Скучный, размеренный ход жизни буржуазной семьи резко меняется с появлением в доме ручной крысы, подаренной детям отцом семейства. Один за другим члены семьи открывают для себя манящий мир порока.
Трагикомедия |
18+ |
Франсуа Озон |
27 мая 1998 |
1 час 20 минут |
Прекрасный фильм Франсуа Озона! После просмотра вряд ли кто-то скажет "ничего так". Готовьтесь, ибо мнения будут крайне полярными.
Фильм не является проходной "жевачкой", тут нужно смотреть внимательно и думать!
Великолепно расказанная история, причём проекция на наше современное общество, вполне прослеживается.
Рекомендую к серьёзному вдумчивому просмотру!
У культовых режиссеров есть одно проклятье. Большинство их дебютных фильмов не смотрят, как например у Вуди Аллена и Гаса Ван Сента. Франсуа Озон же напротив ворвался в мир французского и мирового кино с оглушительной помпой под названием «Sitcom», которую и сегодня посматривают все любители нестандартного кинематографа, а в первой ленте Озона «нестандартностей» хоть отбавляй.
Как произвести впечатление на зрителя? Ведь каждому хочется вот так сразу стать знаменитостью, да желательно и интеллектуальной. Но интеллект, как бы не кричали, не в чести, а потому надо манить народ на «жаренное»: секс и смерть. Этим блюдом месье Озон потчует на убой. Приправы из гомосексуализма, инцеста, садо-мазохизма, группового секса, обегающие мастерки и неприкрытые пенисы, ошейники, плетки и педофилия удовлетворят затаенное любопытство ханжей и потешат взгляд либертинов. Но кино сугубо авторское, а потому без «умностей» не обойтись, и нет ничего проще, чем переосмыслить уже сказанное, примешав к этому современные тенденции. Переосмыслили Пазолини, а добавили стилистику ситкомов. Нет, морализаторские гэг-комедии были и задолго до Пазолини, к примеру, «Я люблю Люси» 50-х годов, но итальянца больше интересовали социальные, метафизические и политические причины дегенерации буржуазной семьи, месье Озон щадит зрителя и сводит сюжет о благополучной французской семье к фантастической истории о лабораторной крысе, оказавшей дурное, развратное влияние на всех, кто с ней взаимодействует.
Вот мальчик молодой (Андре де Ван), с проблемами в общении и выражении мыслей, типичный аутсайдер и ботаник, а ботаники крыс не боятся, они их исследуют. Крыса исследует мальчика, и мистическим образом внушает ему, что он гей. Впрочем, проблемы с общением исчезают сами собой. Мальчик идентифицировал себя хоть с каким-то обществом.
Вод девочка, готичная француженка Марина де Ван, томимая бессмысленностью своего существования. Милое животное подскажет как лучше спрыгнуть с окна так, чтоб насмерть и навсегда. Но у крысы, видимо, свои планы, и девочка остается жива, в инвалидном кресле, и теперь ее молодой человек вынужден подчиняться инвалидке, играющей в «будь моей собачкой»
Вот мама, шокированная тем, что ее сын оказался геем. Ее собственное решение — проявить толерантность. Решение крысы — помочь сыну. Месье Озон, увы и ах, издевательски сообщил всему миру, что единственной профилактикой гомосексуализма является еще более ужасный инцест со своими родителями.
Вот служанка Мария и муж ее негр Абдул, принимающие по велению крысы скромное участие в сексуальных утехах семейства.
И с ними отец, равнодушно на все смотрящий, но мечтающий о том, как бы всех перестрелять. С чего, собственно, фильм и начинается.
Чтобы подчеркнуть всю несуразность, дабы впечатлительные зрители не восприняли всерьез опасно-психический коктейль, месье Озон сопровождает практически театральное действо искрометным юмором и гиперболами в виде гигантской крысы, в которую превращается отец. Европа движется по пути к либерализации и демократизации, принимаются законы о равенстве всех и вся, и это несомненно, хорошо. «Крысятник» же об опасных перегибах такой политики, не подкрепленной нравственными ориентирами для нации. Озон ориентиров и не предлагает, это не по его части. Он всего-навсего веселиться в стиле Маркиза де Сада, искушая нашу плоть подчеркнутыми грудями и красивыми мужскими и женскими телами. Жаль, что после «Бассейна» веселье окончилось, и месье Озон обрюзг и, словно встретившись со своей крысой, почерпнул обратный эффект, стал Бюргером, потеряв, сделавшую его знаменитостью, задорность, откровенность и эпатаж.
Скромное обаяние буржуазной семьи разрушается с появлением в доме лабораторной крысы, подаренной детям главой семейства. Общение с животным разрушает гармонию домочадцев, рождая в душе порок.Сын становится гомосексуалистом, у дочери появляется садомазахистские склонности, дополненные суицидальным синдромом, у матери просыпается комплекс Электры, и лишь отец остается сторонним наблюдателем происходящего. Но и его коснется мощная энергетика маленького «безобидного» животного.
Грязный,парочный и в то же время прекрасный фильм Франсуа Озона. Это и комедия и драмма и фантастика в одном лице.
Сюжет завязан на маленькой крысе,которую равнодушный ко всей семье отец приносит в дом (последствия описаны выше). В один миг, эдилия рушится и наружу выходит все тайные грехи и желания домочадцев, на первый взгляд кажется нереальным, что мать способна переспать со своим сыном геем, а дочь у которой был прекрасный жених, попытается закончить жизнь самоубийством,но для Франсуа озона нет ничего невозможного.
Конец,более чем неожиданный,но можно сказать,что приятный и добрый. Фильм отличный,всем советую посмотреть)
В классическом психоанализе во всем виновата мать - она либо перелюбливает своего сына и тот становится перелюбленным истеричным изнеженным бисексуалом, либо недолюбливает своего сына и тот становится недолюбленным замкнутым грубоватым бисексуалом.
Озон исследует тему дальше и начинает кидать предъявы не матери а отцу, которому так надоели жена истеричка, сын гей и дочь дура, что проще сдохнуть или расстрелять их, чем научиться нормально жить в этом крысятнике.
Фильму уже более двадцати лет, но смотреть его все равно интересно. Семейные дрязги - тема вечная, а подглядывать за чужой сексуальностью всегда любопытно.
Сколько бы не твердили о том, что крыса - символ мирового зла (где-то прочла следующее:в фильме крыса "превращается в Гигантскую Крысу, соответственно Гигантское Зло - это апофеоз"), мне эта история представляется другой.
Папашу достали домочадцы.
- Жена, вечно улыбающаяся и вечно довольная, даже когда А:супруг отказывается не только спать с ней,но даже целовать на ночь; Б:муж убит.
- Девиантный сын, то читающий журнал с заголовком "Обезьянья мораль" (что, кстати, сродни антибуржуазным наездам в "Скромном обаянии буржуазии"),весь такой страшный и в очках, то пришмотненный в розовый цвет и обтягивающюю синтетику.
- Суицидальная дочь. Прелестна как никакой другой персонаж. Конкретно черная и саркастичная. Ее невозмутимости надо учиться. Другое дело, что она совсем некрасива, но.. о вкусах, как известно, спорят. Я же согласна с отцом. Он служит воплощением устаревшей, авторитарной модели семьи. Его издевательское спокойствие, его привычка сыпать прописными истинами сводит всех с ума.
На фоне комедии ситуаций, разворачивается трагедия ординарного мужчины преклонного возраста, когда его ничего не интересует (Феллини,8,5 ??). Он приносит в дом крысу (все твердят: источник порока, ранее не ведомого семьей). Он любит крысу, он гладит ее, играет с ней (все твердят: одного лишь отца она не соблазнила). Зачем он принес в дом животное? Нормальная человеческая реакция: искать мнимой поддержки у домашних животных. Но ведь он тоже совращен! Ведь мы наблюдаем за сценой, где отец расстреливает столь ненавистных ему людей. Крыса провоцирует на откровенность!
Гибель отца воспринимается как избавление. Но если учесть характер музыки Малера, можно угадать подлинное одиночество (все твердят:в сравнении с одиночеством отца, завоеванная свобода остальных героев фильма кажется легковесной). А по мне,так полумистический финал - вовсе не торжество праведников, изличившихся от пороков у психоаналитиков, и уж тем более не триумф освободившегося одинокого отца. Это всего лишь неудавшаяся попытка бедного мужчины избавиться от семьи, которая, благодаря парализованной (!!) дочери и ее ножу (казалось бы, отец силен в своем отчаянии, но непостижимым образом даже калека может его убить) все же побеждает. И далее следует пресловутая улыбка матери семейства. Нихрена вы от нас не отделаетесь, нас больше.