Москва

Фильм
Бегущий по лезвию

Blade Runner (1982, США, Гонконг, Великобритания), IMDb: 8.1

8.0
оценить
Режиссер:Ридли Скотт
18+
1 час 57 минут
Дата выхода в России
23 ноября 2010
Дата выхода в мире
25 июня 1982

Рик Декард идет по следу репликантов

В Лос-Анджелесе 2019 года всегда ночь, но это неважно: город утопает в неоне и скорее похож на нуарный Токио, в архитектурном ансамбле которого доминируют пирамиды корпорации Tyrell, жаждущие, как и зиккураты племени майя, жертвоприношения. В роли потенциальных жертв выступают шесть сбежавших репликантов (читай искусственных людей) модели «Nexus-6». Найти их и уничтожить должен маститый охотник за головами, «блейд-раннер» Рик Декард (Харрисон Форд). Но рутинное задание с каждой минутой становится все трудней, а на душе у охотника все тоскливее — возникает подозрение: не является ли сам Декард репликантом? Над этой загадкой фанбои по всему миру спорят до посинения уже не один десяток лет, хотя Ридли Скотт ответил положительно. Впрочем, этот философский сай-фай совсем про другое — про то, что разницы между роботом и человеком не существует, если андроид способен мыслить, чувствовать, любить, видеть сны — не столько об электроовцах, сколько о единорогах.

Актеры

Расписание сеансов

Октябрь
сб
31
Ноябрь
вс
1
пн
2
вт
3
ср
4
пт
6
сб
7
вс
8
вт
10
ср
11
чт
12
пн
16
Режиссер фильма «Бегущий по лезвию»
Ридли Скотт
82 года
фильмов: 30
Британский кинорежиссер. Сын актрисы и армейского офицера. Учился на дизайнера, еще в колледже снял свой дебютный фильм — короткометражку «Парень и велосипед», с младшим братом Тони в главной роли (в будущем тоже режиссером). В этой работе знатоки творчества Скотта любят находить приметы его будущих голливудских блокбастеров: штормовые облака, бесплодный пляж, заводской дым. Свою первую награду — приз за лучший полнометражный дебют Каннского фестиваля — режиссер получил за «Дуэлянтов», действие которых происходило в эпоху Наполеоновских войн. В дальнейшем Скотт хотел снять киновариант оперы «Тристан и Изольда» — но вместо этого поставил «Чужого» и превратился в классика научно-фантастического кинематографа (а к созданной им франшизе про ксеноморфа вернулся много лет спустя с приквелом «Прометей»). Впрочем, Ридли удается не только сайфай («Бегущий по лезвию», «Марсианин»), но и историческое кино: его «Гладиатор» в свое время вернул моду на пеплумы, а у самого Скотта при этом образовался творческий тандем с Расселлом Кроу, который получил продолжение в таких картинах, как «Хороший год», «Гангстер», «Совокупность лжи», «Робин Гуд». Среди других знаковых работ режиссера: профеминистская «Тельма и Луиза», сиквел «Молчания ягнят» — «Ганнибал», огнестрельная резня «Падение «Черного ястреба», исторический блокбастер про Крестовый поход «Царство небесное» и разговорная криминальная драма «Советник».
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Алексей Казаков
Фото Алексей Казаков
отзывы: 80
оценки: 41
рейтинг: 127
9

Лос-Анджелес, 2019 год. Репликанты, используемые в качестве рабов в колониях на дальних планетах, бежали и вернулись на Землю, чтобы встретиться со своим создателем.

Эту историю можно начать и по-другому: Лос-Анджелес, 2019 год. Бывший сыщик снова берется за дело, чтобы очистить город от серийных убийц. Или так: Лос-Анджелес, 2019-й. Профессиональный охотник за нелюдью находит любовь среди своих жертв. Или: Лос-Анджелес, 2019-й. Девушка, работающая секретаршей в крупной корпорации, начинает догадываться, что она не человек. Так можно до бесконечности. За каждым вопросом, поставленным в фильме, стоит история, претендующая на отдельное полнометражное кино. И это притом что в «Бегущем по лезвию бритвы» только тем и занимаются, что задают вопросы. Вопросительный знак — самый распространенный знак препинания в сценарии. Весь фильм — это непрерывный перекрестный допрос. Хороший ли ты человек, Декард? Какое первое слово приходит вам в голову, когда вы думаете о матери? Понравилась ли вам наша сова? Она искусственная? Как долго мне осталось жить? Вы проверяете меня на то, репликант я или лесбиянка, мистер Декард? Откуда я пришел? Тяжело, наверное, жить в боли? Может ли создатель исправить то, что создал? Сколько вопросов вам обычно требуется, чтобы обнаружить их? Что ты за человек, Декард, и человек ли ты вообще? Вы сами когда-нибудь отвечали на эти вопросы?

13
0
...
4 мая 2007

Лучшие отзывы о фильме «Бегущий по лезвию»

Фото Евгений
Фото Евгений
отзывы: 6
оценки: 31
рейтинг: 11
9

Все критики умрут, а этот фильм всё равно останетcя класикой и шедевром кинофантастики, по которому будут учиться не одно поколение кинематографистов. Культовый фильм, который даже сейчас, в эпуху компьютеров и 3d, даст фору вперёд многим фантастическим пустышкам. "Бегущий по лезвию..." сделал буквально прорыв во многих областях кинематографа: от работы художника, дизайнеров до спецэфектов. Декорации, музыка, актёры - всё великолепно и просто завораживает. Лучшая по моему роль в кино Рутгера Хауэра и одна из лучших работ Ридли Скотта.

8
0
...
15 апреля 2011
Фото Corvin
Фото Corvin
отзывы: 54
оценки: 54
рейтинг: 83
7

Я посмотрел "Бегущего" первый раз еще в видеосалоне, будучи ребенком. Зеленым фломастером на тетрадном листке афиши было написано - фантастика. Жадно впитывающий горбачевскую оттепель юный организм рванулся потратить очередной рубль - и остался в полном недоумении. Тогда я не знал, что это за субстанция такая - киберпанк, а границы фантастики четко упирались с одной стороны - в книжного Азимова, с другой - в "Звездные войны".

Одна из лучших вещей шикарного, слегка угрюмого фантаста скрупулезно отлита в пленке. И не важно в данном случае, что снято "по мотивам", дух романа тщательно спрятан в каждом темном уголке китайско-апокалиптической реальности. Существование андроидов, как собачья жизнь, полна неожиданностей. Обычно неприятных. Вне закона, с липким ощущением собственной неполноценности. Попытки обрести собственное "я", каждый раз на пределе естества. Но в струях непрекращающегося дождя очень трудно разглядеть идеалы, на которые можно опереться. Даже стопроцентному хомо сапиенсу.

Самый атмосферный фильм Скотта. Сожмите зубы, если вы ненавидите придуманные миры и досмотрите до конца. Что делает человека человеком? Не эти ли глаза, что исторгают из себя влагу в минуты расставания и скорби? Может, ненависть способна провести черту? Инстинкт выживания? Чушь. Мы точно так же барахтаемся в недружелюбной среде антропогенной реальности, не зная, где оборвется эта тонкая нить - жизнь. Чем мы лучше роботов - кроме того, что это МЫ придумали и создали их?

В голове бьется только одна мысль: ты не должен быть один. Ключевое слово - со-переживание. Со-чувствие. Ты должен быть нужен хоть кому-то. Не важно, кому.

Снятся ли андроидам электрические овцы? Еще как снятся, ведь смысл не в том, что всему быстро приходит конец, а в том, чтобы быть и оставаться человеком, несмотря на нюансы рождения.

6
0
...
1 августа 2013
Фото Юлия Ковалева
Фото Юлия Ковалева
отзывы: 7
оценки: 177
рейтинг: 22
3

Ну, Господа Ценители, простите, но я не прониклась...фильм не оставил во мне ничего, а ожидала я все же влияние... Неинтересно. Абсолютно неинтересно. мне настолько не нравятся съемки в мокрых декорациях мрачного мегаполиса будущего, что какой-либо глубинный смысл (если он конечно есть) от меня ускользнул...
Фильм не советую никому.
Статично. Мутно. Мрачно. Слишком много вопросов.

5
2
...
17 июня 2009
Фото Евгений Шмуклер
Фото Евгений Шмуклер
отзывы: 95
оценки: 96
рейтинг: 201
9
Не только смысл

Введение

Наконец-то, дорогие мои, я нашёл место и время написать вам о фильме Ридли Скотта "Бегущий по лезвию", снятому им в 1982 году. К этому факту я неоднократно буду возвращаться. Сценарий фильма написан на основе фантастического романа Филипа Дика «Мечта́ют ли андро́иды об электроо́вцах?» (Do Androids Dream of Electric Sheep?, вариант перевода «Снятся ли андроидам электрические овцы?»), изданного в свою очередь аж в 1968 году.

Сюжет

Ридли Скотт рисует Лос-Анджелес будущего - очень тёмный город, солнце почти не пробивается сквозь облака, непрерывно льёт дождь. Экология Земли основательно разрушена, немногие сохранившиеся животные считаются реликтами и высоко ценятся, зато есть множество во всём им подобных искусственных существ (это унаследовано от литературного источника). Толпы людей, говорящих на смеси английского и китайского. Между прочим, сейчас это выглядит неким сюрпризом - оказывается, в 1982 году люди уже догадывались о том, что будущее - за китайцами. Наши отцы и деды то и дело оказываются умнее чем мы привыкли их считать. Мир "Бегущего по лезвию" полон механизмами, похожими на организмы. Причём многие из этих механизмов считают себя организмами. Кое-кто из персонажей фильма с удивлением узнаёт о своём искусственном происхождении, оказывается кулибины будущего уже умеют имплантировать роботам искусственные воспоминания об их "прошлом". Это в 1982 году, я вам ещё раз напомню, Ридли Скотт такое будущее написал по эскизу 1968 года. Между прочим, по сюжету, действие происходит в 2019 году, всего через пять лет от сегодняшнего дня. Если уж прослеживать, в исходной версии оригинального романа Дика действие разворачивается в 1992 году, в более поздних изданиях оно перенесено на 2021, Ридли Скотт зачем-то придвинул его на 3 года ближе.

Созданные людьми роботы, запрограммированные на ограниченный срок службы (4 года), после которого их ждёт запрограммированная смерть, обычно выполняют какую-то малопонятную грязную работу в глубоком космосе, однако несколько таких андроидов однажды восстают на своих создателей, возвращаются из далёкого космоса на Землю и ищут своего конструктора, чтобы с него спросить. Главный герой - человек, на которого возложена миссия выследить и уничтожить их. В какой-то момент становится ясно, что они не только выглядят как люди, но и ведут себя вполне по-человечески, а вот их создателям человечности не хватает.

От автора - личное

У меня очень личное отношение к этой картине. Я увидел её в 90-е, лет мне было около 15, скорее всего по кабельному телеканалу, которые тогда появились, такие смешные, самодельные. "Бегущий по лезвию" это именно кинокартина. Кинокартина маслом, написанная виртуозным художником. По жанру - скорее всего это пейзаж тёмного будущего. Кстати, что интересно, в СССР фантастика была преимущественно посвящена "светлому будущему", на западе - по большей части тёмному.

Тема, предшественники, влияние на другие фильмы

Тематически - фильм Скотта дал толчок развитию кино-антиутопий. Возможно, на Скотта мог повлиять совершенно исключительный для своего времени фантастический фильм Фрица Ланга "Метрополис", 1927 года, известный части современной публики по кадрам, использованным в клипе группы Queen "Radio Ga-Ga". Во всяком случае влияние "Метрополиса" чувствуется. Впоследствии множество фильмов были явно вдохновлены "Бегущим по лезвию", в первую очередь его изобразительной стилистикой, в этом ряду вспоминается "Пятый элемент", возможно "Звёздный десант", наверняка в немалой степени "Бегущий по лезвию" был источником вдохновения для "Гаттаки".

Отдельная тема - как представлялось будущее в 1968 и 1982 годах. С тех пор эти представления сильно поменялись, многие используемые героями фильма гаджеты сейчас выглядят довольно странно. Тем более удивительно выглядит будущее без явных следов труда Стива Джобса. Подумайте - у них нет никаких айпадов, и даже айфонов не видно. Так что будущее за последнее время изменилось необратимо и до неузнаваемости.

Влияние стилистики художественно-выразительных средств фильма

"Бегущий по лезвию" вероятно стал одним из основных источников развития киберпанка, возможно, киберпанк начался с и вырос из этой картины. Чёрно-оранжевая цветовая палитра картины стала фирменным знаком и авторским почерком Дэвида Финчера, картины которого тоже чёрные с пятнами огненного цвета и струями с небес.

Смыслы

Тёмное будущее Филипа Дика и Ридли Скотта - неблагополучный мир, управляющийся корпорациями. Возможности корпораций не ограничены соображениями нравственного порядка. Они создают одушевлённые существа, обладающие свободой воли, или по крайней мере так выглядящие и так себя ведущие. Однако они лишены прав и отношения к себе, которых достойно каждое одушевлённое существо. Является ли безнравственность следствием или причиной подчинения интересов общества интересам корпораций?

В "режиссёрской версии" фильма, завоевавшей гораздо большее признание, по крайней мере у критиков, чем "театральная" появляется подозрение, что и сам охотник на андроидов- тоже андроид. Надо заметить, что судьба фильма - довольно трудная, это была борьба режиссёра с продюсерами и кинокомпанией. Так вот, из моего опыта общения с гражданами США - часто при таком общении возникало у меня подозрение, что они какие-то искусственные, андроиды. Может быть не у меня одного? Разве не о том же "Марсианские хроники" Брэдбери?

Сомнение в истинности всего сущего. Каждый из персонажей может оказаться андроидом, "не настоящим" человеком. "Не настоящим" может оказаться всё. В этом контексте "Бегущий по лезвию" предстаёт предтечей "Матрицы". Если мы не смотрим фантастику, а, к примеру, читаем сегодняшние новости, то нам часто приходят в голову подобные сомнения - всё выглядит сплошным бесконечным фейком, а случается, что лучше бы оно им и оказалось.

2
0
...
25 июля 2014
Фото неловкие столкновения с объективной реальностью
Фото неловкие столкновения с объективной реальностью
7
Киберпанк по мотивам Филипа Дика

Мрачный техногенный 2019 год. Рик Декард (Форд) - отставной полицейский, а если быть точнее, отставной "бегущий по лезвию", в чью задачу входит находить и обезвреживать непослушных киборгов.

Рик вынужден вернуться к делам: группа умных, много о себе возомнивших роботов недовольна своей участью рабочего материала. Их сложно отличить от людей, они эмоциональны и ведут себя довольно прилично. Кое-что их не устраивает: лимит жизни - четыре года.

Необходимо оговориться: у этого фильма две известные версии. Одна 1982 года, с хэппи-эндом и вообще не совсем такая, как хотел Ридли Скотт. Другая - 1992 года, режиссерская версия, о которой пойдет речь и которую нужно смотреть.

"Бегущий по лезвию" - детектив-антиутопия. Харрисон Форд по очереди настигает бунтующих киборгов. Будущее здесь представлено компьютерным миром, где без конца темнота и дождь. Почему это так - в фильме не объясняется, но, видимо, природа не дружит с постиндустриальным обществом.

Конфликт в картине выглядит странно для столь масштабного проекта: оппозиционных киборгов можно пересчитать по пальцам, любого из них можно положить одним точным выстрелом. Суть фильма, правда, не подразумевает бушующих непобедимых орд.

Атмосфера "Бегущего по лезвию" и его антураж не удивят современного зрителя, пресыщенного подобными пугающими предостережениями. Настоящий же интерес тут сосредоточен в концовке: и в перипетиях схватки Декарда с главным киборгом, и в кульминационной речи Рутгера Хауэра, и в чудесном открытом финале. Наслаждайтесь жизнью, в общем, даже если вы гуманоид.

2
0
...
8 мая 2011
В духе «Бегущий по лезвию»