После гибели Ричарда Львиное Сердце по пути в Англию из Крестового похода лучник королевского войска Робин Лонгстрайд дезертирует из армии вместе с друзьями. Приняв чужое имя, он направляется в Ноттингем, чтобы исполнить обет, данный умирающему рыцарю.
Боевик, Приключение, Драма |
14+ |
Ридли Скотт |
12 мая 2010 |
12 мая 2010 |
2 часа 28 минут |
Неудачно поговорив с Ричардом Львиное Сердце (Хьюстон) о самодержавии, крестоносец Лонгстрайд (Кроу) дезертирует из штурмующего Шалю-Шаброль английского войска и собирается с друзьями домой. Ричард в тот же день получает арбалетную стрелу в горло; конвой, везущий в Лондон его корону, попадает в засаду, организованную лысым двурушником (Стронг), работающим одновременно на французов и на будущего короля Иоанна Безземельного. Умирая, начальник конвоя сэр Роберт Локсли (Ходж) уговаривает проходившего тем же лесом дезертира отвезти корону в Лондон, а его собственный фамильный меч — папе в Ноттингем. Кроме папы, совсем слепого, но юмористически настроенного (фон Сюдов), у мертвого рыцаря оказывается интересная вдова (Бланшетт); Лонгстрайду приходится задержаться.
Давно работающий в жанре промахивающегося Акеллы, великий ремесленник Скотт и тут достиг определенного совершенства: глядя, как мощно он разбегается, как грозно зависает в прыжке и как потом триумфально — шестой фильм подряд — пролетает мимо искомой антилопы, испытываешь уже не разочарование, а исключительно восторг перед чужой твердолобостью. «Робин Гуд», изначально задумавшийся как ревизионистский боевик с плохим Робином и хорошим шерифом Ноттингемским, конечно, стопроцентная жертва фабричного кинопроизводства: эффектную идею зачем-то вымарала артель дорогих переписчиков, все остальное погибло, когда эта артель спорила, какой из успешных концептов последних лет нахлобучить на фильм, — в итоге сделали сразу и «Гладиатор» про Средние века, и «Казино «Рояль» с луками, и нолановский «Бэтмен» с ними же. Как бывает с качественными индустриальными продуктами, рекламе которых Скотт посвятил полжизни, тут совсем нечему удивляться и очень трудно придраться к чему-то конкретному: все лязгает, стрелы свистят — как пулеметные очереди, Кроу отлично пыхтит, Бланшетт дежурно дает Кэтрин Хепберн, Стронг стягивает на себя любой кадр, куда его пустят, фон Сюдов на правах человека, обеими ногами стоящего в вечности, хвастается утренней эрекцией — все о’кей, и все (даже утренняя эрекция) где-то уже было. Сюрпризов на два с лишним часа ровно два — малоизвестная пока француженка Сейду, томно изображающая Изабеллу Ангулемскую, и (просто в силу какой-то михалковской наглости подхода) сцена высадки французских сил, в лоб стилизованная под начало «Рядового Райана» (с остроумной географической поправкой: поскольку дело происходит с другой стороны Ла-Манша, десантные ботики плывут слева направо). Скотту по-прежнему грандиозно удаются 99 из ста мизансцен, а то, что они не очень клеятся в фильм, явно не огорчает его и вряд ли должно огорчать кого-то еще. Как Вильгельм Телль, который вместе с яблоком снес полголовы мальчику, проткнул пять зрителей, убил овцу, а после раскланялся и с достоинством вышел вон, будто так и было задумано, — он заслуживает пусть растерянных, но все-таки, пожалуй, аплодисментов.
Друзья, это красивый, неглупый и интересный фильм. В нем почти все хорошо: море голубо, трава зелена, молодой король недальновиден, его невеста чудо как хороша собой; при этом враги коварны, герои бесстрашны, Марион решительна, а Робин прост и прям, как линейка. Правда, будьте готовы: к истории Робина Гуда, которую мы знаем, действие фильма имеет оч мало отношения. Тут основные темы – политика (внутренняя и внешняя) и экономика, и обе они даны с таким размахом, будто претендуют на лавры Властелина Колец :) Местами возникает настоящее дежа вю: музыка+картинка+настроение ровно оттуда :)
Только две проблемы у этого кино: оно слишком длинное и оно слишком наивное. Первую легко пережить, если пойти с друзьями. Вторую - если морально подготовиться. Так сделайте же необходимые приготовления и сходите на "Робина Гуда" скорее - как всякая настоящая добрая сказка, он стоит и времени, и денег.
Страшная пропасть политкорректности
Именно в нее провалился великий Ридли Скотт – автор бессмертных лент «Бегущий по лезвию бритвы» и «Чужой».
По скользкой дорожке политкорректности и искажения исторических реалий Скотт-старший начал двигаться еще со времен «Гладиатора», но тогда толи в силу свежей харизмы Рассела Кроу, толи более удачной работы сценаристов ему все же удалось удержаться на грани приличия. В случае с «Робин Гудом» - увы! – этого не произошло.
Пытаясь толи выдвинуть свою версию легенды о Робин гуде, толи скомпилировать самые расхожие из уже существующих, режиссер изваял нечто, которое в лучшем случае может служить прокламацией того, почему англичане столь ревностно любят своих монархов (пусть и не в случае с Иоанном Безземельным;). Еще скоттовский «Робин Гуд» вполне может служить учебным пособием на тему исторических предпосылок формирования английской демократии (первый в мире парламент и пр. и пр. и пр.). Увы, но это не делает из этого продукта хоть сколько-нибудь интересного фильма. Да, он крепко снят, да, картинка практически всегда безупречна, да, музыка вполне адекватно ложится на изобразительный ряд. Но как только дело доходит до демократических спичей Робина Гуда, то, как говорится, хоть святых выноси.
К тому же в стремлении к непонятно чему, Ридли Скотт, показавший себя в «Гладиаторе» мастером батальных сцен, в «Робин Гуде» практически стерилизовал их, тем самым полностью их обессмыслив и лишив всяческого драйва. Об исторических нонсенсах можно говорить много, но сцена высадки французов в Британии и вовсе выше всяких «похвал»: этот средневековый вариант сцены высадки героических союзников на «Омаха Бич» из спилберговского «рядового Райана», ничего кроме недоумениям (в лучшем случае) вызвать не может.
И еще одно: возможно скоттовский «Робин Гуд» тихонько провалился бы в прокате, но тот факт, что именно он 12 мая открыл Каннский фестиваль заставляет задуматься - толи о том, что фестиваль действительно переживает нелегкие времена, толи о том, что «Робин Гуд» - образчик того кинематографа, который вскоре окончательно возобладает на экранах мира. Аминь!
Пролог: Шервудский лес колосится под луной. Толпа аборигенов в масках из мешковины, недалеко ушедших от раскрашенной атаманши, какой была Гиневра в "Короле Артуре" (но что еще мог снять лягушатник...), тырит зерно у собственных же родителей, пока Бланшетт с дивными морщинками в углах рта кидается в них пылающими стрелами и грозит накляузничать шерифу, чтобы тот их выпорол солеными розгами.
Тем временем во Франции, rather casually, берут замок, едят суп и убивают короля. Робин Гуд, которого христианская мораль подвела под колодки, сбегает, воспользовавшись сумбурной смертью монарха, и, подписавшись чужим именем, как небезызвестный товарищ Ленин, спешит делать добрые дела, а именно: доставлять корону одного погибшего (корона по виду почему-то скорей испанская, чем английская) и меч другого; спасать Англию от французов и феодальных распрей; вспоминать свое прошлое; и разумеется, осчастливливать Бланшетт. Их совместная цель – жизнь хиппи, где "никто не богат, никто не беден, все берут поровну у матери-природы", танцуют вокруг костра и живут в раскрашенных из баллончика микроавтобусах Volkswagen.
Видеоряд, как водится за Скоттом, ранжируется от стильных макро выпущенной стрелы до наложения кадров в духе документальных сериалов канала Discovery. Костюмность, приятная глазу, не скрадывает сюжетных неувязок. "В силу какого такого вытеснения Гуд напрочь забыл, что случилось с отцом, хотя в то время он был ребенком уже вполне сознательного возраста?" думает зритель, вспоминая рекламки "Узнай, кто твой предок!!!" с портретами Суворова и Пушкина, которыми пестрят просторы интернета. Чтобы героический склеротик не чувствовал себя сиротой, ответственные за кастинг люди окружили его знакомыми лицами – но одного не хватает. Кто же это? – конечно, кузнец Балиан; судя по идеям, которыми сыпет Робин Гуд ("Разница между рыцарем и простолюдином – в одежке"), ребята – друзья по переписке. Пока Робин повторяет подвиг своего французского собрата по защите притесненных и установлению свободы, равенства и братства, эстеты выкладывают цветами лошадку на зеленом склоне холма, вышивают флер-де-ли на чем попало, от мантий до парусов, и называют друг друга "джентльмены".
Ридли Скотт – это как Диккенс: достаточно занудно, весьма предсказуемо и очень правильно. Коли герой плохой – так он ПЛОХООООЙ, коли хороший – ХОРООООШИЙ. Приквел к истории Робина Гуда лишний раз подтверждает эту его добротную дедушкину правильность – и все, что вкупе с ней. В целом, это доброе кино о старом и главном – отнюдь не худший способ отдохнуть, а заодно приобщиться к истории. Ну, или тому, что от нее осталось.
.
Люблю историю про Робин Гуда, помню Кевина Костнера, который прыгал с ветки на ветку как обезьянка и много шутил. У Ридли Скотта, конечно, немного другая песня и в целом взляд на легенду. Его герой, уже зрелый и раздобревший Расселл Кроу, проходит путь от простого лучника до короля шервудского леса. Девице Мэрион уже давно не 18 и она ни много, ни мало Кейт Бланшетт, которой до королевы Елизаветы не хватает только высокой прически с попугаями. Если старого доброго Робина интересовали преимущественно локальные проблемы лесного отряда и отношений с возлюбленной (это если по памяти), то у Скотта Робин вовсю участвует в истории Англии, английского права и возглавляет войско, размахивая молотком. Кевин Костнер брал очарованием молодости, чувством юмора, у них там с Мэрион была романтика на деревьях... Кроу с Бланшет берут высоким качеством взрослого актерского мастерства. Хороших актеров тут, кстати, предостаточно. Особенно хочется отметить неизвестную рыжую любовницу Иоанна, слегка похожую на "ее звали никита".
Что же сказать в итого: новый Робин Гуд непохож на старого Робина Гуда, но от этого он не менее увлекательный и эффектный. 2 часа экранного времени действительно не замечаешь. Режиссер может саму историю рождения принца-вора рассказал скомкано, зато то как он снимает лязг мячей, полет стрелы с разлетающимися капельками воды, посев пшеницы в полнолуние и попутно много чего еще завораживает. Как и в Гладиаторе, в нужных местах на глаза наворачиваются слезы умиления или сердце щемит от прилива патриотизма и желания отстоять родной английский край и права простого народа. Вобщем, что тут говорить... Мы с мужчиной отлично провели время, растрогались и конечно возмутились подставой исторического расклада.
Один вопрос меня волнует: как же Рассел Кроу будет жить на деверьях и кататься на лианах. Такой серьезный и в теле.
Титры у Скотта оригинальные и очень красивые. Мало кто, правда, остается их посмотреть.
Тупое американское кино с идеями космического масштаба и космической же глупости о равенстве и братстве.
Вы можете представить средневековье, в котором простой мужик сначала выдает себя за вельможу, а затем оттирает короля и толкает речи о том, как королю управлять страной?
Вы можете представить как в Европе 12 века к берегу причаливают десантные корабли ВМС США 20 века, только обшитые деревом, а оттуда валят толпами крутые парни, не хватает только криков go-go-go!
А представить себе благородную даму, которая и с мужиками целину пашет, и мечем рубит?
А кучу беспризорников-оборванцев, которым нечего есть, но в финальной битве они магическим образом обретают кольчуги и мечи и заваливают профессиональных воинов?
И все это разбавлено соплями с сахаром о свободе и любви.
Я сильно старался, но не смог поверить в происходящее на экране.