Москва
16+
3 часа 15 минут
Дата выхода в мире
30 ноября 1993

Драма Стивена Спилберга по роману Томаса Кенилли

Герой фильма — Оскар Шиндлер, член нацистской партии, преуспевающий фабрикант, спасший во время Второй мировой войны более тысячи ста евреев. Экранизация романа Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера».

Актеры

Режиссер фильма «Список Шиндлера»
Стивен Спилберг
74 года
фильмов: 42
Спилберг из поколения детей выросших на телике и фантастике, ужасах и «Сумеречной зоне», так что неудивительно, что его режиссерский дебют состоялся на ТВ. Сначала он снимал сериалы и всякие низкобюджетные хорроры (например, «Что-то зловещее») и не боялся прослыть простым ремесленником и «человеком системы», однако знакомство с большими авторами Нового Голливуда — Скорсезе, Копполой, Де Пальмой — способствовало тому, что и он проникся идеями авторского кино и личностного высказывания. Его виртуозный телевизионный триллер «Дуэль» понравился французской критике, а продюсеры так вдохновились высокими рейтингами, что попросили Спилберга доснять 15 минут, чтобы выпустить фильм в кинотеатрах. После этого авторские амбиции режиссера росли как на дрожжах: он хотел снимать не фильмы, а кинокартины, однако продюсер «Челюстей» Дэвид Браун убедил его доделать этот «очень, очень большой фильм, чтобы потом ставить картины сколько твоей душе будет угодно». «Челюсти» стали первым блокбастером в истории мирового кинематографа (справедливости ради надо заметить, что блокбастеры существовали и до этого, однако хоррор про большую белую акулу придал этому термину жанровую характеристику) и способствовали смерти авторского кинематографа в Новом Голливуде, но вместе с тем они превратили коммерческое кино в большое искусство — такой вот парадокс. Самому Спилбергу, кстати, приписывают не только изобретение блокбастера, но и хай-коцепта (высокого концепта), когда смысл фильма можно объяснить на пальцах. Несмотря на то, что в дальнейшем режиссер воплотил свою мечту в явь: одновременно с фильмами он ставил кинокартины, не покидает ощущение, что веселое приключенческое кино («Индиана Джонс», «Парк Юрского периода», «Приключения Тинтина») удается ему сильно лучше академической драмы («Список Шиндлера», «Мюнхен», «Линкольн»). А все потому, что в его развлекательных фильмах есть какая-то годаровская легкость — не зря же французский режиссер Клод Лелуш говорил: «В Спилберге мне больше всего нравится Годар».
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Список Шиндлера»

Фото Анна Викентьева
Фото Анна Викентьева
отзывы: 2
оценки: 3
рейтинг: 1
9

Настоящий, пугающий своей реалистичностью фильм. Здесь нет кровавых боев, свистящих пуль и вражеских истребителей. Нам показывают войну глазами людей, долгое время живших в мире и спокойствии и потерявших все это в один миг лишь потому, что они другой национальности. Список Оскара Шиндлера действительно стал совего рода Ноевым Ковчегом для более чем тысячи евреев.

10
0
...
22 мая 2008
Фото Евгений Михайловский
Фото Евгений Михайловский
отзывы: 51
оценки: 159
рейтинг: 143
9

Поступай по совести
Черно-белые фильмы обладают особой завораживающей аурой, они, как и 50 лет тому назад, вызывают дрожь в теле и безудержное восхищение. «Список Шиндлера» снимали уже в наше время, но сделать картинку без цвета – было одним из самых правильных решений Спилберга. Данную ленту многие ругают или не принимают, но ведь такое встречается сплошь и рядом. Если одни от чего-то без ума, то найдутся и те, кто будет кидать камнями. Считаю, что для этой картины абсолютно нормальное явление, хуже было бы, если бы критики и зрители падали в обморок от одного названия фильма или вовсе обошли его стороной.
Война – страшное событие, которое навсегда останется в истории и памяти миллионов. Она покалечила судьбы многим людям, поэтому бурная реакция (негативная или позитивная) вполне естественна. Фильм «Список Шиндлера» лично меня сподвиг на прочтение романа Т. Кеннили «Ковчег Шиндлера», который поглотил не меньше ленты. Отдельное спасибо Стивену Спилбергу за то, что он все же решился и снял картину. Она заставила меня прочувствовать весь ужас того времени, помнить и не забывать заслуги наших прадедов и дедов. Оскар Шиндлер является истинным героем того времени, который всеми правдами и неправдами выступал против геноцида польских евреев. Да, пусть не всегда с кристально-чистыми помыслами, но это уже обратная сторона медали.
Скрепя сердцем выдержал эпизоды с ликвидацией гетто. Если ты еле сдерживаешься, когда являешься обычным наблюдателем, то просто невозможно представить, каково было реальным участникам тех событий. Насколько могу судить с позиции зрителя, «Список Шиндлера» выглядит натурально и реалистично. Скорее всего, тут большая заслуга в том, что Спилберг привлек к работе очевидцев тех ужасных событий. Это та лента, которая просто обязательна для просмотра.

5
0
...
16 марта 2012
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 586
9

Настоящий шедевр о стоимости человеческой жизни, человеческой души, человеческой памяти. В центре истории – фигура Оскара Шиндлера (Лайам Нисон), который в первые дни Второй Мировой войны оказывается в Польше в нужном месте, в нужное время, знакомым с нужными людьми и, в результате, покупает небольшой заводик, который перестраивает на производство продуктов военных нужд, выбивая для себя и завода заказы посредством знакомств, взяток и хитрости. Но основным источником низкой себестоимости товаров, которые производит его завод, является тот факт, что работниками у него являются евреи, которые резко стали самой дешевой рабочей силой в стране. Плюс ко всему, на него работает очень талантливый, умный и опытный бухгалтер Ицхак Штерн (Бен Кингсли). Но однажды жизнь всего гетто резко меняется, когда туда прибывает новый начальник – жестокий садист и настоящий псих Амон Гет (Райф Файнс). Он устраивает настоящую резню, уничтожая практически всех евреев, каких можно. Этот момент ломает и судьбу Оскара Шиндлера, который из циничного и меркантильного бизнесмена превращается в человека, который готов посвятить все свои деньги, всю свою жизнь, всего себя, чтобы спасти как можно больше евреев от смерти нацистских лагерей.

Как это уже было прежде, идею снять этот фильм Спилберг вынашивал очень давно, выкупив права на экранизацию книги. Но, до поры, до времени, режиссер ждал, когда будет готов снять это кино. И, сняв, не прогадал. Дело в том, что к началу 90-х Спилберга воспринимали как довольно хорошего ремесленника развлекательного кино, у которого затянулась полоса довольно проходных фильмов. При всей некоторой очаровательности и качественности «Капитана Хука» или «Всегда», назвать их фильмами, которые можно записать в актив серьезному режиссеру, никак нельзя. И вот он снимает черно-белое кино, про холокост и геноцид, который выигрывает 7 Оскаров, оказывается обожаемым как зрителями, так и критиками. Плюс ко всему, картина оказывается весьма успешной в коммерческом плане. Пусть и не на уровне «Инопланетянина», «Индианы Джонс» или «Юрского Парка», но достаточно, чтобы об этом говорить. И достаточно, чтобы жест Спилберга отказаться от гонорара в пользу специального фонда, был жестом настоящего человека, автора, которому близка тематика фильма, а не бизнесмена, пытающегося заработать на чужой боли.

И, опять же, как это уже было прежде, Спилберг стал режиссером этой картины чуть ли не в последний момент. Только в этот раз он числился на проекте продюсером, а режиссером видел то Мартина Скорсезе, то Романа Полански, но те отказались по разным причинам, а потом сам Стивен Спилберг почувствовал в себе достаточно сил, чтобы самому сесть в кресло режиссера. Не последнюю роль в этом сыграл Билли Уайлдер, который помогал адаптировать книгу Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера» и уговорил-таки Спилберга снимать фильм самому. С актерами тоже стало ясно не сразу. На роль жестокого Амона Гета планировали, например, Тима Рота, Шиндлера мог сыграть Харрисон Форд, а на одну из женских ролей звали Жульет Бинош. Впрочем, те актеры, кто были взяты в фильм, вписались идеально, а главное, что работать над фильмом помогали непосредственно те самые спасенные Шиндлером евреи, которых можно видеть в последних кадрах картины.

Главной стилистической неожиданностью этого фильма стал тот факт, что картина снята почти полностью (за исключением нескольких сцен и девочки в красном пальтишке) в черно-белой гамме. Впрочем, говорить о том, что картина сделана в ретро-манере нельзя. Единственное, что роднит «Список Шиндлера» со старым кино, это цвет. В остальном же – темп фильма, манера монтажа и освещения, работа с камерой (в фильме очень много ручной камеры) – фильм полностью отвечает стандартам уже современного кино. Другой важной постановочной деталью является тот момент, что Спилберг нашел удивительно точно ту грань между личной и национальной трагедией, когда фильм бьет еще точно, но уже достаточно больно. То есть, если рассказывать о судьбе всей еврейской нации, особо не вдаваясь в личности, то сопереживание зрителя не будет столь личностным. С другой стороны, если слишком много уделить внимания какому-то персонажу, то, во-первых, акцент внимания уйдет с общей картины, а во-вторых, есть огромный риск впасть в мелодраматичность. В фильме же Спилберга душещипательные сцены присутствуют, но особой «эксплуатации» горя и жестокости тут, все-таки, нет. Хотя именно Спилберг как раз и любит прижать зрителя к углу и показывать ему страшные картинки, вопрошая «чувствуешь?».

Конечно же, этот фильм является еще и доказательством того, как Спилберг хорош не в последнюю очередь и как «актерский режиссер». Да, многие его фильмы ценятся как революции в фантастике и фронтир визуальных эффектов. Но некоторые картины, в том числе и «Список Шиндлера», оказываются теми фильмами, за роль в которых актеры готовы бороться, потому что, снявшись в них, они с одной стороны реализуют весь свой актерский потенциал, а с другой – получают различные номинации и награды, что случилось и в этот раз. Как уже было сказано, фильм вообще обласкан и критиками, и зрителями, и наградами по итогам года. Единственное, что не хватило ленте, это каких-либо видных фестивальных достижений, но картина Спилберга была нацелена на другое и свое дело сделала хорошо, войдя в историю кинематографа и сделав Стивена Спилберга по-настоящему серьезным режиссером.

4
0
...
4 ноября 2012
Фото 17x17
Фото 17x17
отзывы: 258
оценки: 257
рейтинг: 166
5

Снять фильм о геноциде евреев может только "статусный" еврей, а таких в киноиндустрии всего два - Спилберг и Полански (братья Коэны на подходе, но мне трудно представить их снимающих что-то подобное). Они оба сняли по фильму на тему холокоста и оба получили по Оскару. Я ничего не хочу сказать, но это должно наводить на размышления.

Вообще фильм основанный на книге, т.е. на беллетристике, не может расцениваться как правдивый. И это вполне укладывается в традиции Голливуда - вылепить героя на основе наспех сделанного анализа. Поэтому решение о съёмке черно-белого фильма отнюдь не случайно - ведь на плёнке есть только чёрное и белое, а в реальности всё серое. И самая большая ошибка Спилберга заключается в том, что он показывает всю эту "чёрно-белость" миллионам зрителей, знания которых о холокосте и других вещах происходивших в то время в Европе, возможно как начнутся, так и закончатся этим фильмом.

Сам фильм можно разделить на две части. Если первую часть, часть "воспитания чувств" ещё можно смотреть, то от второй части, части "позднего прозрения" уже очень сильно несёт рвотными спазмами. Почему? Да потому что собрав кучу сцен с насилием, сильно давящим на гуманность и прочие человеческие чувства, Спилбергу удалось таки показать всех нацистов психами, которых необходимо лечить, но не удалось показать главное - нацизм это не болезнь!
А война? Она обнажает в людях самое плохое и низкое, но почему Спилберг этого сторонится? Что было бы с Шиндлером, если бы не война? Он так и остался бы бабником любящим пускать пыль в глаза. Как впрочем и Амон Гёт (Ralph Fiennes). Почему Спилберг не показывает, как в своей жажде выжить люди сами гробят друг друга? Наверное это ему не интересно. Гораздо интересней показать превращение действующего члена НСДАП в еврейского спасителя, заканчивающееся сценой катарсиса с обниманиями и воздеваниями рук. И только потом на следующий день на кобыле приезжает русский солдат и всех буднично "освобождает"...

Теперь о запомнившемся.

Прежде всего это мастерская операторская работа Януша Камински (Janusz Kamiński). Такая мягкая камера, чудесные тени - просто высший класс. Неслучайно что после "Списка Шиндлера" Камински стал, можно сказать, "придворным" оператором Спилберга.

Совершенно не понятна суть титров на иврите - кому нужна эта "избранность", как и английская речь актёров со старательным изображением немецкого и польского акцентов.

У Ральфа Файнса получился конечно махровый злодей - пустые жестокие глаза и эти пухлые щёки, в которых уже словно плещется блевотина. Ну и конечно половину успеха должен разделить Геббельс, за свой правильный выбор дизайнера формы CC (привет Хьюго Боссу). С трудом узнаётся Бен Кингсли (Ben Kingsley) в роли бухгалтера. Отличный грим + страх и непонимание, сменившиеся на теплоту в конце.
Лайам Нисон (Liam Neeson) мне не очень понравился, да есть гордая осанка, важный вид и капля гламурности, которые так и не смогли преобразиться во что-то иное, ну а его итоговый монолог в конце вообще получился вообще насквозь фальшивым.

В общем получился средний фильм, который вполне можно было сделать покороче минут на 40.

4
0
...
8 июня 2010
Фото Юлия Васильева
Фото Юлия Васильева
отзывы: 41
оценки: 50
рейтинг: 140
9
«Список Шиндлера»

это один из тех фильмов, которые необходимо смотреть каждому, чтобы помнить и не забывать о тех страшных временах и чтить память людей, которые страдали ни за что. Фильм тяжелый, правдивый и пробирает до дрожи. Снято происходящее на черно-белую ленту, что добавляет реалистичности и серьезности происходщего. Очень четко показаны характеры персонажей, будь то Шиндлер или немецкий садист. Фильм великолепный. Всем советую.

3
0
...
4 октября 2015
В духе «Список Шиндлера»
Читайте также