Киноафиша Москвы

Фильм «Европа»

Europa (1991, Франция, Германия, Дания, Швеция, Швейцария)

7.2
Кино: «Европа»
  • 16+ 1 час 52 минуты
  • жанр
    Триллер
  • Дата выхода:

История про молодого американского пацифиста, который после Второй мировой войны приезжает в Германию

История про молодого американского пацифиста, который после Второй мировой войны приезжает в Германию.

Режиссер фильма «Европа»

61 год Фильмов: 23

Датский режиссер, один из самых авторитетных (и радикальных) кинопостановщиков в мире: в ранних короткометражках вообще откусывал головы голубям. Прославился не только своими фильмами, но и провокационными высказываниями и эпатажными выходками. Но каким бы отъявленным трикстером и мастером эпатажа ни был фон Триер, он понимает про кино одну важную вещь: это не сложившееся, а все еще развивающееся искусство — и Ларс, как никто другой, занят раздвиганием границ экрана. Когда-то в его фильмах — например, в E-трилогии, рассказывающей про гибель европейской цивилизации («Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа»), — форма опережала содержание, поэтому Тарковский, под влиянием которого был сделан «Элемент преступления», назвал фильм барахлом, но уже начиная с трилогии «Золотое сердце» про женщин-мучениц («Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте») форма пришла в надлежащее сочетание с содержанием, в то время как сам Триер мимоходом создавал и выбрасывал за ненадобностью целые кинематографические течения наподобие Dogme 95. Поздний период творчества режиссера — это незавершенная трилогия «США — страна возможностей» («Догвиль», «Мандерлай», так и не снятый «Васингтон») и «Трилогия депрессии» («Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка»). Впрочем, были у фон Триера и сольные фильмы: дипломная работа «Картины освобождения» про эсэсовца, телевизионная «Медея» по предсмертному сценарию Карла Теодора Дрейера, кризисная, но славная офисная комедия «Самый главный босс», а также снятый под впечатлением от «Твин Пикса» сериал «Королевство», «торжество всеобъемлющей чуши», которое становилось от серии к серии только безумнее и так и не было завершено.

Отзывы пользователей о фильме «Европа»

Фото Роман  Федосеев
отзывы:
26
оценок:
216
рейтинг:
47
9

Как показывает мой опыт, для того чтобы определить хороший фильм или говно (да, чаще всего именно с такой категоричностью - честность один из необходимых элементов выработки вкуса) обычно достаточно посмотреть хотя бы его первые 20-30 минут. Надежда, что к середине фильм разгонится и удивит чем-то выдающимся, как правило, не оправдывается. До сегодняшнего дня единственным исключением в моей синефильской практике были "Бешеные псы" Тарантино, которые ровно до сцены отрезания уха полицейскому нагнетали во мне устойчивое отвращение к этой мнимой, как оказалось, романтизации криминала и упоению ультранасилием, а после во всей красе раскрыли постмодернистскую игру режиссера с материалом.

Теперь компанию "Бешеным псам" составила и "Европа". (К слову, вышла она годом раньше тарантиновской работы - в 1991 году). При этом нельзя не заметить, что "Европа" - это крайне заслуженный в некоторых кругах фильм: "лучший фильм фон Триера", "веха в истории арт-хауса", "безусловный шедевр" и пр. пр. А от дурацкой привычки заведомо ожидать чего-то по-настоящему потрясающего от признанных произведений мне пока избавиться не удалось. (Миллионы интеллектуальных мух не могут ошибаться). Например, просмотр трилогии Кесьлевского "Три цвета" и "Чайнатаун" Полански начинался для меня восторженным предвкушением чуда, а закончился полным разочарованием. (Многие люди в подобной ситуации опять-таки начинают обманывать себя, утверждая, что "сработанно мастерски, очень понравилось").

Так вот, "Европу" я стал смотреть очень внимательно, особенно нагружая свой ум в стремлении отыскать смыслы, увидеть метафоры и разглядеть реминисценции. До середины фильма мне это не очень удавалось, а в какой-то момент я даже испытал полное несогласие с происходящим на экране - мне показалось, что режиссер даже начинает сочувствовать послевоенной Германию, угнетаемой злыми американцами (на мой взгляд ей досталось поделом и несравнимо меньше, чем СССР, например).

Но в какой-то момент (не сразу понимаешь, как это делается - в этом и мастерство режиссера) разрозненные смыслы повествования стали складываться во вполне четкую картину. Причем идеологический посыл Триера оказался очень созвучен с моими собственными убеждениями. Человек, который оказывается в стороне, выбирает позицию нейтрального отстраненного наблюдателя, оказывается чуть ли не главным виновником ужасных преступлений. Всегда нужно выбирать одну из сторон, какими бы неприятными они все не казались. Политика, конечно, дело грязное, но именно от нее зависит наша жизнь и ее качество.

Сразу после просмотра с кучей позитивных эмоций я обратился к Яндексу и Гуглу для того, чтобы найти рецензии и утвердится в собственном понимании фильма. К моему удивлению, в немногочисленных мнениях люди восторгались "Европой", оставляя за ней звание безусловного шедевра, но отмечали в ней совсем другие моменты. Они писали, что фильм феерически красивый, замечательно стилизованный, какой-то там поэтический, но совершенно непонятный - дескать, Триер не политик, чего-то там намудрил, но "не это главное". (Правда, стоит признать, что мне не попадались отзывы известных критиков).

Мое же мнение оказалось прямо противоположным. Конечно, фильм снят профессионально, красиво, но этого всего лишь ремесло, необходимое для обрамления посыла автора. Ничего особенного в визуальном плане: черно-белые кадры, цветные вставочки, несколько перекрестно смонтированных сцен - сейчас каждый второй такое может. А вот "непонятно о чем снимал" меня крайне удивило. Для тупых Триер в конце объясняет прямым текстом: " – По-моему, единственный преступник, это ты. – Но я же ничего не сделал, я не был ни чьим сообщником. – Вот именно…"

Вот это вот абсолютное несовпадение с другими людьми немного напрягает - они по-другому думают что ли, они с другой планеты, попросту идиоты? Кстати, в процессе своих изысканий наткнулся на промежуточный образец всего, что я не люблю в кинокритике.

"Играя с цветом, звуком и врезками, он создал завораживающую сказку о бесшумно проникающем потоке зла, щедро разливая его по закоулкам пустых душ участников "черной мессы"… Можете представить себе ожерелье из кусочков разбитых слоников с полки черного дерева, упакованной пожелтевшей салфеткой?.. Я вижу здесь ребус, когда обычные и понятные вещи, лишь угадываемые по очертаниям или расцветке, складываются в окрик демона - того, кто шепчет над киномиром, дергая нити, обрекая на смерть единиц и скрывая смерть миллионов…"

Это ужасно. Эта какая-то глупая, пафосная, бессмысленная и бесполезная литературщина, которая ничего, абсолютно ничего не говорит о фильме. В рецензии я хочу увидеть описание сюжета фильма, оценку качества актерской и режиссерской работы, какое-то описание его направленности, а потом уже и поэтической литературки можно немного. В общем, стиль рецензий "Афиши" меня в целом устраивает. (Если что, моя рецензия дневниковая, в СМИ бы я писал по-другому, конечно).

Вообще же, мои заочные споры с многочисленными любителями "призрачного морока завораживающей игры светотеней" заставляют вернуться к давнишнему вопросу - должно ли искусство нести какую-то идею, влиять на реальность или быть просто вещью в себе? Нет, конечно, никто никому ничего не должен. И в своем праве Набоков, заявлявший, что своим творчеством не хочет ничего сказать миру, а лишь дает выход своей страсти писать. Интересен и Уайльд со своей концепцией "искусства ради искусства". Художники вообще терпеть не могут отвечать на вопрос: "Какая идея у вашего произведения". (Сам Триер, кстати, в интервью таков же).

Но как бы то ни было, подспудно ли, несознательно ли, или просто под прикрытием своеобразного кокетства у всех более-менее стоящих мастеров получаются именно произведения, которые что-то несут, чему-то учат, к чему-то призывают, с чем-то спорят. Я это к тому, что в этом мире еще достаточно вещей, которые нужно менять, а оставаться в стороне, знаете ли, не очень честная позиция.

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Война закончилась. Американский пацифист немецкого происхождения по имени Леопольд Кесслер (Марк Барр, для которого этот фильм - начало продолжительной творческой дружбы с фон Триером) оказывается во Франкфурте. Что он там делает - не знает и он сам. Вокруг последствия поражения Германии - границы условны, земля выжжена, вокруг шпионы, предатели, террористы и полицейские, единственная цивилизация осталась лишь в рамках железнодорожных линий, которыми руководит компания "Зентропа", в которой работает дядя Лео, который и устраивает своего племянника себе под присмотр, работать кондуктором в вагонах, что раньше возили евреев в концентрационные лагеря, а теперь - американские оккупационные части, одной из задач которых стоит подавление очагов террористического восстания на территории Германии. В мире наступает новый порядок, на порядок, правда, пока совсем не похожий. Лабиринт стен, путей, отражений в окнах, чувств, мыслей и образов, в которых путается не только зритель, но и сам герой.
Идеальный фильм эстетического европейского кинематографа, полный призрачных аллюзий, феноменального постановочного подхода и невероятно красивых, сумасшедших и слегка сюрреалистичных сцен, куда-то в сторону Мэддина, Линча и Вендерса, но с неповторимым и узнаваемым почерком фон Триера. Схемы железнодорожных путей, как пульсирующие артерии, пересекают измученное тело некогда сильной, а ныне умирающей, страны,. Земля напоминает те мусорки, что покрывают поверхность земли в фильмах "Картины освобождения" и "Элемент преступления".
Это фильм об агонии умирающей земли и умирающего нацизма? О моральной ответственности (точнее - безответности) американских освободителей? О машинальной постсмертной моторике организма (поездов), когда мозг (страна) уже мертв, а органы по привычке продолжают делать то, что они привыкли? А может это очередная психоаналитическая выходка автора, известного своей ненавистью к путешествию куда-нибудь и таким образом избавляющегося от комплекса проблемы отсутствия дома? Каждый может вынести для себя свой вывод, благо символов тут натыкано - хватит под каждую теорию, хоть про тамплиеров и масонов.
Самая главная прелесть фильма - это его визуальная составляющая. Вся эта красная кровь, в черно-белой колоратуре картины. Мельтешащие поезда. Тяжелые, неповоротливые, умопомрачительные длинные трэвеллинги, с путающей все своим движением камерой. Фон Триер не только часто использует двойную экспозицию в съемках, но и самих персонажей помещает в многослойные декорации, будто подопытных насекомых, бегающих за стеклом. Кстати, что удивительно, доведя до совершенства эту мощную постановочную манеру, фон Триер сразу же отказывается от нее, начиная новый этап в собственной творческой жизни - с ручной камерой и прочими атрибутиками "синема веритэ".
Что же касается самой истории, то она интересна, интригующе притягательна, но специально слегка запутана, хотя и не до уровня клубка картины "Элемент преступления", за что низкий поклон. Вновь в фильме присутствует месмеризующий гипнотизер (голос Макса фон Сюдова за кадром), и он вновь остается за кадром, и вновь от него никакой пользы в нарративном плане - очередная завеса, прикрывающая общие очертания сюжета, иногда даже путающая понимание происходящего. Впрочем, надо отдать должное, на этом эксплуатация приема с гипнозом у фон Триера сходит на нет, больше к нему, по крайней мере в столь сюжетообразующем виде, он обращаться не станет. Так, побалуется по мелочам, не больше остальных.
Так или иначе - "Европа" становится если не первой и не последней, то главной удачей фон Триера как режиссера. С одной стороны тут продемонстрировано то умение снимать арт-фильмы, которое широко востребовано в узких кругах, чему пример ряд наград на Каннском фестивале. С другой - он еще не столь целенаправленно и без прикрас дурит, обманывает, провоцирует своего зрителя, проверяя устои кино-прессы на прочность. Конечно, доля иронии и издевки (в первую очередь над собой - чего стоит его эпизодическая роль в качестве еврея) есть и тут, но она не превалирует над основными ценностями и достижениями картины. И, как минимум, не мешает смотреть. Хотя формализм, конечно, на том еще уровне. Но формализм правильный. Хоть в учебники помещай.

Фото kotbegemot2
отзывы:
87
оценок:
352
рейтинг:
90
9

Сейчас я до считаю до 10. И на счёт 10 с вами случится то-то и то-то...

До чего же фон Трир прекрасен в своей наглости!

Фото laika13th
отзывы:
4
оценок:
10
рейтинг:
8
9

В первую очередь этот фильм стоит посмотреть тем, кто начал знакомство с творчеством выдающегося мастера Датского кинематографа с его поздних фильмов, и потерпевших достойное поражение! Триер настоящий художник кино, прошедший долгий и тернистый путь от техники и приёмов с цветом и звуком, до практически полного отказа от стереотипов и создания самобытного киноязыка.
Сюжет фильма - это в своём роде гипнотический сеанс в который режиссёр погружает зрителя с первых минут ленты, плавно и со знанием дела, уже знающий почву минных полей послевоенных европейских государств ( по фильмам "Картины освобождения" и "Элемент преступления"), ведёт он зрителя глазами человека - оптимиста не сведущего в делах тёмного прошлого. Перед глазами оживают и врезаются в память тени и символы уходящей эпохи войны, но все ли они так безвозвратно остыли в сырой земле проигранной битвы...

Фото rocky_plays_rocky
отзывы:
367
оценок:
367
рейтинг:
100
5

Экспериментальная кино-каша. Слишком много формы (и формы плохой) и слишком мало всего остального. Такой шит может быть интересен только самому Триеру и сочувствующим.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить