Формально это неонуар, да еще и довольно ревизионистский: традиционный американский жанр Ларс фон Триер остроумно адаптирует под европейский материал. По сюжету детектив с безликой, словно из бульварного романа, фамилией Фишер возвращается из Каира в Европу, чтобы расследовать серию убийств.
Триллер, Драма, Криминальный |
16+ |
Ларс фон Триер |
18 мая 1984 |
6 мая 2021 |
1 час 44 минуты |
Не понимаю тех, кто говорит, что, мол, до "Европы" был один фон Триер (хороший и подающий надежды), а после - другой (плохой, безыдейный и эпатажник). Неправда. "Элемент преступления" хоть и первый, но сразу же фирменный его фильм. Так что те, кому он не нравится, были бы более последовательными, если бы говорили, что он с самого начала был козлом. Ну а я как почитатель его творчества скажу, что он с самого начала показал большой талант.
"Фирменность" его состоит в том, что форма у него не бывает сама по себе, так сказать, для вида. Для вида у него только сегодняшняя трясущаяся камера (исключение - "Идиоты", там закос под home video один из важнейших элементов). Ну хочется человеку подразнить и помучить зрителей. Бывает. Можно, конечно, брюзжать по этому поводу и посылать фон Триера куда подальше, а можно воспринимать это как соревнование и игру - кто кого перетерпит. Так веселее. Можно сказать, он нашёл для себя ненаказуемый элемент преступления.
Поясню мысль про форму, которая "не просто так".
И в "Элементе преступления", и в попавшихся под руку "7" важная составляющая - визуальный ряд, цветовое решение и т.п. У Финчера, по-моему, слякоть и постоянный дождь на протяжении всего фильма - не более, чем эффектный антураж, в котором действуют герои. Даже придумал термин: у Финчера дизайнерские фильмы (см. также "Игру" и "Бойцовский клуб"), даже титры становятся частью дизайна. У фон Триера же давящая красно-коричневая монохромная атмосфера фильма давит не только на зрителя, но и на главного героя и её кроме прочего тоже можно счесть причиной произошедшего в финале. Эта атмосфера - часть среды, которая согласно теории Осборна (один из персонажей фильма) рождает преступление. Может быть, всё это условность и выдумки фон Триера (и так не бывает), но дочего же интересно, последовательно и убедительно.
В итоге Финчеру приходится заставлять своих героев прямым текстом рассуждать и спорить на тему, плохо ли современное общество и насколько, из нормальных ли людей оно состоит, а у фон Триера получилось, что на эту тему (и не только на эту) приходится порассуждать зрителю, что, по-моему, гораздо лучше. И в этом свете становится не так уж и важно, что фильм получился не столь виртуозным и выверенным, как более поздние картины, ведь всё равно в жанре "охота на маньяка" он лучший.
Абстрактный, разваливающийся фильм. Ничем не приятная эстетика, почти полностью отсутствующий сюжет. Молодая ошибка Триера.
Преступный элемент - не конкретно какой-либо человек; это то, что присутствует в каждом человеке. Очень удивило сходство дебютной полнометражки фон Триера с советской картиной Тарковского "Сталкер". А также американской лентой Финчера "Семь". Замечательная операторская работа, между прочем, получившая премии на фестивалях. Потрясающе!
harakter
Гипноз - давно проверенный психоанализом и психотерапией метод лечения различных психических дисфункций и прочих головных мигреней, коими страдает бывший полицейских детектив Фишер, работавший ранее в Европе, но волею судеб и болезненного состояния отправившийся на целебные воды в знойный Каир, дабы подлечить не столько физическую немощь, сколько душевное состояние. Гипноз, обещает пузатый доктор с арабским выговором, в обязательном порядке расставит все на свои места, и живо приведет все нужный порядок - детали, факты, умозаключения, что тревожат болезного служителя закона. Итак, Ларс фон Триер приглашает своего зрителя окунуться вместе с Фишером в мир сюрреалистического нуара, атмосферу капающей воды, гниющих построек и странных людей. Отправиться в погоню за серийным убийцей и маньяком Гарри Греем, что специализируется на том, что отправляет на тот свет молоденьких девушек, что торгуют лотерейными билетами. И единственный способ изловить коварного душегуба, как завещает великий учитель Фишера Осборн, автор книги "Элемент преступления", это попробовать жить жизнью преследуемого - есть то, что ест он, спать там, где спал он, делать и думать так, как делал и думал он. Единственное, о чем то ли забыл, то ли не смог предупредить Осборн - об опасности запутаться в личностях по окончании расследования.
Как и во всех своих ранних фильмах, Ларс фон Триер отправляет чужеземца (в данном случае Фишер долго не был дома, в Европе) в землю, выглядящей будто после какой-то катастрофы. Обстановка в некоторой степени напоминает "Картины освобождения", но в этот раз гораздо больше наполнена водой и подсвечена уже единственным фильтром - желтого оттенка, с редкими вкраплениями съемок в синем колоре. Вновь положено вспомнить о наследии Тарковского, влияние которого на фон Триера в данном фильме выходит на свой пик, на который выйдет в следующий раз лишь на постановке "Антихриста". Впрочем, отталкиваясь от визуальной стилистики и моторики камер русского режиссера, фон Триер увлекается несколько иными целями в своей собственной картине. Из уже известных и узнаваемых кирпичиков, вооружившись тщательным образом проработанной схемой, он строит таинственное здание паранойи и клаустрофобии. Мир, полный воды.
Для создания необходимого ощущения фон Триер не только тщательно разлил воду по кадру, но и приказал смазать практически все декорации маслом, чтобы те вызывали ощущения предметов, пропитанных влагой. Естественно, страницы всех книг в фильме окажутся слипшимися, лужи и целые ручьи в сумерках, довольно быстро превратятся в привычный объект непривычного интерьера, а занавески будут висеть не внутри дома, а снаружи его, вопреки всей логике и вызывая бурю протеста в съемочной группе. Декорации в картинах фон Триера никогда не играли своей привычной роли. Их функция была или запутать и свести с ума зрителя, как это было на заре карьеры датского режиссера, или вообще отказаться от них, как таковых, как это будет гораздо позже.
Это первый фильм первой трилогии фон Триера, которую чаще принято называть "Трилогией Е" (или трилогией Европы, по понятным причинам), и реже - "трилогией идеалиста", так как во всех трех картинах во главе событий находится идеалист. В данном случае - Фишер, который идеализирует схему учителя Осборна (настолько, что переводит его книгу на арабский собственнолично) и, слепо веря в нее, пытается найти и уничтожить гнездо вселенского зла в лице Гарри Грея. Не слушая голоса разума, не обращая внимания на очевидные обстоятельства, а лишь строго следуя ряду определенных правил. Как следствие - тяжелая мигрень, в лучше случае, и смешение личностей, потеря самоидентификации - в более общем. Кстати, если несколько трансформировать и спроецировать развязку "Элемента преступления" на медицинскую тему, то финал следующего фильма "Эпидемия" выглядит братом-близнецом этой картины.
Несколько вольно и смело автор работает и с жанровой схемой. По сути, "Элемент преступления" - это стилизованный нео-нуар 80-х, а фильмы-нуар, в своем каноническом виде, не бывают столь сюрреалистичными и возможность подобной несколько размытой концовки, если не отрицают, то и не поощряют.
Что касается актеров, то они работают будто заржавевшие или некондиционные детали в одном разваленном и захламленном механизме. Ползают, прыгают, кричат: все это вызывает стойкий оттенок кафкианского абсурда, что в купе с постоянными головокружительно медленными тревелингами камеры обязательно должно ввести зрителя или в гипноз, или вызвать психическое отторжение. Где-то там, кстати, мелькает и сам автор - бритый наголо улыбающийся портье в отеле, приветствующий творчество Лилианы Кавани.
Первый же полноформатный фильм фон Триера и первый же визит в сердце фестивальной Европы - Каннский фестиваль, правда, и первое же разочарование. Ну, может режиссер несколько перегнул палку со своим эпатажем - приехал с выбритой головой (прямо как в картине), раздавал скандальные интервью, был заметным и приковывал к себе внимание. Правда вот, фестивальный показ не удался. Зрители выходили из зала не дождавшись развязки. Тоже в первый раз. Правда, увы, не в последний.