Три взрослые сестры с семьями и спутниками возвращаются в отчий дом после пропажи главы семейства. Дело осложняется тем, что мать уже много лет сидит на таблетках и явно собирается проговорить вслух всю правду о собравшихся. Среди обостряющих ситуацию нюансов есть и рак, и зависимости разного рода, и суицид. Сюжет про неприятности на семейном торжестве заезжен до неприличия; тем не менее в основе «Августа» лежит успешная одноименная пьеса, получившая пять лет назад Пулицеровскую премию, а разыгрывать ее на большом экране доверили актерскому составу, который даже страшновато перечислять: Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Юэн МакГрегор, Джульетта Льюис, Бенедикт Камбербатч и Сэм Шепард.
Трагикомедия |
12+ |
Джон Уэллс |
8 октября 2013 |
30 января 2014 |
2 часа 1 минута |
На ферме посреди полей Оклахомы стоит дом семьи Уэстон. Когда патриарх, пьющий литератор Беверли (Шепард), исчезает в неизвестном направлении, туда съезжается родня. Три дочери Беверли: тихоня (Николсон), дурочка (Льюис) и стерва (Робертс). Жених дурочки, стареющий плейбой на спортивном авто (Малруни). Муж стервы, сбежавший от нее к молоденькой (МакГрегор), и их дочь, трудный подросток (Бреслин). Болтливая свояченица Беверли (Мартиндейл) с покорным супругом (Купер) и сыном со странностями (Камбербатч). И царит в этом зоопарке жена Беверли Вайолет (Стрип), язвительная железная старуха, горстями глотающая нейролептики.
«Август» поставлен по награжденной Пулицером пьесе Трейси Леттса, автора «Киллера Джо», и даже на фоне семьи из «Киллера» Уэстонам есть что предъявить: копившиеся десятилетиями обиды, тайны и обманы, которые самое время выложить на накрытый стол. Фильм балансирует между черной комедией и мелодрамой на разрыв аорты в духе Теннесси Уилльямса, но не столько сохраняет равновесие, сколько поочередно заваливается то в одну крайность, то в другую. Режиссер Уэллс иногда пытается впустить в действие свежий воздух, заглядываясь на косяк птиц или стоги сена, но текст гонит его обратно в проклятый дом, забитый антиквариатом и дурными воспоминаниями. В итоге «Август» превращается в чемпионат по актерской игре, где Мерил Стрип, на этот раз дающей Бетт Дэвис, заранее присуждена победа. Остальные, впрочем, стараются не отставать, и те, кто играет против стереотипа — в первую очередь, конечно, матерящаяся, агрессивная Джулия Робертс, — имеют заметное преимущество перед нанятыми по объявлению Малруни или, скажем, Джульеттой Льюис. Уэстоновские склоки периодически захватывают именно как спортивное состязание, демонстрация технического совершенства. Но театральный материал так никогда и не переходит в кинематографическое измерение, да и сама драматургия, рассчитанная на сильные эмоции, чаще вызывает недоумение, нежели восторженную оторопь. Если каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, то почему всю дорогу кажется, что мы это видели уже раз пятьсот?