Киноафиша Москвы

Фильм «Меланхолия»

Melancholia (2011, Дания, Швеция, Франция, Германия)

8.3
0:00 / 0:00
0:00

Меланхолия

Меланхолия (без перевода)

Смотреть трейлер

Романтический фильм-катастрофа Ларса фон Триера

Романтический фильм-катастрофа Ларса фон Триера.

Актеры

Режиссер фильма «Меланхолия»

62 года Фильмов: 23

Датский режиссер, один из самых авторитетных (и радикальных) кинопостановщиков в мире: в ранних короткометражках вообще откусывал головы голубям. Прославился не только своими фильмами, но и провокационными высказываниями и эпатажными выходками. Но каким бы отъявленным трикстером и мастером эпатажа ни был фон Триер, он понимает про кино одну важную вещь: это не сложившееся, а все еще развивающееся искусство — и Ларс, как никто другой, занят раздвиганием границ экрана. Когда-то в его фильмах — например, в E-трилогии, рассказывающей про гибель европейской цивилизации («Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа»), — форма опережала содержание, поэтому Тарковский, под влиянием которого был сделан «Элемент преступления», назвал фильм барахлом, но уже начиная с трилогии «Золотое сердце» про женщин-мучениц («Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте») форма пришла в надлежащее сочетание с содержанием, в то время как сам Триер мимоходом создавал и выбрасывал за ненадобностью целые кинематографические течения наподобие Dogme 95. Поздний период творчества режиссера — это незавершенная трилогия «США — страна возможностей» («Догвиль», «Мандерлай», так и не снятый «Васингтон») и «Трилогия депрессии» («Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка»). Впрочем, были у фон Триера и сольные фильмы: дипломная работа «Картины освобождения» про эсэсовца, телевизионная «Медея» по предсмертному сценарию Карла Теодора Дрейера, кризисная, но славная офисная комедия «Самый главный босс», а также снятый под впечатлением от «Твин Пикса» сериал «Королевство», «торжество всеобъемлющей чуши», которое становилось от серии к серии только безумнее и так и не было завершено.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11235
9

Земля налетает на Ларса фон Триера

Копирайтер Жюстина (Данст, приз в Каннах за женскую роль) должна выйти замуж в красивом замке, но ее все раздражает. В результате она хамит гостям, писает на лужайку для гольфа, там же безо всякого удовольствия изменяет же­ниху и так далее. Под утро, когда гости тактично разъедутся, выяснится, что на небе не хватает звезды. В интернете напишут, что к Земле летит планета Меланхолия, в связи с чем возможен конец света, и Жюстина останется в замке: стращать заботливых хозяев — старшую сестру Клэр (Генсбур) и ее непрошибаемого мужа (Сазерленд) — и со злорадством ждать, когда все это закончится.

Для тех, кто по каким-то причинам до сих пор сторонился знакомства с малоизвестным скандинавским автором, этот фильм, как бергмановский «Стыд» или «Матч-пойнт» Вуди Аллена, — хороший повод изменить принципам и полюбопытствовать. Виртуозно придуманная, работающая скорее на вау-эффект, чем на попытку распотрошить зрителя (с этой триеровской манерой у многих тра­диционно были проблемы), «Меланхолия» — это почти рекламный проспект к причудливой 20-летней карьере датчанина. Она и начинается, по сути, с рекламной паузы: Жюстина грезит об Армагеддоне, но грезы — видимо, по профессиональной привычке — похожи на ролик дорогих духов: в рапиде под Вагнера сталкиваются небесные тела, валятся замертво птицы и лошади, сама копирайтерша при полном параде приветствует гибель всего живого.

Раскрыв концовку в первые пять минут — девичьим мечтам положено сбываться, — Триер вынуждает пытливого зрителя искать неожиданности в деталях и так потихоньку обводит его вокруг пальца. Он морочит голову красотами — Тристан! Изольда! «Несчастья добродетели»! Движущиеся реплики работ скверных немецких художников! — заставляет ходить кругами, бормоча вслед за чертовой куклой Данст про «приди-приди, сладкая смерть», в итоге убаюкивает так, что лишь в момент финального удара вспоминаешь очевидное — история всего-то про невротичку, которая приняла свою голову за земной шар. Удивительная вещь — «Меланхолия» вроде бы два с лишним часа нашептывает зрителю, что a) всему конец; b) мы одни во Вселенной; c) жизнь лишена смысла; но трудно вспомнить другой фильм, который так освежал бы веру в прямо противоположное, причем по всем трем пунктам. В конце, уставившись в черный экран, оставшийся на месте сгинувшего по воле какой-то дуры мироздания, чувствуешь, что проснулся так, как не просыпался давно. Как было в финале другого важного скандинавского произведения о конце света: «По-моему, все цело, — сказал Муми-тролль. — Пойдем посмотрим!»

Отзывы пользователей о фильме «Меланхолия»

Фото айнеж
отзывы:
146
оценок:
146
рейтинг:
515
9

Выглядит это так - на первом плане скорбное бесчувствие Кирстен Данст, а фоном - дождь из мертвых птиц. Потом Земля схлопнется, а Триер покажет нам, что этому эпичному событию предшествовало.

Ларс фон Триер - самый популярный режиссер из тех, чьи фильмы традиционно отбирают в категорию "кино не для всех". Причина лежит на поверхности - Триер разный. Тот, что делал "Рассекая волны", разительно не похож на того, кто снимал "Танцующую в темноте", но и эти два умудряются быть совсем не тем, кому приписывают "Антихриста". Именно из этого утверждения вытекает первое достоинство "Меланхолии" - она не имеет к привычному Триеру (если такой эпитет вообще уместен) никакого отношения.

Человек, который 15 лет назад выступал за живой звук и ликвидацию операторов, вдруг включает на оглушительную громкость Вагнера и снимает с крана скачки на лошадях. Любопытно, что упрекать Триера в непоследовательности нельзя - он ухмыльнется и с издевочкой спросит: "А вы что, думали всерьез все это?" И неважно, было ли это всерьез или нет - важно, что вот здесь кран, а вот здесь Вагнер.

Искать подтексты и смыслы - занятие в отношении датчанина-скандалиста неблагодарное. Например, можно вспомнить предыдущий его фильм, обратить внимание, что там женщина уничтожала только своего мужа, а здесь она уволакивает за собой в преисподнюю всю Землю. Можно вообразить, что никакой планеты-убийцы нет, а есть страдающая психическим расстройством Жюстина, которая сперва портит свою свадьбу, а потом ставит крест на браке сестры. Можно даже уцепиться за "Охотников на снегу" Питера Брейгеля (репродукция фигурирует в начале фильма), и сказать, что яркий стиль художника на контрасте с беспросветностью его сюжетов в полной мере соответствует эстетической концепции "Меланхолии". Говорить можно много, но не стоит забывать, что в случае с Триером - это все слова, слова, слова...

Обсуждая его работы, нельзя задавать вопрос "Что хотел сказать автор?" Автор хотел показать апокалипсис. Автор хотел показать Кирстен Данст в свадебном платье (хотя, нет, скорее, он хотел показать ее голой). Автор - мизантроп, и хотел, чтобы все люди - ну хотя бы понарошку - взяли и умерли. Автор хотел, чтобы все было красиво торжественно и безапелляционно. Отсюда - музыка, отсюда - кони, град, планета с романтическим названием, gorgeuos Данст, замок с десятками спален и все такое прочее.

Красота внешняя подменила красоту внутреннюю - может, это и грустно, но драматургии у Триера места уже не остается, В первые пять минут мы узнаем, чем кончится дело, а остальные два часа пытаемся вникнуть в детали. Но информация скудна - есть мать Клэр и Жюстин (агрессивная и немножко с приветом - понятно, в кого младшая дочь пошла), есть босс, которого обзовут ничтожеством, есть Тим, которого неожиданно отымеют, и еще есть подпольная кличка - Жюстину на деле зовут Бей-Железо. Это, впрочем, не важно и никому особо не нужно - на нас чертова планета летит, кому уж тут дело до подпольных кличек?

А вообще все гораздо проще. Есть человек, а у человека есть внутренний мир. И стоит этому человеку впасть в меланхолию, как внутренний мир начинает схлопываться, а следом уже и мир, окружающий этого человека, поспешает - со всеми его сестрами, мужьями сестер и боссами. Впрочем, эта версия о локальном конце света не так привлекательна, как о масштабном Армагеддоне. Ибо если наша планета и впрямь кончится по Триеру и под Вагнера, то это будет самый возвышенный эпизод во всей ее истории...

Фото Konstantin Shvedov
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
22
9

Это моя первая рецензия. Написать ее вынуждает удивление напополам с отчаянием - чувство, которое возникает, когда читаешь рецензии других людей. Мне трудно даже представить внутренний мир других рецензентов, по тому, на что они обращают внимание.

На мой взгляд, эффективный способ воспринимать и вообще жить, это пытаться из каждой ситуации взять все, что только возможно. Не концентрируясь на недостатках, вычувствывать все достоинства, создавать обобщения, встраивать полученный материал в свою картину мира, менять ее в соответствии с новой информацией, в общем, получать впечатления с пользой, чтобы развиваться в понимании Жизни.

Я не вижу этого вообще в большинстве рецензий здесь. Люди делают все, чтобы избежать получения хоть какой-то информации. В качестве противовеса, пишу собственые мысли о "Меланхолии".

Удивительный фильм, атмосферный, как будто потусторонний, и при этом про каждого из нас. Предчувствие смерти мы несем с собой с самого рождения. Большинство из нас делают все, чтобы замуровать это ощущение. Иные эстеты пестуют его и получают самые тонкие в мире впечатления. Этот фильм - про это, про неназываемое, про Смерть. Про кастанедовское одиночество война. Про невыносимость бытия. Про пронзительность и "последнесть" каждого мгновения. Про грусть, с этим связанную. Найден гениальный образ смерти - планета, невыносимо огромная, невыносимо прекрасная, неотвратимая. Как люди поведут себя, когда смерть будет вот так манифестировать себя, когда у этой невидимой субстанции наконец-то появится образ? Люди, привыкшие бегать от нее всю свою жизнь? Здесь есть некая параллель с "Районом номер 9" - другим хорошим фильмом. Попытка представить, что будет, если произойдет событие, о котором все треплют языком, но никто не пускает себе в душу.

Этот фильм - напоминание о банальном и самом сложном для принятия факте - нашей смерти, мастерское напоминание, которое непросто проигнорировать. Искусство, которое хотя бы на одну секунду дает человеку возможность задуматься об этой теме уже оправдано на 1000 процентов. Триер молодец. Запустить эту бомбу на широкий экран, эту раковую клетку внутрь человеческого эго - это очень достойно. Здесь я проведу еще одну параллель, с "Аватаром", когда в массовое искусство засовывается стоящая идея, завернутая в привычную глянцевую обертку. Зритель-животное заглатывает сладость и, сам того не желая, получает возможность стать лучше.

Кто и когда думал про свою смерть, не отвлеченно, а в подробностях? Принять эту идею можно только на расстоянии. Если пустить ее внутрь себя, она будет, подобно лекарству, уничтожать всю гадость внутри человека - неосознанность, эгоизм, тупость. Если человек смелый и позволит этой горькой пилюле работать, она все переменит в соответствии с собственной природой - сияющей тотальностью. Любой намек на эту идею - подарок. И здесь уместно будет провести третью параллель - с моим любимым фильмом "Патриотизм" Юкио Мисимы.

Я коснулся только базовой темы. Ничего не написал про эпизоды, про мастерски сделанную сцену свадьбы, которая как натянутая струна, про мост, который невозможно пройти, если нет надежды, про трусость прежде хорохорящегося мужа, про бессмысленную попытку убежать с ребенком на руках, про волшебную пещеру из веток, которая оказалась в такой ситуации уместнее, чем терраса со свечами и вином, хотя на самом деле ничего не может быть уместным перед лицом сами знаете чего, только подлинность. Но они то!

Они пишут про оператора, камеру, пессимизм картины. Они что, совсем идиоты?

Фото Олежка
отзывы:
1
оценок:
14
рейтинг:
14
1

"А король-то голый" - это именно то, что я понял, когда вышел из кинозала после фильма.
Страшно уныло, мерзко и нудно- это эмоциональная составляющая.
По содержанию, плохо исполненные, неинтересные и абсолютно не новые идеи, о том, что ритуалы- это, знаете ли, не гуд, а Земля - средоточие зла, так как на ней единственной- люди(по словам героини Данст) и надо бы всех уничтожить, например столкнув с Меланхолией.
Множество ненужных, не к месту сцен, для примера: обнаженная Данст у озера, ею же сыгранная сцена мочеиспускания на поле для гольфа, а потом там же сцена секса совсем на секс не похожая (о том, что это был секс понятно только после того как дебиловатый парень об нем вспоминает).
Все кричат о красивых съемках и цвете. Поместье- некрасиво, пейзажи- некрасивы, комп графика- на уровне бородатых годов, ракурсы неинтересные, сцены скачущих лошадей- пожалуй, единственное, что понравилось))) А цвет - еще одна попытка сделать фильм атмосферным, он тут так же не связан с тем, что происходит на экране, как и музыка. Музыка, музыка, Вагнер, Тристан и Изольда - это нечто от чего в этом фильме хочется бежать. Причем только в фильме, так как она играет в местах, в которых не нужна, играет слишком повторяясь...снова и снова, урывками, один и тот же кусок. В конце- играет громче прежнего, но от нее уже, прстите, тошнит, нужного эмоционального выплеска нет и с таким подходом к съемке не будет!
Вопрос только в том, откуда 114 положительных рецензий...
Фильм не стоит ни денег ни времени, ничего в нем нет.

Фото ski88er.livejournal.com
отзывы:
1
оценок:
12
рейтинг:
13
3

"Меланхолия", позиционируемая кинокритиками как чуть ли не первый фильм фон Триера для широкой аудитории, по сути является двухчасовым гимном унынию, которое, кстати, оккупационная христианская религия считает четвертым смертным грехом.

Двухчасовое издевательство над зрителями носит особо изощренный характер: аудитория, мнящая себя интеллектуалами и любителями кино не для всех, просто не может себе позволить встать и выйти, чтобы не смотреть эту тягомотину (окружающие могут счесть быдлом и гопотой, слишком деревянной, чтобы понять глубокий замысел фон Триера). Проблема же заключается в том, что замысла попросту нет. Режиссер маскирует полное отсутствие идей обилием затяжных сцен, снятых фирменной дрожащей камерой (тут ему на помощь пришла еще и компьютерная графика, а также мощные низкие басы, переходящие в невыносимый инфразвук в финальной сцене Апокалипсиса).

Безусловно, Вагнером и инфразвуком можно вызвать тревожность даже у самых непрошибаемых зрителей, чудом досидевших до конца фильма. Подозреваю, что следующим художественным изыском, призванным замаскировать творческую импотенцию Ларса фон Триера, будет кино в 3Д.

Фото Лилия
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
13
9

Для начала хочется отозваться в общем о том, что пишут здесь "рецензенты". Если вы не способны увидеть дальше ведерка с попкорном - ходите на Трансформеров.
Фильм действительно не простой, это понимают и прокатчики - не зря он идет у нас в одном кинотеатре (Ростов-на-Дону), ночью, и лишь два сеанса.
При этом зал пуст на 3/4. Но нет же - все равно пруться те, кто слово меланхолия слышит первый раз и теперь будет думать, что это действительно планета!
Кому-то было смешно смотреть на то, как выжимает деперессия Джастину, кто - то три раза за сеанс (!!!!) вышел пива докупить.... Публика камеди-клаб, не насилуй себя - попкорн лучше идет под пингвинов Поппера.
Лично мне после фильма чувство голода в голову не приходило.
О самом фильме - гениально. Гениально все:
- музыка, позволившая в душе зазвучать тем струнам и той глубине чувств, о которой я даже не подозревала,
- постановка кадра, не давшая отравить все голливудским лоском, приблизившая картину на экране к реальности;
- игра актеров, которая была прожитой жизнью,
- искусство, которое не спутаешь с чем-то другим.
Этот фильм был посылом к тем, кто способен ему внять. А это безусловно не большинство.
Депрессия в фильме передана так , как понять и передать ее может только человек не понаслышке с нею знакомый. Нюансы состояния переданы с удивительной точностью, реакция близких - списана буквально с натуры, понятна, и действительна. Тяжесть груза и боль - болезнь сестры. Бессилие перед этой дрянью и ее бесконечность. И не болезнь депрессия вовсе, а смерть. Но ты не умираешь. Это полпути в преисподнюю. Это борьба с жизнью за смерть, и со смертью за жизнь. Борьба безоружного человека, не способного прекратить ее путем саморасправы в силу собственной слабости, который действительно пытается жить.
Конец света - неизбежность, такая же как смерть каждого отдельного человека. И жизнь, бессмысленная организация ритуалов, ее заменяющих. Мы лишь смертные пленники хрупкой планеты, возомнившие себя властелинами мира, помазанниками всесильного Господа, выдавшего нам карт бланш на самого себя. БРЕД. Триер показал наглядно, кто мы и где мы в этом мире. Как мы "велики и всесильны". Сколько "всего" мы делаем и добиваемся. И чего все это стоит в итоге.
Бог - это вера в безопасность и защищенность, как вера малыша Лео в секретные пещеры. Я верю в Бога - это мой выбор, но я не верю в наше право верить в Него. Я не верю, что есть вариант жить по другому, что есть смысл пытаться найти этот вариант. Я не верю, что можно нажиться на этом свете, что есть кто-то, кому не страшно умирать. И когда погас экран, я услышала как бьется во мне сердце. Первый раз в жизни.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Планета Информ»

Жюстин (Кирстен Данст) и Майкл (Александер Скарсгорд) отмечают свою свадьбу в роскошном доме своей сестры (Шарлотта Генсбур) и сводного брата (Кифер Сазерленд). А в это время к Земле приближается планета Меланхолия... «Меланхолия» — психологическое кино-катастрофа от режиссера Ларса фон Триера.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить