В Америке середины 60-х слепнущая чешская эмигрантка Сельма работает на фабрике кухонного оборудования с единственной целью — скопить денег на операцию слепнущему сыну. Хотя по сюжету рыдают все, включая зрителей, экспериментальный, захватывающий и крайне манипулятивный мюзикл датского провокатора, завоевавший каннские «Золотую пальмовую ветвь» и приз за лучшую женскую роль Бьорк, — не о Сельме, а о глобальных противоречиях современно й культуры. Один из самых интересных и значительных фильмов последних лет.
Драма, Музыкальный, Криминальный |
16+ |
Ларс фон Триер |
17 мая 2000 |
2 часа 20 минут |
Гениальное вранье и манипуляция. Жесткий фильм. Фильм, который наглядно демонстрирует, НАСКОЛЬКО велика власть штампов и видеоряда над нами. Он дергает за все твои ниточки, за все нервы, и ты, ненавидя себя, рыдаешь там, где это от тебя требуется. Прекрасно понимаю Бьорк и её ненависть ко всей киноиндустрии и к Триеру персонально после этого фильма. Когда я выходила из зала, у меня было ощущение, что меня душевно изнасиловали.
У меня есть две тысячи пятьдесят шесть долларов и десять центов.
И еще глаза.
Меня можно уволить, приговорить, повесить.
Только убить нельзя.
У меня есть сын.
…эта женщина вынула моё сердце. И держала его в своей маленькой, крохотной ручке ровно 140 минут. Никогда не думала раньше, что может быть так сложно – дожить до конца, вполне предсказуемого, конца фильма. В этот раз мне совершенно плевать на кинокритиков. Я посмотрела “Танцующую в темноте”.
Это не рецензии. Я не пересказываю сюжеты фильмов, с этим отлично справляется Википедия. Я не взвешиваю эмоции и технику. Это не рецензии.
Понятия не имею, писалась ли роль Сельмы под Бьорк. Но этот фильм настолько созвучен, что становится страшно. Я знаю, что такое плохое зрение. Я знаю, что значат слова врачей, всех этих равнодушных, бесцветных людей, бросающих слова зачастую бездумно на воздух, может не со зла, но бездумно. Я представляю темноту. Не только темноту цвета, темноту звука тоже. Иногда мне кажется, что я могу представить темноту жизни. Но потом я думаю, что мне кажется.
Нас с детства учат, что каждый человек – это индивидуальность. Его внешность. Его хобби. Его победы, карьера, семья. У Сельмы нет индивидуальности. Все, что у неё есть - две тысячи пятьдесят шесть долларов и десять центов. Глаза. И сын. После просмотра фильма понимаешь, что иногда это больше, чем многое, многое другое. Самое страшное в том, что иногда жизнь действительно загоняет некоторых людей в такие бессмысленные мясорубки, как та, в которую загнали Сельму. Мы все это помним. Только стараемся не знать.
В детстве у меня была книга со сказкой. Точно не помню сюжет, но там была девочка, которая, ради спасения своих друзей должна была ровно год не смотреть в зеркала. Ещё она готовила весь год очень важный, очень красивый танец для школьного бала. И вот ей сообщают, что танец она будет танцевать в зеркальном зале, где пол, потолок, стены, всё – зеркальное. Она танцевала с закрытыми глазами, и, конечно же, упала. Но глаз не открыла.
А Сельма пела. Пела с закрытыми глазами, потому что к концу фильма у неё остались всего лишь две тысячи пятьдесят шесть долларов и десять центов. И сын. И, конечно же, она упала.
Один из лучших фильмов о материнстве. “Зачем ты оставила его?” Что может быть сильнее – собственная жизнь, или чужая, новая, новая жизнь? Тогда-то и осознаешь. И в этот момент все комплексы, все сомнения, вся дурь должны, обязаны исчезнуть из твоего никчемного умишка, если таковой имеется.
Пусть дадут названия приемам операторской и монтажной работы. Разберут политическую и историческую линии сюжета. Найдут тайную связь с детскими страхами режиссера. Пусть делают свою работу, как это делала Сельма. Но кино оставляет образы – образы городов, людей, тела и ума, любви и секса. У них свой характер, свой автор, своя жизнь. Но, если кто-либо ещё будет мне жаловаться. Говорить, как ему плохо живется. Говорить, что у него нет денег, любви, понимания, я заставлю его посмотреть этот фильм. Хотя, каюсь, приблизительно 140 минут назад у меня были несколько иные кандидатуры на должность фильма “посмотри-если-тебе-херово”.
Сегодня я так много хочу сказать, что совсем не получается говорить.
Попробую я и танцевать. А вдруг получится?
самый сильный фильм, который я видела. гнетущая тишина. беззвучные слезы и безумное желание жить. Щуриться от солнца, радоваться сочно зеленой траве и голубому небу.
Беззвучно махая невидимой юбкой,
Стуча каблуками чечётку во тьме,
Качаясь на озере мертвою шлюпкой,
Гниёт она заживо в мрачной тюрьме…
Весь мир — это звуки станков на заводе,
И вечером театр — спасенье души.
Чувствует свет, как лучи на восходе.
Мюзиклы — нить в беcтропной глуши.
Зрение тает как слово в подсказке…
Видит она лишь в виденьях своих:
Мир превратится в яркие краски,
Песни заманят её и чужих…
Жизнь отдаёт за спасение сына:
Лишь бы он видел в ярких тонах.
Сжечь бы дотла, как воздух в пустыне,
Мир, утонувший в смертных грехах…
Забрав свои деньги, убив офицера,
Будет повешена — вот приговор
Но не угаснет в душе её вера,
Что сын будет видеть — был договор.
Мешок и ремни сковали движение,
Раздался звонок — оглушающий гонг,
Жизнь оборвётся на сладостном пении:
«You see, you can make it only last song
Что-то такое мягкое и розовое вылезло из моего циничного панцыря. Вылезло и дало волю слезам, истерике, сопереживанию.
Это гениальный Ларс Фон Триер. Это космическая Бъорк. Это сумасшедшее, невозможное, настоящее, честное, искреннее, циничное, живое, нежное, красивое, страшное, чувственное, незабываемое, искрящееся, странное, грандиозное... кино.
Я плачу. Я очень редко плачу, смотря кино. Я вообще очень редко плачу. В воздухе должна витать сумасшедшая откровенность, для того, чтобы я заплакала. И вот в этом кино есть эта самая, долгожданная мною, сумасшедшая откровенность.
Здесь искренность и искусство. Муза и мерзкая человеческая сущность. Трогательная дружба и невыносимое предательство. Здесь любовь выше всего, что может быть высоко.
Здесь любовь. Честность. Страх.
Красота души человеческой...
И если вы до сих пор не посмотрели это чудовищно-невероятное-сумасшедшее и не побоюсь этого, не любимого мной словосочетания: гениального фильма- то смотрите немедленно! Все дела бросайте и смотрите!