Роуд-муви — исключительно американский жанр. Все прочие упражнения в нем, снятые в других странах, всегда выглядят как оммаж кино страны, поделенной на штаты, но при этом не имеющей границ: езжай по ней, куда хочешь, добивайся всего, чего твоей душе угодно. Во всяком случае, таков устойчивый киномиф, выстроенный США о самих себе. Картина «Земля кочевников», еще в момент премьерного показа на ковидном Венецианском фестивале-2020 (где предсказуемо получила главный приз) казавшаяся первым зрителям готовой неоклассикой, блестяще опровергает эту легенду. Да, дорога стелится под колесами до горизонта, но куда по ней ехать, если пункта отправления у метафорического путника нет? Фрэнсис МакДорманд сыграла здесь фактически саму себя, вечную скиталицу, которая по забавному стечению обстоятельств стала в итоге самой выразительной возрастной американской актрисой, но могла бы и не стать, а превратиться вот в такую Ферн — одинокую, без роду и адреса, похоронившую мужа и исчезнувший город, в котором они жили, женщину, обитающую в собственном доме на колесах. Отчасти из соображений экономии, отчасти потому, что не может иначе. «Земля кочевников» Хлои Чжао («Наездник» и марвеловские «Вечные») — крайне философичное и поэтичное кино без конца и начала, не дает ответа на вопрос о том, куда же ехать по дороге жизни, но показывает, во что постепенно превращается ветшающая Америка, земля свободных и смелых, но стремительно беднеющих пилигримов. «Золотые глобусы» за лучший фильм и режиссуру.
Вторая работа режиссера камерной «Прибрежной зоны» Гарри Маккуина, в этот раз повествующая о двух гомосексуалах в годах: живущие вместе вот уже целых 20 лет Сэм (Колин Ферт) и теряющий постепенно память Таскер (Стэнли Туччи) отправляются в долгожданное путешествие по Великобритании, где должны будут не только встретиться со своей родней, но и провести последнее драгоценное время вместе. Поскольку Таскеру, по законам жанра, суждено в скором времени умереть. За авторство сценария отвечает сам Маккуин, из операторского цеха выписан Дик Поуп, отвечавший за изобразительную сторону, в частности, «Иллюзиониста» и «Сиротского Бруклина». Фильм был впервые представлен в конкурсе Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
«Нос» — грандиозная вещь, которую хочется сравнивать не с другим экспериментальным кино, а с новопроцессуальными операми Бориса Юхананова (кстати, у них один и тот же продюсер — Сергей Адоньев). Формально — это экранизация повести Н.В.Гоголя и новаторской оперы Дмитрия Шостаковича. На деле — авангардный мультфильм в трех снах или актах, которые по своему метанарративному устройству похожи на «Думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана. Хржановский-старший смешивает явь и грезы, вымысел и правду, чтобы на выходе получить настоящий сюрреалистический кошмар, главными героями которого становятся Гоголь, Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Михаил Булгаков и Иосиф Сталин. При этом, если итоговый месседж картины читается легко (это реквием по представителям русского авангарда и всем «не таким», которые были уничтожены советским режимом), того же нельзя сказать про его содержание и уж тем более форму. В своих экспериментах со структурой и визуальной выразительностью режиссер заходит очень далеко. «Нос» — синкретичное произведение, работающее на стыке сразу нескольких видов искусств: литературы (сценарий Юрия Арабова), музыки, игрового и анимационного кино. Он обескураживает, смущает, выводит из себя, сбивает с толку, вызывает изумление, выносит мозг и проверяет на прочность вестибулярный аппарат (особенно — в первые 30 минут), но в итоге запоминается как нечто большое, требующее серьезного осмысления.
В Россию времен Александра III приезжает американская авантюристка (Джулия Ормонд), чтобы пробить проект инновационной лесопилки, а в нее влюбляются пылкий юнкер (Олег Меньшиков) и строгий генерал (Алексей Петренко). Режиссер гарцует по Кремлю на коне, 40-летний Меньшиков изображает мальчишку, импортные звезды наблюдают, как полуголые аборигены мутузят друг друга в снегу, ради съемок даже впервые за почти сотню лет гасят кремлевские звезды — в общем, патриотический китч во всем своем непритворном великолепии. Самый дорогой российский фильм 90-х, первая попытка сделать настоящий большой патриотический блокбастер — о чем свидетельствует хотя бы слоган «Он русский. Это многое объясняет».
Многострадальный проект великого экшен-выдумщика Джо Карнахана («Козырные тузы», «Команда «А»), который сначала несколько лет пролежал на полке, а теперь второй год не может выйти в прокат, зато уже есть в сети, куплен видеосервисом Hulu и по слухам может оказаться и в российских онлайн-кинотеатрах. В главной роли уже игравший у Карнахана в «Схватке» Фрэнк Грилло. Ассистирует ему сборная звезд калибром покрупнее в составе Мела Гибсона, Наоми Уоттс и Мишель Йео в роли скучающей в баре мастерицы меча. По сюжету день у бывшего спецназовца Роя не задался с первых секунд: мало того что все вокруг пытаются его убить, так еще и после смерти все начинается заново — каждое утро он просыпается от пролетающего над головой мачете. Теперь ему предстоит справиться с десятком эксцентричных наемников-убийц (это же Карнахан!), спасти бывшую жену и сына, а заодно предотвратить апокалипсис, одолев главного босса (оригинальное название фильма — «Boss Level»). Фантастика в фильме Карнахана (в отличие от, скажем, «Грани будущего», с которым фильм трудно не сравнить) даже не претендует на маломальскую «научность». Она нужна тут лишь для галочки, что роднит «Boss Level» со старыми аркадными играми, которые автор с нескрываемым удовольствием цитирует. Они же помогают, с одной стороны, оправдать прямолинейность формы, с другой — нащупать связь поколений, ведь тема отцов и детей и упущенной близости проходит через повествование красной нитью, сшивая разрозненные куски этого незамысловатого, но по-своему мудрого боевика. На месте и фирменный карнахановский юмор, который чернее ночи!
Все, что имеет начало, имеет и конец, но непохоже, что франшиза «Скайлайн» собирается закругляться. Каждый раз ее авторы откуда-то находят деньги на продолжение, чтобы порадовать тех, кому одного «Джиу-джитсу: Битва за Землю» оказалось мало. В триквеле действие происходит спустя 15 лет: вымахавшая (не по дням, а по часам) в капитаншу межзвездного флота землян дочь Джаррода Роуз Корли (Линдси Морган) возглавляет восстание против пришельцев, но победа дается людям слишком высокой ценой. Роуз превращается в изгойку, которую все ищут, а тут еще появляется новый вирус, мешающий шаткому сосуществованию землян и инопланетных гибридов — людей, превращенных в пришельцев. Теперь Роуз вместе с другими членами сопротивления и своим братом-гибридом Трентом (Джереми Фицджералд) необходимо отправиться на вражескую планету, чтобы снова спасти человечество. В третьей части не осталось никого из первых двух, зато появилась огненная Рона Митра в роли докторки с двумя пистолетами (как же ее не хватало!). Лиам О’Доннелл в этот раз долго, очень долго запрягает: первую половину фильма, длящегося почти два (!) часа, можно спокойно проспать, так как все самое веселое начинается, когда земляне попадают на чужую адскую планету. В этот момент «Скайлайн-3» становится похож на недавний «Doom», где тоже солировала женщина (характерная примета времени, которую авторы, конечно же, не могли обойти стороной). Сначала из руки Роуз вырывается столп пламени, затем она седлает гигантскую боевую машину инопланетян, сминающую пришельцев в гармошку и позаимствованную, кажется, из какого-то аниме-меха — в общем, дикости «Скайлайну» снова не занимать. А то, что сюжет трещит по швам, — ну так никто не обещал, что вы будете смотреть престижный кинематограф. Это туповатое, прущее напролом кино предназначено не для анализа, а для созерцания чего-то по-настоящему ужасного (кстати, фильм снова закончится подборкой неудачных дублей).
Вайолет, когда-то потерявшая на войне возлюбленного Гилберта и собственные кисти рук (вместо них теперь — кибернетические протезы), пишет за незнакомых людей письма, практически как герой фильма Спайка Джонза «Она», но все никак не может смириться с болью от утраты любимого. Однажды она встречает брата Гилберта, который все твердит ей, что нужно забыть о прошлом, пережить горе и двигаться дальше. Вскоре выясняется, что на складе на почте оказалось письмо без адреса получателя, в это же время поступил новый заказ от клиента, в чем должна разобраться героиня. Режиссером традиционно красочного и ванильного аниме выступил Тайти Исидатэ, ставивший не только оригинальный фильм о приключениях Вайолет, но и трудившийся над аниме-франшизой «За пределом».
Фильм рассказывает о Россе Уилльяме Ульбрихте (Ник Робинсон) — создателе анонимного интернет-магазина Silk Road, где большую долю товаров занимали запрещенные вещества: оружие, поддельные документы и наркотики. Ульбрихт успешно строил в даркнете свою многомиллионную империю, имел возможность по щелчку пальцев вооружить небольшую страну, пока на него не вышло ФБР. Как и всякий злодей, он встретил своего антагониста. Фильм-близнец «Социальной сети» Дэвида Финчера, снятый Тиллером Расселлом.