Москва
Лучшие фантастические фильмы 2019 года
Этот год был неожиданно удачным для сайфая и прочей фантастики, которая традиционно переживает не лучшие времена (право на большое социальное высказывание за собой давно застолбил хоррор). «Афиша» рассказывает про главные фантастические фильмы 2019-го, в котором «Марвелу» не нашлось места, потому что «Мстителей. Финал» и так видели все.
Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко, Максим Сухагузов, Фарид Бектемиров
20 декабря 2019

триллер, фантастика, мелодрама

Неспешная фантастика об отце-одиночке на краю Вселенной

Идею этого сайфая француженка Клер Дени («Хорошая работа», «35 стопок рома») вынашивала почти 20 лет с прицелом на то, что главную роль в нем сыграет сначала Винсент Галло, а затем — Филип Сеймур Хоффман. Однако зеленый свет проект получил только после того, как им заинтересовался Роберт Паттинсон. По сюжету действие протекает на борту небольшой космической станции, движущейся по орбите черной дыры (ее цель — проверить гипотезу о возможности извлечения энергии из дыры). Команду корабля в основном составляют заключенные-смертники, которым не суждено вернуться домой, а также доктор Дибс (в исполнении прекрасной и демонической Жюльетт Бинош), которая проводит на членах экипажа эксперименты по размножению, однако все малыши гибнут от всепроникающей радиации. Очередная заварушка на борту приводит к тому, что в живых остается только аутичный Монте (собственно, Паттинсон), которому теперь предстоит вырастить в глубоком космосе единственную выжившую малышку — дочь. «Высшее общество» — кино немногословное и философское, сделанное в условно «кубриковском» духе. И без того не слишком насыщенный событиями сюжет здесь выдается небольшими порциями с перерывами на созерцательные сцены, которые должны бы заполнять недостающие элементы мозаики, но часто напротив — только больше запутывают зрителей. Впрочем, ощущение потерянности и легкого недопонимания здорово работает на полумистическую атмосферу картины, в которой космическая станция предстает своеобразным чистилищем — шлюзом между нашим миром и пространство за гранью. И интерпретировать полунамеки Дени не менее занимательно, чем смотреть само кино.

боевик, приключение, фантастика

Завершение очередной трилогии про далекую-далекую галактику

Все, что имеет начало, имеет и конец: это касается не только «Матрицы», но и саги о Скайуокерах. Растянувшаяся на 42 года (важное, к слову, число для создателя сериала «Остаться в живых» и режиссера заключительного эпизода Джей Джея Абрамса) франшиза ставит жирную точку в истории Люка, Леи, Хана Соло, а также новых и молодых героев — Рэй, Финна, По Дэмерона и Кайло Рэна. Сразу стоит оговориться, что это качественно поставленное, достойно сыгранное и увлекательно рассказанное кино, однако девятую часть все же сложно назвать идеальным фильмом. Во-первых, Абрамс отказался от всех заложенных Райаном Джонсоном идей (неважно, кто твои родители; Сила течет во всех; прошлое надо убить), поэтому теперь его «Последние джедаи» в обновленной франшизе выглядят вставным зубом. Во-вторых, он не очень изящно свел все концы с концами. Вместо того чтобы снимать свое кино (как, скажем, делают авторы «Мандалорца»), он стал обслуживать фан-сервис. В «Скайуокере. Восход» нет ничего оригинального, а решение воскресить императора Палпатина (ввиду отсутствия главного злодея) оказалось шагом назад. Еще в картине то ли в качестве оммажа, то ли в качестве издевки мелькнут эвоки. Но главная ее проблема все же не в этом, а в том, что финал оставляет после себя еще более гнетущее впечатление, чем «Месть ситхов». Если у Лукаса это было оправдано тем, что он конструировал античную трагедию, то у Абрамса это связано с банальной прозой жизни: из подающего надежды джедая вырос плохой учитель, контрабандист и принцесса разошлись, а еще родили фрустрированного сына. То есть то, что изначально было сказкой, превратилось в семейно-бытовую драму — и нам теперь с этим жить. Впрочем, за счет накопленной годами критической массы эти «Звездные войны» все-таки могут подарить катарсис и банальное утешение: все, что имеет начало, имеет и конец — и кто мы такие, чтобы спорить с этим.

боевик, приключение, фантастика

Олдскульный фантастический боевик, который мы заслужили

Преданные фанаты «Терминатора» ждали достойного и идеологически верного сиквела оригинальных фильмов почти 30 лет. И когда демиург киновселенной Джеймс Кэмерон заявил о возвращении во франшизу и начале работы над «третьей» частью (игнорирующей остальные фильмы и сериал), мир замер в ожидании, ловя каждый кадр и трейлеры. Что же, сюжет картины, несмотря на сразу трех сценаристов (знак, обычно не предвещающий ничего хорошего), вышел довольно лаконичным и стройным. Саре Коннор (Линда Гамильтон) и ее сыну Джону (Эдвард Ферлонг) не удалось предотвратить апокалипсис, лишь отсрочив его. Спустя много лет в наше время вновь прибывает терминатор Rev-9 (Гэбриел Луна), чтобы избавиться уже от новой матери Сопротивления — молоденькой мексиканки Дани Рамос (Наталия Рейс). Защищать ее от непобедимого киборга должна гостья из будущего Грейс (Макензи Дэвис) — напичканная аугментами суперсолдат. Так что пресловутой girl power на экране стало куда больше, да и сам сюжет пережил деликатную, но принципиальную фем-ревизию. Однако этого фанатам, ждавшим от Кэмерона настоящего прорыва, оказалось мало — фильм провалился в прокате и получил очень среднюю критику. Все сошлись на том, что «Темные судьбы» просто неплохой фантастический боевик. И это действительно так: причем с явным упором на второе слово. Почти все здесь стреляет, взрывается и рушится по-настоящему, а каждый герой имеет свою неповторимую боевую пластику. Ну а местами этот «Терминатор», как правильно заметил Арни, и правда выглядит extremely funny.

боевик, приключение, фантастика

Мрачный финал самой долгой супергеройской истории

Официально эпоха «Людей Икс» уже при участии «Марвела» закончится в следующем году, когда на экраны, наконец, выйдет (предположительно, в апреле) подростковый супергеройский хоррор «Новые мутанты». Однако идейную точку в почти двадцатилетней истории франшизы, насчитывающей вместе с «Росомахами» и «Дэдпулами» уже 12 фильмов, поставил именно «Темный Феникс». На рубеже тысячелетий Брайан Сингер («Подозрительные лица», «Богемская рапсодия») попытался предельно серьезно рассказать историю про ребят в спандексе — и тем самым случайно открыл новую главу в истории западных кинокомиксов. Перевернуть последнюю символичную страницу выпало сценаристу и режиссеру-дебютанту Саймону Кинбергу.

«Темный Феникс» пересказывает для нового таймлайна и на свой лад историю третьей части «Люди Икс: Последняя битва»: без лекарства от мутации, зато с инопланетянами под предводительством Джессики Честейн. Как и в оригинальном комиксе, Джин Грей (Софи Тернер) на почве переполняющей ее силы предстоит двинуться рассудком, обратиться Темным Фениксом, повоевать со старыми друзьями и почти сгубить планету. К сожалению, уйти франшизе на хорошей ноте не получилось: фильм оглушительно провалился в прокате и получил — уж точно незаслуженно — более разгромную критику, чем «Люди Икс: Начало. Росомаха» (именно из-за него Райан Рейнолдс вышиб себе мозги во втором «Дэдпуле»). Все почему-то обиделись на дебютанта Кинберга за то, что он не завершил эпопею шедевром. Хотя на самом деле фильм драматургически не уступает многим другим частям франшизы. Зрители еще не понимают, что потеряли, в то время как всемогущая корпорация Disney (которой принадлежит «Марвел») напевает фанатам «Отпусти и забудь» и готовит новый перезапуск.

детектив, триллер, ужасы, драма

Задорная хоррор-деконструкция стала еще умнее и смешнее

Специализирующийся на всяком комедийном треше режиссер Кристофер Лэндон («Скауты против зомби») пару лет назад вытянул счастливый билет. В «Счастливом дне смерти» ему вместе со сценаристом Скоттом Лобделлом наконец удалось в правильных пропорциях смешать жанровые клише и юмор, приправив все это щепоткой фантастики, хоррора и детектива (как в «Крике»). Фильм получил отличную для скромного бюджета кассу и прессу, поэтому продолжение не заставило себя долго ждать. Оказывается, что временная петля из прошлой части образовалась из-за экспериментов по созданию квантового реактора, которые организовали местные гики под предводительством Райана (Фи Ву). Он же первым и оказывается заложником новой петли, после чего за дело опять берется суперблондинка Триш (Джессика Рот). На этот раз «День сурка» проходит уже в параллельной реальности, населенной не злыми, а добрыми двойниками. Чтобы вернуться домой, блондинке предстоит каждый день зазубривать и после пересказывать умникам их эксперименты, а затем эффектно прощаться с жизнью, в то время как за ней традиционно гоняется маньяк в маске. В общем, трешевый юмор и подростковый сайфай окончательно вытеснили из фильма даже намеки на хоррор. При этом следить за детективной коллизией совсем не успеваешь, да и моральные дилеммы тонут в гуще творящегося на экране безумия. Зато это стало куда смешнее, а подобный уровень пост-пост и мета-метаиронии сегодня можно встретить, пожалуй, только в хардкорной анимации вроде «Южного парка» или «Рика и Морти».

триллер, драма

Медитативный постапокалипсис от Кейси Аффлека

Давно выбравшись из тени брата Бена и заслужив звание одного из главных актеров поколения, Кейси Аффлек во второй раз (после странноватого мокьюментари-междусобойчика «Я все еще здесь» с другом Хоакином Фениксом) пробует себя в режиссуре. На этот раз Кейси решил обратиться к более традиционному жанру: камерной социальной фантастике по собственному сценарию. По сюжету Землю поразила неизвестная эпидемия, в одночасье сгубившая почти все женское население. Оставшиеся в одиночестве мужчины доживают свой век в депрессивном полуразрушенном мире. Все выжившие женщины направляются в специальные бункеры, однако главный герой в исполнении самого Аффлека не хочет расставаться со своей маленькой дочкой Рэг (в переводе — Тряпа; девочку играет Анна Пневски), чудом пережившей пандемию. Вместе они блуждают по малонаселенному западу Канады, стараясь держаться от людей подальше, но совсем избежать социальных контактов у них все же не получается. Многие сравнивают фильм с недавним «Не оставляй следов» или даже с «Дорогой» по Кормаку МакКарти, хотя на ум также приходит другой фильм с бородатым Вигго Мортенсеном — «Капитан Фантастик». Основной акцент Аффлек делает не на выживании беглецов, а на непростых взаимоотношениях подрастающей дочери с отцом, пытающимся воспитать здоровую и полноценную личность в полуспятившем мире. Для этого ему вновь приходится доверять людям и учиться отпускать из-под своей опеки самого близкого человека, хотя это очень непросто.

приключение, фантастика, драма

«Индиана Джонс» + «Лучшие годы нашей жизни»

Поразительная история: название картины совершенно не отражает ее сути — точнее, отражает, но как метафора, смысл которой станет понятен после просмотра фильма (в отличие от куда более очевидной аллегории, заложенной в «Дом из песка и тумана»). Если совсем коротко, то это метафора цены, которую приходится заплатить главному герою — легендарному ветерану Второй мировой Кельвину Барру (Эйдан Тернер, а затем — Сэм Эллиотт), тому самому человеку, который убил Гитлера и которого американское правительство просит снова помочь остановить заразу: на сей раз не фашистскую, а в лице снежного человека. Но это не треш-хоррор категории «Б». Под видом одной истории, а затем и другой, режиссер Роберт Д.Кшиковски вовсе рассказывает третью. Это нежная, лиричная, меланхоличная, очень печальная картина о ПТСР у военного, тоске по юности, возлюбленной, а также сожалении о том, что так и не было сделано и проклятой коробке, в которой теперь умещаются все воспоминания главного героя, ведь лучшие годы его жизни позади.

триллер, фантастика

Брэд Питт отправляется в космическое сердце тьмы

Вследствие космического излучения астронавт Рой Макбрайд (Брэд Питт) падает с орбитального лифта, но не сгорает в нижних слоях атмосферы (видимо, эта проблема в будущем как-то решена), а приходит к вышестоящему начальству, которое заявляет ему, что виновник этого излучения — отец Роя Клиффорд Макбрайд (Томми Ли Джонс), который, судя по всему, сошел с ума от одиночества на исследовательской станции рядом с Нептуном, занимавшейся поисками внеземной жизни, поэтому Рою надо слетать туда и поговорить с папой. «К звездам» настолько бесцеремонно берет зачин у конрандовского «Сердца тьмы» (и его киновоплощения «Апокалипсис сегодня»), что даже странно, что корабль, на котором Рой плывет среди звезд, зовется не «Ностромо», а «Цефей» — по имени эфиопского царя, который, согласно древнегреческой легенде, превратился в созвездие Северного полушария. Для Роя отец тоже давно слился со звездами, поэтому, когда он отправляется на поиски Клиффа, мы понимаем, что он отправляется не только на поиски отца, но и на встречу со своим Создателем. «Отец, почему ты меня оставил?» — вопрошает главный герой, и это его почти религиозное отношение к родителю превращает космическую одиссею в межзвездную мистерию. Такое кино (с большим количеством пространных закадровых монологов и поэтическим монтажом) снял бы Терренс Малик, если бы покинул пределы Солнечной системы, но за него это сделал Джеймс Грей — один из самых недооцененных современных американских режиссеров, который, очевидно, устал быть новым Скорсезе и стал новым Копполой. «К звездам» — очень меланхоличный, обволакивающий фильм про пуповину семейных отношений, которая тут получит материальное воплощение в виде фала — страховочного троса космонавтов. Но еще это, как и «Затерянный город Z», настоящее приключенческое кино с погоней на Луне, перестрелкой с пиратами и путешествием по подземельям Марса. Как и майор Перси Фосетт, майор Рой Макбрайд бежит от своей жены (Лив Тайлер) — только не в джунгли, а в космос, где его ожидают чудеса похлеще Эльдорадо. И хочется, чтобы эта его одиссея, как и кино, никогда не заканчивалась.

фантастика, драма

Натали Портман в космосе: полет нормальный

Ноа Хоули (сериалы «Фарго» и «Легион», «Люси в небесах» его полнометражный дебют) как всегда строит свое кино от мироощущения героев внутри фильма. В «Фарго» каждый сезон был пропущен через линзу городских баек и братьев Коэн, в «Легионе» все пляшут от шизофрении главного героя, ну а в «Люси в небесах» мы глядим на мир с точки зрения астронавтки в исполнении Натали Портман. Она вернулась с орбиты, увидела наш мир «бледной синей точкой» во вселенной и уже не очень понимает, зачем ей нужен усатый муж и дети (Дэн Стивенс и дочка из того же «Легиона»). То есть речь опять идет об измененном сознании. Наверняка там, в космосе, происходит что-то такое, и Хоули всеми своими приемчиками пробует передать это невыразимое чувство. Вы, возможно, с ним тоже сталкивались, даже если никогда не были в космосе: когда осознаешь, что увидел такое большое, важное дело, на которое ты даже готов потратить все свое время, лишить себя кислорода, сна, быта, но осознаешь, что тебе не хватит целой жизни, чтобы охватить все это. Плюс невозможно сделать так, чтобы тебя не отвлекали мелочи, обстоятельства и злые люди (в фильме их символизируют осы). Все будет тщетно, если взять и не отпустить эту бесконечную гонку за бледной синей точкой вдали. Но возможно ли это? Вот это ощущение удается передать Хоули и Портман. Просто Хоули тоже прикоснулся к чему-то большому, возможно, местами упустил вожжи, как все мы, занятые люди, жужжащие в своем улье. Кроме того, может ли быть плохим фильм, где Натали Портман выносит всем мозг? Нет. Мы это уже знаем по «Черному лебедю» и «Вокс люкс».

боевик, приключение, фантастика

Спелеологический хоррор про временной капкан, каких вы еще не видели!

Кино из разряда очуметь. После того как в пещере пропадает профессор археологии Хоппер (Эндрю Уилсон), двое его студентов — Джеки (Брианна Хауи) и Тейлор (Рейли МакКлендон), а также их друзья Кара (Кэссиди Гиффорд), ее младшая сестра Вивс (Оливия Драгичевич) и юный пошляк Ферби (Макс Райт) спускаются следом за ним, чтобы выяснить, что время в этой Пещере чудес течет не совсем так, как на Земле... Тут, пожалуй, стоит остановиться, потому что о дальнейшем нельзя рассказать без спойлеров — скажем только, что такого вы, скорее всего, еще не видели. Каждые десять минут фильм идет с козырей, поэтому совершенно не знаешь, чего от него ожидать. Плюс стены пещеры тоже нагоняют жути, так что даже те, кто не страдает от клаустрофобии, прочувствуют всю удушающую атмосферу замкнутого пространства. Главный страх тут рождается от неизвестности: амбициозный режиссерский дуэт Марка Денниса и Бена Фостера работает не только на стыке жанров (хоррора и сайфая), но и на границе обыденного и удивительного. Это кино начинается одним образом, продолжается другим, а заканчивается вообще третьим. Поскольку ключевой финт ушами вынесен в название фильма, не секрет, что он будет связан с временными парадоксами, однако они тут выглядят еще безумнее, круче и неожиданнее, чем даже в «Патруле времени» с Итаном Хоуком.

триллер

Запоздалое завершение хрупкой супергеройской трилогии

В 2019 году великий сказочник и визионер М.Найт Шьямалан решил наконец поставить точку в истории, растянувшейся на три фильма («Неуязвимый», «Сплит», «Стекло») и почти 20 лет. Напомним, что «Неуязвимый» с Брюсом Уиллисом и Сэмюэлем Л.Джексоном вышел еще в 2000 году и стал одним из первых серьезных кинокомиксов. Слухи о продолжении не утихали долго, но взяться за сиквел Шьямалан решился только спустя 17 лет. В «Сплите» он с помощью незаурядных талантов Джеймса МакЭвоя раскрыл нереализованного в первом фильме персонажа, одной из многочисленных личностей которого является неуязвимое суперсущество Орда. В «Стекле» же Шьямалан свел этих героев вместе и разрубил гордиев узел. По сюжету все трое — Дэвид Данн (Уиллис), Элайджа Прайс (Джексон) и Кевин Венделл Крамб (МакЭвой) — оказываются в специализированной клинике, где железная леди, доктор Элли Стэпл (Сара Полсон), пытается убедить их в том, что суперсила лишь плод их больного воображения. Впрочем, проза жизни оказывается лишь трамплином для финального твиста, после которого Шьямалан расставит все фигуры по местам и провозгласит, что новый мир не может родиться без жертвы. Многих эта финальная диспозиция разочаровала — против этого уязвимого и неидеального по драматургии кино сыграли завышенные ожидания и намеренная архаичность фильма. Если когда-то «Неуязвимый» опередил свое время, то «Стекло» вышел в том момент, когда «Марвел» высказался по всем наболевшим темам. Впрочем, эта ошибка Шьямалана выдает в нем настоящего художника, не придающего значения сиюминутной конъюнктуре.

боевик, приключение, фантастика, мелодрама

Многострадальная экранизация манги с большими глазами

Экранизировать мангу Юкито Кисиро «GUNNM» Джеймс Кэмерон собирался еще в середине девяностых, но в итоге переключился на «Титаник», отложив проект до лучших времен, когда технологии позволят воплотить все задумки. Ждать пришлось почти четверть века, а режиссерское кресло в итоге занял Роберт Родригес, которого после многочисленных сиквелов «Детей шпионов» и «Мачете» уже списали со счетов. А зря — оказалось, что у бывшего соратника Квентина Тарантино вполне хватило пороху, чтобы вдохнуть в дорогой высокотехнологичный проект жизнь и подростковую непосредственность. По сюжету через 500 лет Земля представляет собой огромную свалку, над которой нависает летающий мегаполис — Залем. Но однажды местный киберайболит, доктор Дайсон Идо (Кристоф Вальц) находит на помойке голову девочки-киборга (за телом еще придется побегать), которая оказывается совершенным оружием давно проигранной войны по имени Алита (Роза Салазар). В новом мире ей предстоит обрести друзей, любовь (персонаж Хьюго (Киан Джонсон) чем-то напоминает самого Родригеса), а также встретить заклятых врагов. Кэмерону и сценаристке Лаэте Калогридис удалось удачно подогнать друг к другу несколько довольно громоздких сюжетных арок манги, чтобы получился незамысловатый, но ладно работающий аттракцион с внятным конфликтом. А отработанные еще в «Аватаре» технологии 3D и захвата движения позволили создать объемный и красочный мир с бодрым экшеном и крутой боевой хореографией. Как итог: хорошая касса, которая должна обеспечить продолжение с заявленным Эдвардом Нортоном в роли антагониста.

боевик, приключение, криминальный

Черная фантастика про невозможность ничего исправить даже с помощью машины времени

Юная изобретательница СиДжей (Иден Дункан-Смит), вместе с другом создавшая машину времени, пытается спасти старшего брата, погибшего от полицейской пули, но каждый раз обстоятельства оказываются не на ее стороне. Спродюсированный Спайком Ли полнометражный дебют режиссера Стефона Бристоля на первый взгляд может показаться социально ориентированной интерпретацией научно-фантастической классики «Назад в будущее» (фильм так хочет ей казаться, что в эпизодической роли здесь играет сам Марти Макфлай — Майкл Джей Фокс), но не дайте себя обмануть: куда вернее считать это кино менее увлекательной, но более умной версией «Эффекта бабочки». Картину сложно назвать идеальной: действие развивается мучительно долго, псевдонаучная болтовня вызывает зевоту, а сюжетные допущения кажутся слишком натянутыми.

Однако эстетику и атмосферу бедных черных районов она передает удивительно многогранно: музыка регги и сока (примечательно, что авторы не зацикливаются на стереотипном хип-хопе), семейные походы в церковь, нередко по трагическим поводам, криминал, полицейская жестокость и, как следствие, отчаянные, но мало что меняющие протесты. В отличие от «Эффекта бабочки», где все неприятности главного героя объяснялись чистым детерминизмом, тем, что мир — это игра с нулевой суммой, в которой обязательно должны быть победители и жертвы, «Увидимся вчера» обосновывает свой детерменизм социальными факторами: культом маскулинности и оружия, в котором живут обитатели гетто, и предрассудками белого мира на их счет. В этом фильм похож на magnum opus Спайка Ли «Делай как надо!», также недвусмысленно намекавший на почти полную невозможность выйти из замкнутого круга бедности, преступности и смерти, в котором оказались афроамериканцы. Но если Спайк видел решение в поиске баланса между интеграцией в белое общество и бунтом, то у Бристоля ключом к возможному спасению становится образ темнокожей женщины (неслучайно СиДжей носит футболку с черной супергероиней, а профессор в исполнении Фокса читает книгу писательницы-фантастки Октавии Батлер), и в расовом, и в гендерном дискурсе слишком долго и незаслуженно остававшейся на вторых ролях.

триллер, фантастика, драма

Космический вестерн с богатой флорой

Еще со времен «Звездных войн (а может быть, и раньше) известно, что космос — это идеальный сеттинг для вестерна. И вот, пока Роберт Паттинсон летит к черной дыре в «Высшем обществе», отец с дочкой (Джей Дюпласс и Софи Тэтчер) на какой-то богом забытой планете в «Перспективе» ищут драгоценные камни в пыльных лесах, пока не натыкаются на парочку таких же старателей. Один из них (Педро Паскаль) призывает всех вести себя как профессионалы, но происходит перестрелка, в результате которой в живых останутся только двое. Полнометражный дебют сразу двух режиссеров — Зика Эрла и Кристофера Колдуэлла. Формально это независимый сайфай, но на самом деле — вестерн. Правда, вместо шляп у героев тут скафандры, зато последний фронтир, золото, отчаявшиеся мужчины и смышленая девочка (совсем как в «Железной хватке») на месте. А еще тут есть тщательно проработанная флора и по-настоящему живые персонажи, которые постепенно раскрываются перед нами подобно опасному, но красивому цветку. Ничего не скажешь: перспективный дебют.

боевик, приключение, комедия

МакДжи резвится на территории «Очень странных дел»

Спорный режиссер МакДжи («Ангелы Чарли», «Терминатор: Да придет спаситель») нашел себя в совершенно неожиданном месте — детском кино. После очаровательного пубертатного хоррора «Няня» у него на Netflix вышел новый фильм: сайфай-боевик «Край света» в духе сериала «Очень странные дела» и другой подростковой фантастики из 80-х и 90-х, которую смешно пересмотреть сейчас. Сюжет прост как палка: несколько детей отдыхают в летнем лагере «Рубеж мира», как вдруг с неба падают пришельцы, которые намерены поработить Землю, — и теперь четырем ребятам надо спасти мир. Среди них стеснительный нерд (Джек Гор), афроамериканец на свэге (Бенджамин Флорес-мл.), таинственный паренек (Алессио Скальцотто) и отважная китаянка (Мия Чех из еще одного клона «Stranger Things»). Местами это дико смешно, местами — по-настоящему захватывающе (особенно круто сделана автомобильная погоня). В фильме много киноманских шуточек и летнего вайба, и пусть он к финалу несколько сдувается — это все равно идеальная картина для каникул.

приключение, фэнтези, семейный

Детское фэнтези о маленьких рыцарях с большими проблемами

Один из последних фильмов, выпущенных компаний 20th Century Fox до ее поглощения вездесущей студией Disney. Почти десять лет назад режиссер Джо Корниш выпустил сайфай «Чужие на районе» про британских гопников, спасших Землю от пришельцев (вольным ремейком которого многие посчитали «Притяжение» Федора Бондарчука). На этот раз сразиться с нечистью предстоит детворе во главе с ничем вроде бы не примечательным пареньком Алексом (его сыграл Луис Эшборн Серкис — сын актера Энди Серкиса, до этого уже отметившийся в сериале «Табу»). Убегая от хулиганов, паренек случайно находит на стройке и вытаскивает из камня легендарный меч короля Артура Экскалибур. Теперь ему предстоит набрать новых рыцарей круглого стола и при поддержке лишь молодеющего с веками Мерлина (Ангус Имри, которого периодически подменяет заросший Патрик Стюарт) дать бой злой колдунье Моргане (сильно отретушированная CGI Ребекка Фергюсон), которая намерена устроить на Земле вечную ночь живых мертвецов. Стоит сказать, что российская адаптация названия (в оригинале оно звучит как «Парень, который станет королем») напрочь дискредитирует главную идею фильма — что рыцарем, лидером да и вообще приличным человеком не рождаются, а становятся. Под стать незамысловатой морали из всевозможных жанровых клише «детского фэнтези» собрана и большая часть фильма. Однако есть здесь и проблески жизни — в частности, веселые выходки Мерлина, а также остроумное использование для борьбы с нежитью самых обыденных вещей. Кульминацией этого становится финальная оборона школы в духе «Великолепной семерки» и «Нападения на 13-й участок».

боевик, приключение, фэнтези

Пацанский кинокомикс без тормозов и чувства такта

Браться за экранизацию культового комикса Майка Миньолы, когда после фильмов великого сказочника Гильермо дель Торо минуло только 15 лет, — шаг смелый, если не сказать отчаянный. Впрочем, безрассудства режиссеру Нилу Маршаллу («Псы-воины», «Спуск») всегда было не занимать. Под стать его темпераменту вышел и фильм — никаких изысков, только «мясной» экшен и бойкие панчи. Этому способствует и аскетичный сценарий Эндрю Косби. Он не стал под стать мэтрам придумывать собственную мифологию, а сделал все максимально близко к тексту (и картинкам). В сравнении с персонажем Рона Перлмана, Хеллбой Дэвида Харбора (шерифа из «Очень странных дел») стал куда проще — лишился любовной линии и сложной саморефлексии, а также из ребенка в теле демона превратился скорее в подростка-маргинала, который отчаянно, но лениво ищет себя в жизни. В этот раз с неохотой спасать человечество ему придется от Кровавой королевы Вивьен Нимуэ (Милла Йовович), которой впервые за долгие века удалось подсобраться. Больше всего фильм напоминает видеоигру, где яростные бои с разнообразной нечистью периодически прерываются сюжетными кат-сценами, чтобы пальцы успели отдохнуть. Вот только обычные 15 часов прохождения здесь втиснуты в два. Из-за этого легко потерять нить повествования, а сюжет вылетает из головы через десять минут после просмотра. Зато остается много классно поставленного экшена и с фантазией придуманные (хоть и не дель-торровские) монстры. Маловато, чтобы стать классикой, но вполне достаточно для веселого вечера.

триллер, фантастика, драма

Классная инди-фантастика про людей со сверхспособностями

Отец (Эмиль Хирш) живет с семилетней дочерью Хлоей (Лекси Колкер) в заброшенном доме и готовит ее для жизни в новой семье, где у девочки наконец будет мама. Между тем ребенка тянет на улицу попробовать мороженое, ведь мороженщик (Брюс Дерн) так заразительно зазывает ребятню. Когда же девочка покинет пределы дома, мы поймем, что все не то, чем кажется, а потом еще раз, и еще раз, и еще раз. «Иные», поставленные амбициозным дуэтом Заком Липовским и Адамом Б.Стейном, из тех фильмов, про которые лучше ничего не знать, но поскольку это описание не может состоять из одних только междометий, осторожно заметим, что эта картина выглядит как сериал «Герои», только переснятый Шьямаланом. Причем режиссеры решили отказаться от переворачивающего все с ног на голову шьямалановского третьего акта, а сразу поместить зрителей в контекст, в котором ничего непонятно. Первые минут сорок, когда действие переминается с ноги на ногу, пожалуй, лучшие в фильме. Но и последний час, когда начинается весь экшен, тоже ничего. В общем, это гораздо лучше того дурного сайфая, который Netflix выпускает на потоке и который еще можно посмотреть на большом экране.

триллер, фантастика, драма

Вольная фантазия австрийки Джессики Хауснер на тему «Похитителей тел»

Воспитывающая сына одна ученая Элис (Эмили Бичем) работает над созданием растения, которое всех сделает счастливыми, однако генно-модифицированные кустики начинают менять личности людей, совсем как пришельцы во «Вторжении похитителей тел». Как и бразильская «Божественная любовь», «Малыш Джо» — ярчайший представитель фантастики, пережившей серьезную «чернозеркализацию» жанра. Теперь, чтобы снимать сайфай, не нужны космолеты, далекие миры и астрономические бюджеты, достаточно запереться в лаборатории, чтобы поговорить о разрушительной человеческой природе. Британка Бичем (лучшая женская роль Канн-2019) блистательно играет доктора, который хочет как лучше, — но режиссерка фильма, австрийка Джессика Хауснер знает, что получится даже хуже обычного. Хауснер не впервой ставить этой планете ноль (гляньте хотя бы ее мощнейший антиклерикальный «Лурд»). В «Малыше Джо» она препарирует общество, которое панически боится депрессии, мать, которую делает выбор между сыном и работой, и людей, страдающих синдромом Капгра (это когда человек думает, что его близкого кто-то подменил). В итоге у нее получается умное, снятое во всех оттенках зеленого, социальное предостережение, которое лучше не пропускать мимо ушей.

триллер, фантастика, драма

Австралийский фантастический триллер про андроида Медею

В мире царит постапокалипсис, а в обустроенном под такие эсхатолические обстоятельства бункере девочку-подростка (Клара Ругорд) воспитывает искусственный интеллект в облике робота (и с голосом Роуз Берн), пока эту сомнительную идиллию не рушит женщина с пулевым ранением (Хилари Суонк), пришедшая из внешнего мира, который считался безжизненным. У героев нет имен, только прозвища — Мать, Дочь, Женщина, — а сюжет похож на притчу, но не тревожьтесь: несмотря на ложную многозначительность и страсть к архетипам, этот сумрачный сайфай поставил не Андрей Звягинцев, а австралийский дебютант Грант Спьютор, который решил переснять «Бегущего по лезвию» и «Терминатора» в актуальной фем-повестке. Стоит сразу сказать, что в его вселенной нет мужчин (а тот, что появляется на несколько минут, — чернокожий младенец), поэтому отношения между собой приходится выяснять женщинам, причем одна из них — андроид. Для создания напряжения большая часть действия происходит в клаустрофобическом бункере, однако для развития сюжета героям все же придется его покинуть. И что же они там увидят? Выжженная земля, грозовые облака, из растений только кукуруза — не таким хотелось бы видеть мир будущего, но режиссер решает разыграть свою античную трагедию в максимально суровых и боевых условиях. К слову, на античный лад тут настраивает циклопический вид роботов, а на миф о Медее — подсобке-крематории, в которой Мать таит свои постыдные секреты. Надо заметить, что в самой идее разыграть «Медею» с роботами нет ничего постыдного. Постыдно левой ногой написать сценарий. Собственно, сценарий — самая слабая сторона этой дерзкой, амбициозной, но не очень складной картины. Тут есть какие-то свои занятные мысли, однако у авторов не получилось их оформить во что-то внятное. В итоге фильм как будто бы смотрит на мир одним глазом, а это, к сожалению, несколько сужает обзор.

триллер, фантастика

Российский постапокалипсис про оборону Москвы от зомби

После кассового успеха «Гоголя» продюсеры Валерий Федорович, Евгений Никишов и телеканал «ТВ-3» решил бросить режиссера Егора Баранова на один из самых дорогих и амбициозных проектов года — русский сайфай про кольцо таинственных врагов, сжимающееся вокруг отечества. Изначально «Аванпост» должен был состоять из двух фильмов, но в процессе работы пришлось менять планы и втискивать сценарий Ильи Куликова («Чернобыль: Зона отчуждения») в 2,5 часа. По сюжету в недалеком будущем большая часть Земли внезапно погрузилась во мрак. Связь пропала со странами и целыми континентами, кроме небольшого «круга жизни» — Центральной части России и Восточной Европы. На границах карантинной зоны пришлось наскоро соорудить несколько аванпостов, бойцы которых вскоре выяснят, что люди и животные там не погибли, а превратились в зомби, подчиняющиеся воле существ явно внеземного происхождения. В центре истории в основном военные — в частности, двое друзей-десантников — Олег (Алексей Чадов) и бывший таксист Юра (Петр Федоров), которых на войну привели очень разные устремления и судьбы. Конфликт между ними, а также борьба землян за независимость и свободу воли образуют хребет фильма, на который создатели картины взвалили, кажется, совершенно непосильный груз. Попытка склеить стройную и захватывающую историю из кусочков, косплеющих «Обитель зла», «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», «Бегущего по лезвию 2049», «Прометея» и, разумеется, «Звездный десант» не слишком удалась — фильм вышел достаточно сумбурным. Зато по части экшена лента Баранова даст сто очков вперед всем отечественным картинам: бои в «Аванпосте» быстрые, грязные и злые, сделанные без лишнего пафоса, натужного слоумо и с отдачей в плечо.

боевик, фантастика, драма

Масштабный и пафосный «Армагеддон» по-китайски

«Блуждающая Земля» стал фактически первым сайфаем такого серьезного уровня для Поднебесной, где под фантастикой в основном понимают уся-фэнтези. При солидном бюджете фильм Франта Гво собрал на родине 700 миллионов долларов и вошел в тройку самых успешных картин в истории страны. При этом на этапе производства проект едва не закрыли из-за финансовых проблем — спас кино исполнитель главной роли Джеки Ву (он же Ву Цзин), отказавшись от гонорара и вложивший в «Блуждающую Землю» свои деньги. В основу картины лег одноименный роман известного китайского фантаста Лю Цысиня, а ее сюжет строится вокруг того, что в недалеком будущем Солнце начинает превращаться в Красного гиганта. Чтобы выжить, человечеству приходится собирать чемоданы и бежать в другую систему, причем на собственной планете. Для этого на поверхности Земли строят тысячи орбитальных двигателей, под которыми располагаются подземные города, где остаткам человечества предстоит провести две с половиной тысячи лет. Однако на орбите Юпитера, за счет гравитации которого хотели разогнать планету, система дает сбой, и Земле вновь грозит гибель. За счет неплохой литературной основы, научных консультантов и сотрудничества с крупными промышленниками, разработавшими дизайн техники и экзоскелетов, все это выглядит довольно убедительно и действительно поражает масштабами. А традиционный для всенародного китайского кино избыток пафоса и героики здесь смотрится как никогда уместно и почти не раздражает. Так что эту олдскульную фантастику можно смело порекомендовать всем, кто страдает от излишней «чернозеркализации» жанра.