его же терминологию: он — конченый тип (причем окончательно и бесповоротно). И в этом смысле фильм Шамирова не столько развлекательная комедия на максимально глупом, летнем и солнечном вайбе, сколько жесточайшая сатира на южные нравы (действие происходит в Сочи); крайне мизантропическое кино. Не мизогинистское, не гомофобное, не сексистское, не шовинистское, а именно — мизантропическое. Герои существуют в девятом круге ада, из которого нет выхода, — и это выглядит настолько страшно, что даже гонки в стиле «Форсажа» не сильно разгоняют шутки, хотя как бы смешного тут много. В общем, совершенно непонятно, как ко всему этому относиться, особенно учитывая то, что Шамиров еще и злоупотребляет тропом «белый спаситель», — единственным приличным мужчиной в этой истории оказывается русский (Данила Иванов), с двумя операторами снимающий про кавказцев кино. Как бы то ни было, это очень любопытное социокультурное явление, тут есть над чем подумать — и чему ужаснуться. Спешите видеть (или нет)!

мелодрама, музыкальный

Старательно переснятая фем-версия «Телохранителя»

У рэпера Нэйма (Павел Прилучный) — автора, по сути, одного хита — карьера идет на спад, подружка Лола (Юлия Франц, мавка Оксана из «Гоголя») настойчиво требует на ней жениться, а директор Тихон (Кирилл Нагиев) использует любой повод, чтобы вызвать хайп вокруг потухающей звезды, будь то самоубийство фанатки исполнителя или же открывший по нему огонь средь бела дня профессиональный стрелок. Чтобы обезопасить Нэйма, к нему приставляют телохранителя, точнее, телохранительницу Сашу (Александра Черкасова-Служитель), которая уже привыкла к сексистским шуточкам на работе, поэтому пропускает их мимо ушей. Симпатичная и симптоматичная для нашего времени фем-версия «Телохранителя», в которой происходит гендерная смена полномочий (авторки сценария — Анна Курбатова и Эля Корсак), мат смешно запикан гитарой, а режиссер Дмитрий Губарев так порой увлекается, что начинает кусками переснимать фильм с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон. Из плюсов: крайне органичная в роли бодигарда Черкасова-Служитель, которая на две головы превосходит большинство артистов в картине, и чуть более, чем следовало ожидать, сложносочиненная интрига (так, например, Саша знала погибшую фанатку, а Нэйма, в отличие от Рэйчел Мэррон, хотят убить буквально все). Из минусов: несмотря на то, что действие происходит в Питере (а герои справедливо жалуются на климат), большинство эпизодов отсняты в двух-трех интерьерах, что делает фильм больше похожим на телемувик, а отсутствие понимания фактуры у авторов — на дешевую поделку. «Я правда в рэпе ничего не понимаю», — говорит героиня Черкасовой-Служитель. То же самое можно сказать и про создателей картины, ведь у них звездой является Павел Прилучный, сам исполняющий свои треки, а это такая высокая мера художественной условности, которую смогут принять далеко не все.     

приключение, комедия

Подростковая криминально-романтическая комедия

Оля (Ольга Турчак) — бойкая сирота, сбежавшая из детдома. Макс (Михаил Мещеряков) — слепой подросток, которого чрезмерно любящий и состоятельный отец (Александр Самойленко, почти повторяющий свою роль из «Холопа») закидывает подарками: например, на день рождения сына он устраивает в замке средневековую реконструкцию. Однако парню нужно другое, поэтому он решает сбежать со случайно оказавшейся в их краях Олей. Вместе подростки отправятся в путешествие, которое изменит все. Только лишь отчасти соприкасающееся с делом псковских школьников зумерское роуд-муви Егора Сальникова особенно нежно женит криминальную комедию с романтической — и вроде бы в этом нет ничего прорывного, однако эта история про ювенильных Бонни и Клайда в духе каких-нибудь «Взрослых игр» производит крайне благоприятное впечатление. Формально — это такое подростковое сандэновское инди, только снятое в России. И то ли дело в том, что это незаезженный для наших широт жанр, то ли в том, что режиссер (к слову, миллениал) учился на правильном кино, то ли — в обаятельных артистах (особенно — в непосредственной Ольге Турчак), то ли во всем этом вместе, но «Смотри как я» выглядит как глоток свежего воздуха. Это очень хрупкое, очень несовершенное и очень наивное кино, но во всем этом определенно есть что-то живое. Старательно избегая жести, Сальников снимает про подростковый бунт не суровую социальную драму, а сказку с печальным концом: главным героям предстоит пережить немало испытаний, прежде чем лодка Харона причалит с ними в лучший из возможных миров.

триллер

Иллюзионистский, но не слишком «престижный» триллер

Эта история могла бы звучать как анекдот, если бы не была правдой: братья-иллюзионисты Сафроновы спродюсировали фильм про братьев-иллюзионистов (!) Романовых (Андрей Бурковский, Данила Якушев и Павел Чинарев), обладающих воистину царскими амбициями. Променяв своего учителя на американского спонсора (учитель в итоге пережил инсульт), парни решают устроить грандиозное шоу, однако во время представления смертельного трюка что-то идет не так: голос в наушниках говорит, что если отныне они не будут выполнять его указания, то ассистентка и возлюбленная одного из братьев (Аглая Тарасова) умрет. Как часто бывает принято в иллюзионистских триллерах, это фильм даже не с двойным, а с тройным дном — но сделан он настолько кондово, что ему удается пробить второе дно. Тут нет ни одного оригинального жанрового хода: кое-что взято из «Престижа», кое-что — из «Торжественного финала», да и сам фильм в большей степени похож на промо какого-то иллюзионистского шоу, которое между номерами разбавлено саспенсом. Наверное, Олег Асадулин («Фобос. Клуб страха», «Темный мир: Равновесие», «Зеленая карета», «Маршрут построен» и разные проходные сериалы) думал, что снимает «Иллюзию обмана», но это оказалось иллюзией — у него получилась непритязательная «бэшка», место которой на каком-нибудь неизвестном стримиговом сервисе. Как и на всякой бэхе, на «Смертельных иллюзиях» можно залипнуть, посматривая фильм одним глазом, но удивляют тут не два финальных твиста (один веселее другого), а откровенно мизогинистский посыл: ни одной девушке не суждено разрушить крепкую братскую дружбу.

детектив, триллер

Мрачная версия «Назад в будущее» про бегуна

Легкоатлет Сергей Бороздин (Евгений Романцов) жил на полную катушку и высоких скоростях, пока вместе со своей девушкой не попал в автоаварию (девушка погибла). Прошло два года: Бороздин, мучимый чувством вины, содержит фитнес-зал и из-за подорванного здоровья давно забыл о беге, лишь время от времени устраивая пробежки в парке, в котором с ним начинает происходить нечто странное. Разогнавшись до своих «88 миль в час» (до пульса в 200 ударов в минуту), он совершает путешествия во времени. И, надо сказать, этот навык придется ему как нельзя кстати. В парке орудует серийный убийца, следовательница Анастасия (Полина Максимова) начинает подозревать самого Бороздина — и теперь, чтобы обелить свое имя, ему надо использовать новые способности по максимуму. «Бег» написала Юлия Идлис (бывшая редакторка отдела культуры журнала «Русский репортер», на ее счету также «Авантюристы» и работа над «Фарцой»), а поставил Андрей Загидуллин, у которого этим летом вышел сериал «Водоворот». Эта ладно скроенная, хоть и достаточно кринжовая в плане научных объяснений (несмотря на то, что Идлис консультировалась с преподавателем физики) жанровая вещь. Она держит в напряжении и подкупает своим дарк-вайбом, а болезненная постельная сцена с Максимовой и Романцовым (чувство вины обоих столь велико, что это приводит к их сближению) воскресает в памяти похожий эпизод из первого «Терминатора» с участием Линды Гамильтон и Майкла Бина — разве это плохо? Но все же, все же — в фильме нет материала даже на полтора часа, поэтому он смотрится как удачная, интригующая, занятная, но затянутая короткометражка.        

драма, спортивный

Спортивная драма про саблисток со Светланой Ходченковой и Стасей Милославской

Александра Покровская (Светлана Ходченкова) — одна из лучших саблисток в мире, капитан национальной сборной по фехтованию — готовится к Олимпиаде. У Покровской есть все самые престижные награды, не хватает разве что только олимпийского золота, а эти соревнования, как откровенно говорит ей тренер-правдоруб (Сергей Пускепалис), для нее последние. Но незадолго до начала спортивного сезона Покровскую едва не обыгрывает новая участница команды — приехавшая из провинции 19-летняя Кира Егорова (Стася Милославская), которая берет скоростью и дерзостью — и которая довольно быстро заслуживает прозвище Русская Пантера.

Спортивные драмы вместе с фильмами о войне и освоением космоса, как известно, наше кинематографическое все. Даже в эту небогатую на премьеры осень в прокат вышел байопик «Стрельцов» про советского футболиста Эдуарда Стрельцова. «На острие» тоже основан на реальных событиях: в 2016 году в финале Олимпиады в Рио-де-Жанейро встретились две российские саблистки (и для тех, кто помнит исход поединка, это будет большим спойлером). Но для режиссера Эдуарда Бордукова (в 2015 году дебютировавшего со спортивной драмой «Коробка») фильмы о спорте, видимо, история отчасти личная: он занимался бегом и в прошлом участвовал в соревнованиях. Впрочем, сам Бордуков заявил на пресс-конференции, что для него это прежде всего история противостояния, а не спортивная драма. И за пикировками героинь на словах (их побольше) и на рапирах (их поменьше) действительно интересно наблюдать: кто кого одолеет, Саша или Кира, Ходченкова или Милославская. «На острие» — довольно динамичное, озвученное бодрым саундтреком (от «Iron» Вудкида до «Soldier» Fleurie и русского рэпчика) зрелищное кино: поединки на саблях сверхкрупным планом и в слоу-мо снимал оператор Михаил Милашин («Лед», «Т-34»). Однако спортивных драм в последнее время вышло предостаточно, и сказать новое слово в довольно густонаселенном жанре непросто. И то, что это, пожалуй, первое российское кино про большой спорт, в котором все главные роли сыграли женщины, ситуации не меняет — если у фильма и есть феминистский запал (связанный с тем, что героини тренируются сами, в то время как комментаторы говорят, что их «тренер, видимо, гений»), то очень небольшой. К тому же и обмен колкостями (фраза «Никто не говорил, что будет легко» на разный лад повторяется в фильме раз десять), и бои на саблях, даже красиво снятые, довольно быстро приедаются — особенно это заметно в затянутом финале. А поэтому невольно начинаешь думать о постороннем. Например, о том, что неохваченных кинематографом российских спортивных побед осталось не так много, — и скоро, вероятно, придется обращаться к совсем уж экзотическим видам спорта типа сквоша и керлинга. Или о том, что за тушь у актрис: сколько бы они ни плакали, она ни разу не потекла.

драма, криминальный

Российская резня бензопилой

Группа столичных тележурналистов (Владимир Зайцев, Дарья Савельева, Иван Жвакин) и назойливый видеоблогер (Алекс Артман) в поисках нетривиального сюжета отправляются в самую «жопу мира» (поселок Ударник), чтобы освещать всероссийские выборы. Там их встречает пугливый председатель (Борис Каморзин), его работящая жена (Ольга Тумайкина) и инфернальный участковый (Михаил Ефремов), который предлагает работникам медиа вместо общения с жителями поселка с утра сгонять на рыбалочку, «да ну эти выборы!». Те на свое горе не соглашаются. Полнометражный режиссерский дебют Кирилла Котельникова из тех фильмов, что принято называть слоубернерами. Он медленно разгорается (только час отдан под обстоятельную экспозицию), а потом — в прямом и переносном смысле — начинает полыхать. С чем только ни пытались рифмовать «Техасскую резню бензопилой», а вот Котельников решил срифмовать ее с гоголевскими «Мертвыми душами» — и то ли дело в жанровой амплитуде, то ли — в зловещем Ефремове (для него эта роль стала одной из последних перед отбыванием срока за смертельное ДТП), но чем дальше, тем больше от «Картонной пристани» начинают бегать всамделишные мурашки. В том числе потому, что ближе к финалу этот суровый и минималистичный сурвайвал-хоррор вырастает не только в лихой жанровый аттракцион, но и в остросоциальное, политическое (а фильмы ужасов сейчас самый политический жанр) высказывание: кто бы ни победил на выборах, главные герои (да и мы все) уже давно проиграли.    

Похожие подборки
Все подборки