Москва

23 кинопремьеры марта

Кинопрокат очистился настолько, что в него стали возвращаться хорошие фильмы. Март обещает быть любопытным: тут и боевик «Никто» Ильи Найшуллера, и лауреат «Золотого глобуса» «Земля кочевников» Хлои Чжао, и фантастический экшен «День курка» Джо Карнахана, и главный (и единственный) тентпол месяца — «Годзилла против Конга» Адама Уингарда. Берегите себя и не забывайте про меры безопасности в кинотеатрах!
Муслим Камалов, Наталья Серебрякова, Евгений Ткачёв, Алексей Васильев, Арсений Омельченко, Алексей Филиппов, Виктор Вилисов
3 марта 2021

мелодрама

Величайшая из мелодрам

Стоял 1962-й. Он и она жили в одной коммуналке. Соседи до утра играли в маджонг среди душного электрического уюта, а стоило распахнуть окно — и теплый воздух весеннего Гонконга создавал особое настроение. Настроение влюбиться. «Приятно вспомнить в час заката любовь, забытую когда-то» — это как раз про новый фильм Кар Вая. Фильм построен по тем же принципам, по каким работает память: во главе угла не объективная иерархия вещей, а прустовское превосходство вкуса пирожного над жизненными потрясениями. Чувство, называемое любовью, так же эфемерно, как память. Кар Вай снял величайшую из мелодрам хотя бы потому, что нашел силы признать такие качества любви, как летучесть и случайность выбора ее объекта. И с запалом романтика, которые уже, думалось, вымерли еще во времена Арамиса, напомнил разбитым сердцам об их утраченной нежности. Передал через фильм особое настроение. Настроение влюбиться.

мультфильм, приключение, комедия

Приключенческий мультфильм об отважной воительнице и редких драконах

Драконы, населявшие когда-то живописную Кумандру, пожертвовали собой ради человечества, чтобы остановить кровожадных монстров друун. Спустя 500 лет люди снова в опасности, и вся надежда возложена на Райю — одинокую воительницу, которая отправилась вместе со спутником, миниатюрным броненосцем Тук-Туком, на поиски единственного выжившего дракона. Красочный анимационный фильм в лучших традициях Disney поставили аж четыре режиссера — Дон Холл («Город героев», «Похождение императора»), Карлос Лопес Эстрада («Страсть», «Легион»), Джон Рипа и Пол Бриггс («Холодное сердце», «Город героев»).

боевик

«Крепкий орешек» про нападение на школу

Как и «Сердца Америки» (2002) Уве Болла когда-то, милитаристская картина «Беги, прячься, бей» представляет собой постколумбайновское кино про нападение на школу, только фильм Кайла Рэнкина — еще и боевик в духе «Крепкого орешка». По сюжету у 17-летней Зои (Исабел Мей) от рака умерла мать (Рада Митчелл), а отец (Томас Джейн) — снайпер, который учит девушку правильно охотиться на оленей. Зои переживает не самый простой период в жизни и носит отцовскую военную куртку. Однажды, когда за ней заедет темнокожий друг Льюис (Олли Шолотан), набивающийся к ней в парни, девушка подумает, что ее ждет еще один невыносимый день в школе. Но он окажется не просто невыносимым, а по-настоящему ужасным: школу захватят трое отморозков, которые в стенах учебного заведения устроят настоящий террор. Зои решит дать им бой. Критики пеняют Рэнкину на отсутствие деликатности в теме освещения школьной стрельбы, и действительно, «Беги, прячься, бей» — не «Слон». Тут нет задумчивой меланхолии Гаса Ван Сэнта, а есть много экшена и герои, которые вместо того, чтобы убегать, предпочитают нападать. И во всем, что касается экшена и актерской игры, картина смотрится на редкость убедительно. То есть это не какой-то там треш, а качественно поставленное авторское кино, которое даже показали во внеконкурсной программе прошлогоднего карантинного Венецианского фестиваля, в то время как в основном конкурсе был не менее, а может далее более провокационный «Новый порядок» Мишеля Франко. Рэнкин неплохо чувствует жанр (предыдущей его картиной был фантастический боевик «Захват» про вторжение инопланетян-жуков), так что, если к «Беги, прячься, бей» и есть вопросы, то только этического толка.

трагикомедия, музыкальный

Собственная группа как спасение от всех проблем

В тэтчеровской Британии гремят хиты The Smiths, New Order и Duran Duran, а задумчивый и романтичный Конор разом теряет все свои привилегии: обедневшие и разводящиеся родители переводят его из частной школы в государственную. Там его ждет местная гопота, но еще и новые друзья — мечтательные мальчики, которым необходима общность в те годы, когда идеальной общностью считалась музыкальная группа. Конор создает Sing Street, чтобы понравиться мифической старшекласснице Рафине. Все начнется с перепевки известных хитов и съемок видеоклипа, а продолжится дружбой с самыми странными ребятами района и неприятным скинхедом, в которого папа бросается бутылками пива. «Синг-стрит» — музыкальное кино о вымышленности различий и о том, как желание впечатлить незнакомую девочку стояло за началом многих очень важных союзов.

биография, драма, спортивный

Комплиментарный байопик про олимпийскую лыжницу Елену Вяльбе

Новая спортивная драма (и по совместительству новый фильм ушедшего уже почти десять лет назад в треклятый мейнстрим славного автора Николая Хомерики) рассказывает ни много ни мало про лыжи. А точнее про олимпийскую чемпионку Елену Вяльбе (Ольга Лерман) и ее непростой путь к славе (при этом, что интересно, Вяльбе в 8 лет играет внучка Вяльбе — Ангелина). Картина подхватывает нас где-то в 70-е, а затем на всех порах мчит к чемпионату мира по лыжным видам спорта в Норвегии в 1997 году, параллельно рассказывая об отношениях героини с родителями, возлюбленными и сыном. Стоит сказать, что, как и в предыдущих жанровых работах Хомерики («Ледоколе», «Селфи», «Девятой»), в этой картине не чувствуется авторского почерка, да он, наверное, тут и не нужен. Это ремесленное кино, но поначалу его довольно тяжело смотреть: оно похоже не столько на «Движение вверх», сколько на «Ералаш», а затем и вовсе на девяностническую мелодраму типа «Принцессы на бобах» — только с полетами на вертолете. Однако когда дело доходит до спортивных состязаний (а под них отведена финальная треть фильма), «Белый снег» превращается в воодушевляющее и вдохновляющее зрелище, потому что спорт рулит.

комедия

Еще один сиквел хита Романа Каримова

Роман Каримов решил закрыть все гештальты. Он не только спустя десять лет вернулся к героям «Неадекватных людей» (своего главного хита), чтобы рассказать, что с ними случилось, но и снял сиквел своей комедии «Гуляй, Вася!» (напомним, что Вася — это не парень, а девушка, которую играет Любовь Аксенова). Действие продолжения происходит на Бали, где Паше (Борис Дергачев) снова представится возможность замутить с Васей, в то время как Макс (Роман Курцын) постарается расправиться с Митей (Ефим Петрунин) и вернуть Настю (Софья Райзман). Ожидать от этой Санты-Барбары той же глубины, что от сиквела «Неадекватных людей», наверное, не стоит, а стоит помнить, что людская дурь непобедима, что это кино блистательно и подтверждает.

фантастика, комедия, мелодрама

Озлобленные друг на друга Бурунов и Аронова путешествуют во времени

Перспективный режиссер российского мейнстрима Алексей Нужный уверенно наращивает темпы производства картин. Вслед за отгремевшими «Огнем» и «Обратной связью» он выпускает семейное драмеди, но с сайфайным привкусом «Назад в будущее». Герои Сергея Бурунова (Женя) и Марии Ароновой (Саша), живущие в прекрасной киберпанковской России 2040-го, после 20 лет брака стали друг другу словно чужими — постоянно собачатся. Однажды они случайно попадают в 2020-й и решают, отыскав собственные молодые версии себя, не дать свадьбе случиться, да и вообще, отговорить их быть парой. Молодых героев сыграли Денис Парамонов и Дарья Коныжева, а за продюсированием ленты стоят гиганты индустрии Никита Михалков, Антон Златопольский и Леонид Верещагин.

детектив, боевик, фантастика

Метабоевик с временной петлей — от создателя «Козырных тузов»

Многострадальный проект великого экшен-выдумщика Джо Карнахана («Козырные тузы», «Команда «А»), который сначала несколько лет пролежал на полке, а теперь второй год не может выйти в прокат, зато уже есть в сети, куплен видеосервисом Hulu и по слухам может оказаться и в российских онлайн-кинотеатрах. В главной роли уже игравший у Карнахана в «Схватке» Фрэнк Грилло. Ассистирует ему сборная звезд калибром покрупнее в составе Мела Гибсона, Наоми Уоттс и Мишель Йео в роли скучающей в баре мастерицы меча. По сюжету день у бывшего спецназовца Роя не задался с первых секунд: мало того что все вокруг пытаются его убить, так еще и после смерти все начинается заново — каждое утро он просыпается от пролетающего над головой мачете. Теперь ему предстоит справиться с десятком эксцентричных наемников-убийц (это же Карнахан!), спасти бывшую жену и сына, а заодно предотвратить апокалипсис, одолев главного босса (оригинальное название фильма — «Boss Level»). Фантастика в фильме Карнахана (в отличие от, скажем, «Грани будущего», с которым фильм трудно не сравнить) даже не претендует на маломальскую «научность». Она нужна тут лишь для галочки, что роднит «Boss Level» со старыми аркадными играми, которые автор с нескрываемым удовольствием цитирует. Они же помогают, с одной стороны, оправдать прямолинейность формы, с другой — нащупать связь поколений, ведь тема отцов и детей и упущенной близости проходит через повествование красной нитью, сшивая разрозненные куски этого незамысловатого, но по-своему мудрого боевика. На месте и фирменный карнахановский юмор, который чернее ночи!

драма

Этапный фильм Хлои Чжао, которая еще зависла между авторским независимым кино и «Марвелом»

Роуд-муви — исключительно американский жанр. Все прочие упражнения в нем, снятые в других странах, всегда выглядят как оммаж кино страны, поделенной на штаты, но при этом не имеющей границ: езжай по ней, куда хочешь, добивайся всего, чего твоей душе угодно. Во всяком случае, таков устойчивый киномиф, выстроенный США о самих себе. Картина «Земля кочевников», еще в момент премьерного показа на ковидном Венецианском фестивале-2020 (где предсказуемо получила главный приз) казавшаяся первым зрителям готовой неоклассикой, блестяще опровергает эту легенду. Да, дорога стелится под колесами до горизонта, но куда по ней ехать, если пункта отправления у метафорического путника нет? Фрэнсис МакДорманд сыграла здесь фактически саму себя, вечную скиталицу, которая по забавному стечению обстоятельств стала в итоге самой выразительной возрастной американской актрисой, но могла бы и не стать, а превратиться вот в такую Ферн — одинокую, без роду и адреса, похоронившую мужа и исчезнувший город, в котором они жили, женщину, обитающую в собственном доме на колесах. Отчасти из соображений экономии, отчасти потому, что не может иначе. «Земля кочевников» Хлои Чжао («Наездник» и марвеловские «Вечные») — крайне философичное и поэтичное кино без конца и начала, не дает ответа на вопрос о том, куда же ехать по дороге жизни, но показывает, во что постепенно превращается ветшающая Америка, земля свободных и смелых, но стремительно беднеющих пилигримов. «Золотые глобусы» за лучший фильм и режиссуру.

драма

Пронзительная драма с Колином Фертом и умирающим Стэнли Туччи

Вторая работа режиссера камерной «Прибрежной зоны» Гарри Маккуина, в этот раз повествующая о двух гомосексуалах в годах: живущие вместе вот уже целых 20 лет Сэм (Колин Ферт) и теряющий постепенно память Таскер (Стэнли Туччи) отправляются в долгожданное путешествие по Великобритании, где должны будут не только встретиться со своей родней, но и провести последнее драгоценное время вместе. Поскольку Таскеру, по законам жанра, суждено в скором времени умереть. За авторство сценария отвечает сам Маккуин, из операторского цеха выписан Дик Поуп, отвечавший за изобразительную сторону, в частности, «Иллюзиониста» и «Сиротского Бруклина». Фильм был впервые представлен в конкурсе Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

мультфильм, биография, экранизация, драма, музыкальный

Анимационный фильм Андрея Хржановского по мотивам повести Гоголя и оперы Шостаковича про русский авангард

«Нос» — грандиозная вещь, которую хочется сравнивать не с другим экспериментальным кино, а с новопроцессуальными операми Бориса Юхананова (кстати, у них один и тот же продюсер — Сергей Адоньев). Формально — это экранизация повести Н.В.Гоголя и новаторской оперы Дмитрия Шостаковича. На деле — авангардный мультфильм в трех снах или актах, которые по своему метанарративному устройству похожи на «Думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана. Хржановский-старший смешивает явь и грезы, вымысел и правду, чтобы на выходе получить настоящий сюрреалистический кошмар, главными героями которого становятся Гоголь, Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Михаил Булгаков и Иосиф Сталин. При этом, если итоговый месседж картины читается легко (это реквием по представителям русского авангарда и всем «не таким», которые были уничтожены советским режимом), того же нельзя сказать про его содержание и уж тем более форму. В своих экспериментах со структурой и визуальной выразительностью режиссер заходит очень далеко. «Нос» — синкретичное произведение, работающее на стыке сразу нескольких видов искусств: литературы (сценарий Юрия Арабова), музыки, игрового и анимационного кино. Он обескураживает, смущает, выводит из себя, сбивает с толку, вызывает изумление, выносит мозг и проверяет на прочность вестибулярный аппарат (особенно — в первые 30 минут), но в итоге запоминается как нечто большое, требующее серьезного осмысления.

мультфильм, приключение, комедия

Анимационный «Аватар» с амазонской мифологией

Основанная на рассказе постановщика Хосе Селады красочная приключенческая анимация, созданная совместно с режиссером Рихардом Клаусом («Банановый Пауль», «Маленький вампир»), повествует о выросшей в амазонских джунглях девочке Айнбо — дочке вождя деревушки Кандамо. Маленькая героиня магически связана с природой и намеревается спасти родную деревню и весь народ от надвигающейся извне опасности в виде вторгающихся в размеренную жизнь аборигенов чужеземцев. Для этого Айнбо нужно отыскать дух Амазонии и попросить его о помощи. Вместе с девочкой в путешествие отправляются тапир Вака и броненосец Дилло.

боевик, триллер

Звезда «Лучше звоните Солу» пускается во все тяжкие в фильме Ильи Найшуллера

Вторая картина отечественного клипмейкера и режиссера Ильи Найшуллера («Хардкор») и первая серьезная работа, которую он снял не в формате POV. Сложно было представить кого-то другого в качестве постановщика фильма, где Боб Оденкерк из «Лучше звоните Солу» слетает с катушек и начинает бить морды всем вокруг, поэтому продюсер Дэвид Лейтч («Джон Уик», «Взрывная блондинка» и «Дэдпул-2») пригласил поставить на рельсы весь этот безумный экшен-сюжет в духе «Жажды смерти» именно Найшуллера, набившего руку на уже культовых клипах для группы «Ленинград» и блестящем видео для The Weeknd. Явно из задумки, где герой Оденкерка — примерный семьянин Хатч Мэнселл — невольно переходит сначала дорогу местной русской мафии во главе с наркобароном (Алексей Серебряков), а потом уже и всяческие границы, не может получиться что-то провальное. Помимо Лейтча, новый фильм Найшуллера усилен оператором Павлом Погоржельским (снимавшим «Реинкарнацию» и «Солнцестояние») и сценаристом «Джона Уика» Дереком Колстадом.

трагикомедия

Жестокая комедия Ларса фон Триера

Псевдодокументальная лента про дурашливые опыты группы образованных хулиганов, которые изобрели новую идеологию — пытаются «воспитать в себе идиота», демонстративно нарушая табу: косят под даунов, носятся по улицам голыми etc. В Каннах 1998-го киноистеблишмент, раздраженный агрессивностью Ларса фон Триера, предпочел не заметить трагизма «Идиотов» и обвинил режиссера в самораскрутке. Писали, что он никакой не революционер, а играющий в революционность циник. Через два года фон Триер все-таки дождался каннского триумфа, получив «Золотую пальмовую ветвь» за «Танцующую в темноте»; но некоторые считают его циником и сейчас.

триллер

История про молодого американского пацифиста, который после Второй мировой войны приезжает в Германию

Необычно смутный ранний фон Триер в попытке пересказать всю Европу на примере одной частной жизни человека с благими намерениями. Фильм додогмовский (см. киноманифест «Догма 95»), поэтому в смысле визуальной выточенности — чистое удовольствие.

триллер, комедия, ужасы

Издевательская хоррор-комедия Джима Каммингса про охоту на человека-волка в снежной лощине

Сюжет нового фильма Джима Каммингса (автора нашумевшей «Дороги грома») разворачивается в небольшом живописном горном городке в штате Юта. Каждое полнолуние здесь происходят жестокие убийства. Местные жители уверены, что за всем стоит оборотень, но истеричный помощник шерифа Маршалл (Джим Каммингс) не верит в существование сверхъестественных сил. Он уверен, что убийцей является серийный маньяк, поэтому делает все возможное, чтобы отыскать преступника, параллельно пытаясь найти общий язык с дочерью-подростком (Хлоя Ист). Хотя по большему счету оборотня ищет не он, а детектив Джулия Робсон (Рики Линдхоум). Этот фильм стал последним для актера Роберта Форстера, исполнившего тут роль шерифа и отца главного героя. Что касается необычной стилистики фильма: представьте, если бы из «Фарго» сделали фильм ужасов — вот так и выглядит «Оборотень».

трагикомедия

Незабываемый польский фильм про украинского массажиста, владеющего настоящей магией

В Варшаву приезжает трудовой эмигрант, массажист, целитель и кудесник Женя (Алек Утгофф, украинец из сериала «Очень странные дела»), который начинает наминать бока жителям одного закрытого элитного поселка. В каждом из домов — своя травма: мать не справляется с оравой детей; раковый больной радуется жизни и надеется на выздоровление; военный-контрактник не залечил ПТСР после операций в миротворческих рядах ООН и так далее. Всюду Женя предлагает еще и услуги гипноза, погружая клиентов в транс, исполненный в стиле магического реализма, — они бродят по сумрачному лесу, иногда встречая там маму протагониста, погибшую от облучения, полученного после аварии на Чернобыльской АЭС. В финале героя ждет участие в иллюзионистском номере с исчезновением.

триллер

Усатый Бенедикт Камбербатч сотрудничает с ГРУ

Бенедикт Камбербатч и Мераб Нинидзе сыграли реально существовавших в 1960-е шпионов Гревилла Винна и, собственно, полковника ГРУ Олега Пеньковского, который во времена холодной войны передавал на Запад всякие секретные госданные. Впоследствии их сотрудничество помогло остановить Карибский кризис, но в итоге советского информатора Пеньковского раскрыли и расстреляли за госизмену. Спродюсировал проект сам Камбербатч, а режиссуру доверил Доминику Куку («На берегу», сериал «Пустая корона»). Женские образы в шпионском триллере воплотили Рейчел Броснахан («Удивительная миссис Мейзел») и Джесси Бакли («Зверь»). Кроме Нинидзе в фильме из отечественных актеров мелькает и Владимир Чуприков («Адмирал», «Метод»).

боевик, фантастика, драма

Масштабный кроссовер с участием гигантских монстров

Талантливый хоррормейкер Адам Уингард («Гость») попробует себя в большой студийной игре: под его режиссерским надзором столкнутся два исполина, не нуждающиеся в представлении. Главный вопрос к тентполу: какую манеру изберет Уингард (или изберут за него). Первого «Годзиллу» снимал Гарет Эдвардс («Монстры», который преуспел в создании эпического размаха, сиквелом командовал Майкл Доэрти («Крампус») — и провалился по всем фронтам, а «Конг: Остров черепа» Джордана Вогт-Робертса был максимально вдохновлен эстетикой видеоигр (сейчас режиссер экранизирует Metall Gear Solid Хидэо Кодзимы).

фантастика

Приключенческий фильм с Томом Холландом и Мадсом Миккельсеном от режиссера «Борна»

В центре сюжета — молодой человек Тодд Хьюитт, живущий вместе с приемными родителями в небольшом городе Прентисстаун на планете, которую оккупировали земляне. В этом мире все обладают способностью слышать мысли других через некий шум, в результате чего никто не может хранить свои тайны. Главный герой выясняет, что в этом мире все же есть место, в котором абсолютно тихо. Более того, существуют люди, которые могут создавать совершенную тишину. Тодд отправляется на поиски этого таинственного места. В картине, снятой по мотивам первой книги Патрика Несса «Поступь хаоса», снялись Том Холланд, Дейзи Ридли и Мадс Миккельсен. Фильм обещает быть захватывающим приключенческим экшеном, так как в режиссерском кресле — Даг Лайман, автор первого фильма о Джейсоне Борне и «Мистера и миссис Смит».

драма

Драма Марлена Хуциева про молодых московских интеллигентов-шестидесятников

История про молодых московских интеллигентов-шестидесятников, которые на пороге тридцатилетия переживают духовный кризис и переоценку ценностей.

мультфильм, аниме, фэнтези, семейный

Первое аниме студии Ghibli в 3D

Горо Миядзаки, старший сын великого Хаяо Миядзаки, отказывается от канонов классической анимации и следует за современными технологиями, в результате чего у него получилась «Ая и ведьма» — первое аниме, снятое в формате 3D. Мультфильм, основанный на одноименном романе английской писательницы Дианы Уинн Джонс, рассказывает о девочке-сироте Ае, которую удочерила, как выяснилось позже, злобная ведьма Белла Яга. Теперь 10-летней девочке нужно освоить магию, чтобы дать отпор новоиспеченному родителю, а поможет ей в этом говорящий кот Томас. Премьера 3D-аниме должна была состояться на Каннском кинофестивале-2020, чего, к сожалению, не случилось из-за пандемии.

драма

Литературная история о переписке с культовым писателем

Прошлогодний фильм открытия Берлинале, автор которого — квебекский режиссер Филипп Фалардо, номинант на «Оскар» за картину «Месье Лазар» (2011). Также режиссер известен тем, что снял «Ложь во спасение» с Риз Уизерспун об адаптации в Нью-Йорке суданских детей, бежавших от гражданской войны. Новый же фильм снят по роману американской писательницы Джоанны Ракофф, которая была лично знакома с Джеромом Сэлинджером и написала об этом автобиографическое произведение. Джоанну (ее так и зовут в фильме) играет восходящая звезда Маргарет Куолли (до этого ее можно было видеть в роли хиппи в фильме «Однажды в... Голливуде» Квентина Тарантино). Куолли очень старается, и она действительно очень милая и киногеничная, а у Фалардо вышел фильм, мораль которого в том, что если ты молодая, симпатичная и энергичная девушка, которая покоряет Нью-Йорк, то у тебя все получится, какие бы правила игры ты ни нарушала.