Трилогия нулевых построена на одном простом, но действенном приеме: она взрослеет и набирает силу вместе со своим главным героем — Энакином Скайуокером, которому в будущем предначертано стать Дартом Вейдером. Однако в эпизоде с говорящим названием «Скрытая угроза» он пока 9-летний мальчуган (Джейк Ллойд) — вундеркинд и сорвиголова, мечтающий совершать великие дела. Это еще история не о нем, а о молодом и тоже очень непоседливом джедае-падаване Оби-Ване Кеноби (Юэн МакГрегор), который вместе со своим учителем Квай-Гоном Джинном (Лиам Нисон) постоянно попадает в неприятности. Однако, несмотря на все злоключения, этой парочке удастся победить злых ситхов, спасти целую планету, а вместе с ней Энакина и его будущую возлюбленную — принцессу и сенатора Падме Амидалу (Натали Портман). «Скрытая угроза» — очень детское кино. Если оно не для вас, то точно для вашего 12-летнего ребенка. Оно яркое, простое, захватывающее, с нехитрым юмором, за который по большому счету отвечает особо ненавидимый фанатами неуклюжий гунган Джа-Джа Бинкс, хотя в нем нет ничего такого уж демонического. В фильме масса умопомрачительных приключений (гонки по каньону на реактивных упряжках, туземцы с лазерными катапультами против армии дроидов, многочисленные сражения на световых мечах), однако все они ведут к неизбежному, печальному, но трогательному финалу: после смерти Квай-Гона молодой Оби-Ван берет под свое крыло кроху Энакина.
Вторая часть трилогии-приквела изо всех сил старается стать серьезнее. Яркая природа Набу сменяется киберпанковским мегаполисом и секретными заводами. Герои постепенно обрастают психологическими портретами, незавидными проблемами и принимают решения в тот момент, когда их посещает очень плохое предчувствие. Претензий к этому фильму, пожалуй, больше всех: как и все промежуточные части трилогий (вспомним тот же «Властелин колец»), она перегружена событиями и страдает по части драматургии. Герои безумно раздражают: отношения Энакина (Хейден Кристенсен) с Падме и Оби-Ваном изо всех вил стараются быть драматичными, но выходят напряженно монотонными. Что, впрочем, нормально для трудного подросткового периода, куда кино идет вместе со своим героем. Если же оставить эту линию в покое, то «Атака клонов» начинает играть совершенно новыми и неожиданными для «Звездных войн» красками. По сути, перед нами политический детектив: довольно сложно и неглупо сконструированный. В недрах мирной демократической республики таинственные силы плетут интриги и собирают армию: битвы с сепаратистами лишь прикрытие для более сложной игры. В ней Совет джедаев делает ход, который оказывается роковым для всей вселенной. Ну а по части экшена, это, возможно, лучшая картина франшизы: столько световых мечей и Силы в действии вы не увидите больше нигде.
Самая взрослая, мрачная и, что уж тут скрывать, лучшая часть трилогии, а возможно, и всей франшизы. С первых минут картина берет серьезный тон. Световые мечи и гигантские космолеты здесь больше не для потехи публики: теперь в пылу каждой битвы принимаются роковые решения, меняющие судьбу вселенной. Под ширмой развлекательной космооперы проглядывают монументальные черты античной трагедии: тяжелая поступь Рока приводит героев к страшной и неминуемой развязке. Именно здесь главное, пожалуй, преимущество новых «Звездных войн» перед старыми — блестящий актерский состав — начинает играть в полной мере. Драма Энакина, как и всех персонажей, обретает неожиданный вес, объем и глубину, и поэтому не оставляет никого равнодушным. Извечный вопрос — чего больше в великой любви: созидания или разрушения? — тут по-прежнему остается без ответа, ведь любовь Энакина и Падме порождает как главного злодея вселенной, так и ее величайших героев. Однако на один вопрос эта картина все-таки дает однозначный ответ: если любить «Звездные войны» можно за любую часть, то уважать их и считаться с ними заставляет именно «Месть ситхов».
Трилогия-приквел ярко и увесисто рассказала, как эта история начиналась. Однако после нее в воздухе повис вопрос: что было дальше и можно ли снять «Звездные войны», которые устроят всех? Джей Джей Абрамс три года назад сумел однозначно ответить на оба. «Пробуждение Cилы» открыло новую страницу в жизни франшизы — и теперь весь мир раз в год (благодаря выходящим параллельно спин-оффом) ходит на новые «Звездные войны». Что до «Пробуждения Силы», то оно получилось где-то революционным, где-то подчеркнуто консервативным. Придраться здесь можно, пожалуй, только к последнему пункту. Излишняя цитатность, обилие пасхалок делит зрителей на своих в доску и гостей далекой-далекой галактики. И если в первой половине картины цитаты работают в основном в ироничном и пародийном ключе, то во второй ее части сюжет скатывается уже к откровенным самоповторам — и приятное ощущение дежавю сменяется откровенной скукой. Впрочем, в такие моменты картину спасают новые персонажи и органика Дейзи Ридли, исполнившей роль Рэй — первой по-настоящему сильной и главной героини в киновселенной Star Wars.
Помимо номерных частей трилогии-сиквела в обновленной франшизе нашлось место и для, как минимум, трех спин-оффов («Изгой-один» и «Хан Сало» вышли в кино, а «Мандалорец» на новом стриминговом сервисе Disney+). Примечательно, что сценаристы и режиссеры в этих спин-оффах развлекаются, как могут: скрещивают жанры и заполняют пробелы. Так, например, если вас когда-нибудь интересовало, откуда у повстанцев в «Новой надежде» взялись чертежи Звезды Смерти, «Изгой-один» расскажет об этом в захватывающей двухчасовой историй в духе «Грязной дюжины». Режиссер Гарет Эдвардс не побоялся пойти на смелый эксперимент — снять классическое военное кино в декорациях самой знаменитой космооперы в мире. Результат превзошел ожидания: новые мундиры вместе с лазерными пушками и гигантскими шагающими танками пришлись к знакомым с детства имперским штурмовикам, шпионам и союзникам как раз в пору. А авантюрная история о небольшом диверсионном отряде, положившем свои жизни на алтарь великой победы, вписалась в сеттинг органично и без швов. Потому что такие герои, наверное, есть на каждой войне, в какой бы части галактики она не велась. К слову, эти же герои помимо сложной боевой задачи выполняют и другую: влюбляют в себя и заставляют задуматься о цене любой победы.
Райан Джонсон («Кирпич», «Петля времени») — режиссер непростой. И «Звездные воины» у него получились такими же. Сюжет картины устремился вперед, отказавшись от заигрываний с каноном. Полюбившихся персонажей здесь стараются развить, нагружая их драматическими линиями разной степени тяжести. Для кого-то это выглядит органично, для кого-то не очень. Так, постаревший и раздираемый внутренними противоречиями Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) придает истории несколько болезненный оттенок. Сбалансировать ситуацию удается за счет новичков: героического вице-адмирала Холдо (Лора Дерн), бойца Сопротивления Роуз Тико (Келли Мари Трэн) с подчеркнуто не голливудской внешностью и местного Джека Воробья — беспринципного вора ДиДжея в исполнении Бенисио Дель Торо. Но вот к чему точно нельзя придраться, так это к визуальной стороне фильма. «Последние джедаи», пожалуй, самый эстетически выверенный фильм франшизы. Финальная битва, решенная в сочетании ледяного-белого и кроваво-алого завораживает. Также художники-постановщики тщательно поработали над флорой и особенно над фауной картины: фантастические миры населяют фантастические и прекрасные создания (вулптексы, фатиры и др.).
Новые не номерные «Звездные войны» — это, как и «Изгой-один», очередной спин-офф, только на этот раз посвященный Хану Соло (Олден Эренрайк). Влюбленный в подругу Киру (Эмилия Кларк, она же Мать Драконов, она же мать Джона Коннора) и еще не превратившийся в циника юноша успеет повоевать на фронте, подружиться с Чубаккой, стать космическим пиратом, повстречаться с Лэндо Калриссианом (Дональд Гловер, звезда сериала «Атланта» и теперь клипа «This Is America»), а также выиграть у него «Тысячелетнего сокола». Честно говоря, за «Соло» были опасения — во время работы над фильмом президент Lucasfilm Кэтлин Кеннеди успела уволить режиссеров Кристофера Миллера и Фила Лорда («Лего. Фильм»), вознамерившихся сделать из «Звездных войн» «Стражей Галактики», и нанять маститого ремесленника Рона Говарда, чтобы он все переснял. Однако тревоги оказались напрасными: у Говарда получился головокружительный космический вестерн с ограблением поезда, посиделками в инопланетном салуне, межгалактической версией американской Гражданской войны, цитатами из Говарда Хоукса и Серджо Леоне, а также с сильными героинями (Кира, Вэл, L3-37), отстаивающими свое право на выбор так, что их мужчинам приходится с этим смириться. Словом, сериал «Светлячок» в сеттинге Star Wars.
Изначально Джош Транк («Хроника», «Фантастическая четверка») должен был поставить спин-офф про охотника за головами Бобу Фетта (второплановый персонаж, который впервые появился в анимационном сегменте праздничного спецвыпуска «Звездных войн» и по непонятным причинам обрел среди поклонников саги «межгалактическую» популярность). Однако тот проект приказал долго жить, а Джон Фавро подготовил для стримингового сервиса Disney+ сериал про другого круто сваренного наемника — мандалорца (Педро Паскаль), который получает от бывшего имперца (Вернер Херцог) выгодное предложение: доставить за весомое вознаграждение ценный груз. Но когда выяснится, что этим ценным грузом является беби-Йода (малыш из той же расы, что небезызвестный магистр джедаев), мандалорец решит взять его под свою опеку. Необходимо предупредить: сериал разгоняется крайне неторопливо, в нем много филлеров, а по жанру он тяготеет к неспешному космическому вестерну. Также здесь много радикальных концептуальных решений: мандалорец, например, никогда не снимает шлем (так что мы не всегда можем быть уверены, что под доспехами скрывается Педро Паскаль), а вся история служит лишь фоном для кропотливого выстраивания отцовско-сынових отношений между наемником и малышом Йодом. Тем не менее, что подкупает в «Мандалорце», так это то, что в нем нет навязчивого обслуживания фан-сервиса, а есть классные типажные артисты (ладно, Джина Карано, но с антресоли достали даже Карла Уэзерса), захватывающие приключения и много олдскульного гуманизма в духе «Удивительных странствий Геракла» и «Зены — королевы воинов».
Все, что имеет начало, имеет и конец: это касается не только «Матрицы», но и саги о Скайуокерах. Растянувшаяся на 42 года (важное, к слову, число для создателя сериала «Остаться в живых» и режиссера заключительного эпизода Джей Джея Абрамса) франшиза ставит жирную точку в истории Люка, Леи, Хана Соло, а также новых и молодых героев — Рэй, Финна, По Дэмерона и Кайло Рэна. Сразу стоит оговориться, что это качественно поставленное, достойно сыгранное и увлекательно рассказанное кино, однако девятую часть все же сложно назвать идеальным фильмом. Во-первых, Абрамс отказался от всех заложенных Райаном Джонсоном идей (неважно, кто твои родители; Сила течет во всех; прошлое надо убить), поэтому теперь его «Последние джедаи» в обновленной франшизе выглядят вставным зубом. Во-вторых, он не очень изящно свел все концы с концами. Вместо того чтобы снимать свое кино (как, скажем, делают авторы «Мандалорца»), он стал обслуживать фан-сервис. В «Скайуокере. Восход» нет ничего оригинального, а решение воскресить императора Палпатина (ввиду отсутствия главного злодея) оказалось шагом назад. Еще в картине то ли в качестве оммажа, то ли в качестве издевки мелькнут эвоки. Но главная ее проблема все же не в этом, а в том, что финал оставляет после себя еще более гнетущее впечатление, чем «Месть ситхов». Если у Лукаса это было оправдано тем, что он конструировал античную трагедию, то у Абрамса это связано с банальной прозой жизни: из подающего надежды джедая вырос плохой учитель, контрабандист и принцесса разошлись, а еще родили фрустрированного сына. То есть то, что изначально было сказкой, превратилось в семейно-бытовую драму — и нам теперь с этим жить. Впрочем, за счет накопленной годами критической массы эти «Звездные войны» все-таки могут подарить катарсис и банальное утешение: все, что имеет начало, имеет и конец — и кто мы такие, чтобы спорить с этим.
Действие «Кеноби» происходит спустя 10 лет после «Мести ситхов». Авторы сериала вернули на экран весь лукасовский каст. Не только Юэна МакГрегора и Хейдена Кристенсена, но и Джимми Смитса (сенатора Органу, уже появившегося в спин-оффе «Изгой-один»), Джоэла Эджертона и Бонни Пессе (дядю и тетю Люка Скайуокера). А на роль юной Леи нашли классную Вивьен Лиру Блэр, очень похожую на Кэрри Фишер. Очевидно, что взаимоотношения Кеноби и Леи станут топливом сериала: джедаю предстоит опекать не по годам умную и самоуверенную девочку, которая во всем видит подвох. В этом смысле экспозиция «Кеноби» (одинокий рыцарь отправляется в странствие вместе с ребенком) немножко похожа на завязку «Мандалорца», но в этом нет ничего удивительного. Хуссейн Амини («Драйв») изначально написал очень похожий на «Мандалорца» сценарий для сериала про Оби-Вана, так что его пришлось переписать. Интересно, впрочем, другое: то, что в «Кеноби» на передний план совершенно неожиданно вышел не Люк, а Лея, которая у Лукаса маячила на заднем. Это решение продиктовано не только новой гендерной политикой (в современных «Звездных войнах» девочки находятся на равных с мальчиками), но и внутренней логикой самой истории. Люк не был знаком с Оби-Ваном в начале «Новой надежды», а Лея — была. У «Кеноби» немало достоинств (отличные актеры, захватывающий сценарий, максимально суровый вайб — с персонажами тут разделываются без особых церемоний), но главное, что подкупает в сериале: по жанру он ближе к космическому лукасовскому вестерну, чем новая трилогия «Звездных войн» («Пробуждение Силы», «Последние джедаи» и «Скайуокер. Восход»). Оби-Ван похож не только на странствующего рыцаря, но и на одинокого стрелка, который решил завязать. Вместо того чтобы бороться со злом, он работает фасовщиком мяса на заводе и коротает дни в одиночестве. Однако джедай может не пользоваться Силой, но Сила все равно течет в джедае. Как Клинту Иствуду в «Непрощенном», Кеноби предстоит вспомнить былые навыки — и к своему ужасу узнать, что Энакин Скайуокер все еще жив. Складывается впечатление, что это то самое продолжение «Звездных войн», которое мы так долго ждали.
Сюрприз-сюрприз, одним из главных сериалов 2022 года стал очередной проект по «Звездным войнам». «Андор» — самое взрослое произведение в далекой-далекой вселенной, что само по себе значит мало. Куда важнее то, насколько ответственно шоураннер Тони Гилрой при помощи своего брата Дэна и автора «Карточного домика» Бо Уиллимона подошли к приквелу приквела о не самом запоминающемся персонаже франшизы. И хотя Гилрой уверяет, что его задачей было классное развлекательное шоу, а не политическое высказывание, «Андора» прочитали именно как последнее. И неудивительно — редко можно увидеть массовое произведение, настолько заряженное антифашистским пафосом. Но так уж и быть, не будем обижать Гилроя: «Андор» — это еще и классное развлекательное шоу.