Москва
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
«Звездные войны» уже не те. Эту фразу, как заклинание, повторяют поклонники оригинальных Star Wars, устроившие против трилогии-приквела целую хейтерскую кампанию. Но если присмотреться — выяснится: новые части совершенно не уступают старым, а в чем-то даже превосходят их. Это то же самое кино: смешное, грустное, мудрое, наивное — очень разное. К премьере девятого заключительного эпизода саги о Скайуокерах «Афиша» решила реабилитировать Джа-Джа Бинкса, похвалить Джорджа Лукаса и рассказать, почему, на наш взгляд, «Месть ситхов» лучший эпизод во франшизе. Да пребудет с вами Сила!
Арсений Омельченко, Евгений Ткачёв
20 декабря 2019

приключение, фантастика, семейный

Знакомство с джедаями: самый детский фильм космической саги

Трилогия нулевых построена на одном простом, но действенном приеме: она взрослеет и набирает силу вместе со своим главным героем — Энакином Скайуокером, которому в будущем предначертано стать Дартом Вейдером. Однако в эпизоде с говорящим названием «Скрытая угроза» он пока 9-летний мальчуган (Джейк Ллойд) — вундеркинд и сорвиголова, мечтающий совершать великие дела. Это еще история не о нем, а о молодом и тоже очень непоседливом джедае-падаване Оби-Ване Кеноби (Юэн МакГрегор), который вместе со своим учителем Квай-Гоном Джинном (Лиам Нисон) постоянно попадает в неприятности. Однако, несмотря на все злоключения, этой парочке удастся победить злых ситхов, спасти целую планету, а вместе с ней Энакина и его будущую возлюбленную — принцессу и сенатора Падме Амидалу (Натали Портман). «Скрытая угроза» — очень детское кино. Если оно не для вас, то точно для вашего 12-летнего ребенка. Оно яркое, простое, захватывающее, с нехитрым юмором, за который по большому счету отвечает особо ненавидимый фанатами неуклюжий гунган Джа-Джа Бинкс, хотя в нем нет ничего такого уж демонического. В фильме масса умопомрачительных приключений (гонки по каньону на реактивных упряжках, туземцы с лазерными катапультами против армии дроидов, многочисленные сражения на световых мечах), однако все они ведут к неизбежному, печальному, но трогательному финалу: после смерти Квай-Гона молодой Оби-Ван берет под свое крыло кроху Энакина.

приключение, фантастика, семейный

Несколько перегруженная событиями, но точно самая зрелищная картина франшизы

Вторая часть трилогии-приквела изо всех сил старается стать серьезнее. Яркая природа Набу сменяется киберпанковским мегаполисом и секретными заводами. Герои постепенно обрастают психологическими портретами, незавидными проблемами и принимают решения в тот момент, когда их посещает очень плохое предчувствие. Претензий к этому фильму, пожалуй, больше всех: как и все промежуточные части трилогий (вспомним тот же «Властелин колец»), она перегружена событиями и страдает по части драматургии. Герои безумно раздражают: отношения Энакина (Хейден Кристенсен) с Падме и Оби-Ваном изо всех вил стараются быть драматичными, но выходят напряженно монотонными. Что, впрочем, нормально для трудного подросткового периода, куда кино идет вместе со своим героем. Если же оставить эту линию в покое, то «Атака клонов» начинает играть совершенно новыми и неожиданными для «Звездных войн» красками. По сути, перед нами политический детектив: довольно сложно и неглупо сконструированный. В недрах мирной демократической республики таинственные силы плетут интриги и собирают армию: битвы с сепаратистами лишь прикрытие для более сложной игры. В ней Совет джедаев делает ход, который оказывается роковым для всей вселенной. Ну а по части экшена, это, возможно, лучшая картина франшизы: столько световых мечей и Силы в действии вы не увидите больше нигде.

приключение, фантастика, семейный

Быть может, самый лучший эпизод космической оперы

Самая взрослая, мрачная и, что уж тут скрывать, лучшая часть трилогии, а возможно, и всей франшизы. С первых минут картина берет серьезный тон. Световые мечи и гигантские космолеты здесь больше не для потехи публики: теперь в пылу каждой битвы принимаются роковые решения, меняющие судьбу вселенной. Под ширмой развлекательной космооперы проглядывают монументальные черты античной трагедии: тяжелая поступь Рока приводит героев к страшной и неминуемой развязке. Именно здесь главное, пожалуй, преимущество новых «Звездных войн» перед старыми — блестящий актерский состав — начинает играть в полной мере. Драма Энакина, как и всех персонажей, обретает неожиданный вес, объем и глубину, и поэтому не оставляет никого равнодушным. Извечный вопрос — чего больше в великой любви: созидания или разрушения? — тут по-прежнему остается без ответа, ведь любовь Энакина и Падме порождает как главного злодея вселенной, так и ее величайших героев. Однако на один вопрос эта картина все-таки дает однозначный ответ: если любить «Звездные войны» можно за любую часть, то уважать их и считаться с ними заставляет именно «Месть ситхов».

боевик, приключение, фантастика

Громкое пробуждение джедайской саги — с неожиданным феминистским уклоном

Трилогия-приквел ярко и увесисто рассказала, как эта история начиналась. Однако после нее в воздухе повис вопрос: что было дальше и можно ли снять «Звездные войны», которые устроят всех? Джей Джей Абрамс три года назад сумел однозначно ответить на оба. «Пробуждение Cилы» открыло новую страницу в жизни франшизы — и теперь весь мир раз в год (благодаря выходящим параллельно спин-оффом) ходит на новые «Звездные войны». Что до «Пробуждения Силы», то оно получилось где-то революционным, где-то подчеркнуто консервативным. Придраться здесь можно, пожалуй, только к последнему пункту. Излишняя цитатность, обилие пасхалок делит зрителей на своих в доску и гостей далекой-далекой галактики. И если в первой половине картины цитаты работают в основном в ироничном и пародийном ключе, то во второй ее части сюжет скатывается уже к откровенным самоповторам — и приятное ощущение дежавю сменяется откровенной скукой. Впрочем, в такие моменты картину спасают новые персонажи и органика Дейзи Ридли, исполнившей роль Рэй — первой по-настоящему сильной и главной героини в киновселенной Star Wars.

боевик, приключение, фантастика

«Звездные войны» превращаются в военно-полевой роман

Помимо номерных частей трилогии-сиквела в обновленной франшизе нашлось место и для, как минимум, трех спин-оффов («Изгой-один» и «Хан Сало» вышли в кино, а «Мандалорец» на новом стриминговом сервисе Disney+). Примечательно, что сценаристы и режиссеры в этих спин-оффах развлекаются, как могут: скрещивают жанры и заполняют пробелы. Так, например, если вас когда-нибудь интересовало, откуда у повстанцев в «Новой надежде» взялись чертежи Звезды Смерти, «Изгой-один» расскажет об этом в захватывающей двухчасовой историй в духе «Грязной дюжины». Режиссер Гарет Эдвардс не побоялся пойти на смелый эксперимент — снять классическое военное кино в декорациях самой знаменитой космооперы в мире. Результат превзошел ожидания: новые мундиры вместе с лазерными пушками и гигантскими шагающими танками пришлись к знакомым с детства имперским штурмовикам, шпионам и союзникам как раз в пору. А авантюрная история о небольшом диверсионном отряде, положившем свои жизни на алтарь великой победы, вписалась в сеттинг органично и без швов. Потому что такие герои, наверное, есть на каждой войне, в какой бы части галактики она не велась. К слову, эти же герои помимо сложной боевой задачи выполняют и другую: влюбляют в себя и заставляют задуматься о цене любой победы.

боевик, приключение, фэнтези

Самый противоречивый эпизод космооперы

Райан Джонсон («Кирпич», «Петля времени») — режиссер непростой. И «Звездные воины» у него получились такими же. Сюжет картины устремился вперед, отказавшись от заигрываний с каноном. Полюбившихся персонажей здесь стараются развить, нагружая их драматическими линиями разной степени тяжести. Для кого-то это выглядит органично, для кого-то не очень. Так, постаревший и раздираемый внутренними противоречиями Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) придает истории несколько болезненный оттенок. Сбалансировать ситуацию удается за счет новичков: героического вице-адмирала Холдо (Лора Дерн), бойца Сопротивления Роуз Тико (Келли Мари Трэн) с подчеркнуто не голливудской внешностью и местного Джека Воробья — беспринципного вора ДиДжея в исполнении Бенисио Дель Торо. Но вот к чему точно нельзя придраться, так это к визуальной стороне фильма. «Последние джедаи», пожалуй, самый эстетически выверенный фильм франшизы. Финальная битва, решенная в сочетании ледяного-белого и кроваво-алого завораживает. Также художники-постановщики тщательно поработали над флорой и особенно над фауной картины: фантастические миры населяют фантастические и прекрасные создания (вулптексы, фатиры и др.). 

боевик, приключение, фэнтези

«Звездные войны» возвращаются к истокам: космический вестерн про приключения молодого Хана Соло

Новые не номерные «Звездные войны» — это, как и «Изгой-один», очередной спин-офф, только на этот раз посвященный Хану Соло (Олден Эренрайк). Влюбленный в подругу Киру (Эмилия Кларк, она же Мать Драконов, она же мать Джона Коннора) и еще не превратившийся в циника юноша успеет повоевать на фронте, подружиться с Чубаккой, стать космическим пиратом, повстречаться с Лэндо Калриссианом (Дональд Гловер, звезда сериала «Атланта» и теперь клипа «This Is America»), а также выиграть у него «Тысячелетнего сокола». Честно говоря, за «Соло» были опасения — во время работы над фильмом президент Lucasfilm Кэтлин Кеннеди успела уволить режиссеров Кристофера Миллера и Фила Лорда («Лего. Фильм»), вознамерившихся сделать из «Звездных войн» «Стражей Галактики», и нанять маститого ремесленника Рона Говарда, чтобы он все переснял. Однако тревоги оказались напрасными: у Говарда получился головокружительный космический вестерн с ограблением поезда, посиделками в инопланетном салуне, межгалактической версией американской Гражданской войны, цитатами из Говарда Хоукса и Серджо Леоне, а также с сильными героинями (Кира, Вэл, L3-37), отстаивающими свое право на выбор так, что их мужчинам приходится с этим смириться. Словом, сериал «Светлячок» в сеттинге Star Wars.

боевик, приключение, фантастика

Неспешный космический вестерн про наемника и беби-Йоду

Изначально Джош Транк («Хроника», «Фантастическая четверка») должен был поставить спин-офф про охотника за головами Бобу Фетта (второплановый персонаж, который впервые появился в анимационном сегменте праздничного спецвыпуска «Звездных войн» и по непонятным причинам обрел среди поклонников саги «межгалактическую» популярность). Однако тот проект приказал долго жить, а Джон Фавро подготовил для стримингового сервиса Disney+ сериал про другого круто сваренного наемника — мандалорца (Педро Паскаль), который получает от бывшего имперца (Вернер Херцог) выгодное предложение: доставить за весомое вознаграждение ценный груз. Но когда выяснится, что этим ценным грузом является беби-Йода (малыш из той же расы, что небезызвестный магистр джедаев), мандалорец решит взять его под свою опеку. Необходимо предупредить: сериал разгоняется крайне неторопливо, в нем много филлеров, а по жанру он тяготеет к неспешному космическому вестерну. Также здесь много радикальных концептуальных решений: мандалорец, например, никогда не снимает шлем (так что мы не всегда можем быть уверены, что под доспехами скрывается Педро Паскаль), а вся история служит лишь фоном для кропотливого выстраивания отцовско-сынових отношений между наемником и малышом Йодом. Тем не менее, что подкупает в «Мандалорце», так это то, что в нем нет навязчивого обслуживания фан-сервиса, а есть классные типажные артисты (ладно, Джина Карано, но с антресоли достали даже Карла Уэзерса), захватывающие приключения и много олдскульного гуманизма в духе «Удивительных странствий Геракла» и «Зены — королевы воинов».

боевик, приключение, фантастика

Завершение очередной трилогии про далекую-далекую галактику

Все, что имеет начало, имеет и конец: это касается не только «Матрицы», но и саги о Скайуокерах. Растянувшаяся на 42 года (важное, к слову, число для создателя сериала «Остаться в живых» и режиссера заключительного эпизода Джей Джея Абрамса) франшиза ставит жирную точку в истории Люка, Леи, Хана Соло, а также новых и молодых героев — Рэй, Финна, По Дэмерона и Кайло Рэна. Сразу стоит оговориться, что это качественно поставленное, достойно сыгранное и увлекательно рассказанное кино, однако девятую часть все же сложно назвать идеальным фильмом. Во-первых, Абрамс отказался от всех заложенных Райаном Джонсоном идей (неважно, кто твои родители; Сила течет во всех; прошлое надо убить), поэтому теперь его «Последние джедаи» в обновленной франшизе выглядят вставным зубом. Во-вторых, он не очень изящно свел все концы с концами. Вместо того чтобы снимать свое кино (как, скажем, делают авторы «Мандалорца»), он стал обслуживать фан-сервис. В «Скайуокере. Восход» нет ничего оригинального, а решение воскресить императора Палпатина (ввиду отсутствия главного злодея) оказалось шагом назад. Еще в картине то ли в качестве оммажа, то ли в качестве издевки мелькнут эвоки. Но главная ее проблема все же не в этом, а в том, что финал оставляет после себя еще более гнетущее впечатление, чем «Месть ситхов». Если у Лукаса это было оправдано тем, что он конструировал античную трагедию, то у Абрамса это связано с банальной прозой жизни: из подающего надежды джедая вырос плохой учитель, контрабандист и принцесса разошлись, а еще родили фрустрированного сына. То есть то, что изначально было сказкой, превратилось в семейно-бытовую драму — и нам теперь с этим жить. Впрочем, за счет накопленной годами критической массы эти «Звездные войны» все-таки могут подарить катарсис и банальное утешение: все, что имеет начало, имеет и конец — и кто мы такие, чтобы спорить с этим.