Москва
14+
1 час 56 минут
Дата выхода в России
6 июня 2006

Трагикомедия Альмодовара с участием кучи разноцветных женщин, восставшей из мертвых мамы и замороженного трупа

Трагикомедия с участием кучи разноцветных женщин, восставшей из мертвых мамы и замороженного трупа. После сугубо мужского и довольно противного «Дурного воспитания» Альмодовар сделал фильм сугубо женский и во всех отношениях приятный — первый в его карьере, на который можно без опаски пригласить бабушку.

В ролях
Режиссер фильма «Возвращение»
Педро Альмодовар
70 лет
фильмов: 21
До Альмодовара фильмы о наркоманах, трансвеститах, террористах и панках снимались дергающейся камерой, имели бессвязные сюжеты и были пронизаны антиобщественными настроениями. Альмодовар снял жизнь этих людей в имперском стиле старого Голливуда — в духе мелодрам Дугласа Сирка («Закон желания», «Высокие каблуки») или комедий Билли Уайлдера («Женщины на грани нервного срыва», «Свяжи меня!»), неслучайно Уайлдер так лоббировал «Женщин» на премию «Оскар». «Оскара» Альмодовар получил лишь в XXI веке — сперва за лучший иноязычный фильм «Все о моей матери», затем за сценарий «Поговори с ней», — когда в его фильмах проявилось богоискательство. Однако в историю он войдет как певец чувственной радости и адвокат маргиналов: рассказав о проститутках и педерастах так, как в 50-х рассказывали о миллионерах.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
Фото Алексей Васильев
отзывы: 922
оценки: 215
рейтинг: 1500

В то время как для соседей и знакомых муж Раймунды (Крус) просто пропал — бросил семью, пустился в загул, — его труп надежно спрятан Раймундой в морозилке ресторана возле дома: выпивоху Пако зарезала дочь-подросток (Кобо), когда он стал ее домогаться. Мать же Раймунды (Маура), угоревшая в пожаре четыре года назад, является с того света к полуслепой старушке сестре (Лампреаве) подсобить по хозяйству и разделяет бремя одиночества со своей старшей дочерью (Дуэньяс), свернувшись калачиком в ее спальне.

Семь лет назад, когда у самого Альмодовара умерла мать, простосердечная кастильская крестьянка, в мадридской суете он не успел сказать ей самых важных слов — а кто успевает? Эта смерть погрузила режиссера в пучину отчаяния и, по его словам, деградации — от первого же фильма, снятого им без мамы, «Поговори с ней», пахнуло некрофильской гнилью. «Дурное воспитание» было работой на старом топливе — энергичный сценарий о выживании был написан еще в 80-е: любование чувственной стороной, за которое мир и полюбил Альмодовара, в этот свой фильм он взял напрокат из прошлой жизни. «Возвращение» — счастливое избавление от травмы. Не зря в сцене ресторанного праздника героиня Пенелопы Крус, вспомнив детские мечты стать певицей, исполняет песню с припевом: «Вернуться! Какое чудо — вернуться: вновь чувствовать ароматы любви, тепло солнца, испытывать порывы, не боясь расплаты».

Его новая лента, частично снятая в родной Ла-Манче (консультантами по костюмам и интерьерам выступили односельчанки режиссера, ровесницы его матери), открывается сценой уборки на деревенском кладбище: старушки и женщины в живописных платках прибирают могилы близких, а иногда и свои, загодя купленные и обустроенные участки. Каждый, кто ходил на Пасху на кладбище, знает о праздничном состоянии этого дня. Помню, год назад мы с родными отыскали могилку соседки моей тетки, алкоголички и циррозницы Клавки, — разгребли листья, с трудом перетащили на ее было сравнявшийся с землей холмик кем-то выброшенную дешевую надгробную плиту, переклеили фотографию, а потом выпили на вновь вычищенной могиле за упокой души всеми забытой, никому не родной, но хорошей бабы. Новый фильм Альмодовара сродни этому опыту: он включает смерть в систему… ну если не чувственного восприятия, то, во всяком случае, чего-то осязаемого, с чем мысль человека — психически здорового, не обвешанного религиозными бирюльками — способна смириться.

Наигравшись с магическим реализмом, когда призраки разгуливают среди живых, Альмодовар превращает «Возвращение» из мистической трагикомедии во вполне себе правдоподобную, в староголливудском духе, криминальную драму — и в этом целебная сила «Возвращения» (в оригинале картина называется бодрее — «Вернуться»): фильм не ищет спасения в безумии и мечтах, но заставляет, забыв обиды и комплексы, приткнуться с бездумной нежностью младенца к родным плечам — это если повезло и можно вернуться на отчий порог, а не к кладбищенским воротам. А если не повезло, можно отплакать свое и простить себя на фильме, где дочь забирается под одеяло, вновь согретое теплом давно умершей матери, — так же как Крис в «Солярисе» когда-то грелся подле заново воплотившейся Хари. Картина Альмодовара обладает пронзительной ясностью сновидения, в котором мертвые колготятся среди живых, как будто не уходили, и после которого просыпаешься в слезах от чувства потери. То же облегчение, что приносят эти слезы и новый фильм Альмодовара, дает дождь в удушливый пасмурный день, или чудом не потраченная сотня, найденная в кармане с похмелья, или голос давно нездоровой старушки матери, после семи тревожных гудков все-таки ответившей на том конце провода — зычно и молодо.

7
0
...
28 июня 2006

Лучшие отзывы о фильме «Возвращение»

Фото koshak-xy.livejournal.com
Фото koshak-xy.livejournal.com
отзывы: 18
оценки: 18
рейтинг: 84
9

Когда на улице не переставая дует западный ветер не сложно сойти с сума, или вовсе умереть.

Когда под одной крышей собирается четыре испанки проще сойти с ума, а лучше и вовсе умереть.

Когда один большой гений собирает в кадре четырех восхитительных актрис нельзя не сойти с ума, на таком празднике жизни грешно умереть.

Такая яркая история, полная наивной безнаказанности. Здесь нет мук совести, ведь это Альмодовар, а не Достоевский. Здесь не будет некрасивых метаний и терзаний, ведь это легкое дыхание Европы, а не тяжелая поступь Америки. Чудесное вечное апельсиновое лето, прохладные сумрачные деревенские дома, прекрасные черноглазые обитательницы двух разных миров. Три поколения связаны между собой клубком тайн, слухов и страшных признаний, некоторые из которых прозвучат ближе к концу фильма, а некоторые выйдут на свет в самом начале.

Карнавал красок – последний залп в память об уходящем лете, но откуда знойным испанцам знать о тоске русской души в начале ноября.

«Возвращение» - это легкий и радостный фильм, по моим личным ощущениям. Такое кино заставляет собраться с силами и что есть мочи взбивать сливки лапками, веря, что рано или поздно ты коснешься твердого куска масла, и сможешь выпрыгнуть навстречу солнцу и морскому ветру.

8
0
...
5 ноября 2009
Фото Anastasia Shtolna
Фото Anastasia Shtolna
отзывы: 19
оценки: 111
рейтинг: 32
9

Красивая история, полная феерического сюрреализма и жесткой правды, о бабушке, матери и дочери, в поисках лучшей доли переехавших из испанской провинции Ла-Манча в Мадрид. Прекрасные испанки, яркие представительницы трех поколений горячего кастильского рода, под звуки жгучего латинского танго ищут свою судьбу и учатся презирать смерть.
Педро Альмодовар снял очень тонкое, местами пронзительное кино. За многочисленными шутками, шикарными актёрскими работами (страсть как хороши Лола Дуэньяс и Кармен Маура), отточенным до третьестепенных мелочей сценарием трудно не увидеть всю творческую биографию прославленного испанца, человека, чувствующего женскую сущность как никто другой. Его фильмы могут стать неплохим подспорьем в написании статей или даже диссертаций по гендерной психологии. Но помимо этого, Альмодовар (и это главное!) умеет рассказывать интересные и по-настоящему интригующие истории. Умение, похвастаться которым сегодня могут единицы.

3
0
...
6 октября 2008
Фото Igor Sinelnikoff
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы: 413
оценки: 413
рейтинг: 358
7

Педро Альмодовар никогда не изменится. Он так и будет раз за разом из цветных кубиков выстраивать самые причудливые замки с превалированием красного, как цвета страсти, и розового как цвета женщины. У него всегда будут его любимые актрисы, и публика будет лихорадочно рукоплескать его каждой новой работе. При плодотворности Альмодовара даже перерыв в пару лет заставляет волноваться поклонников, и когда вышло «Возвращение», многих это успокоило. Собственно, несет ли название фильма нечто большее, чем ключевое слово к сюжету? Сам Педро говорил, что он возвращает в Ла-Манчу, город своего детства, материнское лоно, как возвращается в родные места и героиня фильма Ирене, много лет назад сгоревшая заживо вместе со своим мужем в обнимку. Он возвращается к женскому кино и к своей любимой актрисе Кармен Мауре, постаревшей и правда кажущейся призраком. Альмодовар возвращается к зрителю таким, каким его привыкли видеть — творцом феминистских заповедников и певцом инцестуальных трагикомедий.

Рассчитывающий на «Золотую пальмовую ветвь», в итоге он получил весьма странный приз за женский ансамбль, как будто за выслугу лет, потому что в этом ансамбле, как в театре уездного города, все артисты давно стали членами семей местных жителей, и более того, уже непоправимо постарели. Помимо Кармен Мауры, прошедшей с Альмодоваром практически весь его творческий путь, в «Возвращении» заняты и Пенелопа Крус в роли знойной матери-одиночки Раймунды, и Чус Лампреаве в роли тетушки Пуалы, и Лола Дуэньяс в роли сестры Раймунды. Одна Бланка Портильо (Агустина) — новичок среди Almodovar’s girls, но играет с таким вдохновением и пониманием, что волей-неволей начинаешь припоминать видел ли ты ее где-нибудь раньше.

Местами «Возвращение» напоминает «За что мне это?», только вместо Кармен Мауры в роли отчаянной домохозяйки выступает Пенелопа Крус, а Маура с высоты опыта является в ее жизни, но не чтобы дать наставления, Раймунда куда более сильная женщина, чем Глория и за кухонный нож не спешит хвататься, а чтобы извиниться за собственные ошибки и слепоту, которую она допустила, воспитывая дочерей. И кто бы мог подумать, для Пенелопы Крус «Возвращение» становится настоящим звездным часом и ее лучшей ролью. В Голливуде, видимо, ей негде разыграться, а у Альмодовара она блистает всеми гранями характера и очарования, которые только доступны женщине.

Феминность, всегда отличавшая ленты этого испанского режиссера, в «Возвращении» выливается в самый неприкрытый феминизм. Вся тяготы несут на себе двужильные дамы: растят детей, работают на трех предприятиях, выживают как могут, даже сами тяжести таскают, помогая друг дружке, а мужчины тут только и могут, что хер при виде пубертатных девочек наглаживать. Ла-Манча — это такое царство женской солидарности, где уставшие героини всеми возможными способами избавляются от надоевших мужей, чтобы собраться за пончиками с чаем и передохнуть от тягот жизни.

Нет, женщины в фильмах Альмодовара не погибают. Они могут стать призраками или спастись в последний момент, чтобы вновь удивить своей нутряной силой, красотой и неистощимой смекалкой. Иногда у них от слез может потечь тушь, но мы-то знаем, кто в итоге все преодолеет, а кто останется в дураках.

2
0
...
13 сентября 2011
Фото Anastasia_Stavrogina
Фото Anastasia_Stavrogina
отзывы: 163
оценки: 167
рейтинг: 261
5

В героинях "Возвращения" есть все, что любят в женщинах: природное, неискоренимое жизнелюбие, легкий нрав, находчивость, умение прощать, и сиськи, разумеется.
Это какое-то совершенно народное, любому понятное кино про очень-очень простую жизнь, без оттенка маргинальности. Испания, как она есть, с дворами и соседями, с уборками на кладбище, вкуснющей едой, сплетнями и жестким соблюдением ритуалов. Чистые чувства -- гнев, грусть, радость.
Но хотя Крус с постоянно заплаканными глазами, выглядит здесь как золото Неаполя, а переживания ее полностью понятны, чувство такое, что режиссер злоупотребил сразу всеми, бывшими в его распоряжении средствами (включая рак груди у одной из актрис и библейски прекрасное лицо Кармен Мауры), и снял бессовестное мексиканское мыло, подсунув его всем как статью национального экспорта.

2
0
...
27 января 2011
Фото German
Фото German
отзывы: 19
оценки: 3
рейтинг: 11

Магия Альмадовара в том, что он вдыхает серьезную драматургию в простую, казалось бы, бытовуху. Каким-то немыслимым образом заставляет всех и вся работать на эту идею. Страсти в его фильмах сильнее, кровь – краснее, щемящих сердце сцен на километр плёнки больше, чем может вынести среднестатистический российский зритель. Браво, маэстро!

Пинелопа Крус уже может ничего не делать. Любовь зрителей она выстрадала и выплакала всеми своими ролями. Тот редкий случай, когда талант не пугает, а греет, как бокал хорошего «Хереса». Ей достаточно стоять в кадре, чтоб только необъятное испанское небо отражалось в её бездонных глазах, а волосы нежно перебирал восточный ветер, тот, от которого выгорают степи, а люди сходят с ума.

1
0
...
19 июля 2006
В духе «Возвращение»