Москва

12 фильмов про женщин-киборгов: от домохозяйки до воительницы

Роботы продолжают наступать. На HBO (в России — в «Амедиатеке») идет сериал «Мир Дикого Запада», на «Кинопоиске HD» — «Проект «Анна Николаевна»; главными их героями являются женщины-киборги. По этому случаю «Афиша» вспомнила дюжину фильмов, которые представили миру кибернетических женщин в самых разных ипостасях: от самоотверженных воинов и возмутителей спокойствия до прилежных домохозяек и ранимых подростков.
Тимур Алиев
20 апреля 2020

триллер, фантастика

Фриц Ланг про мир будущего

Один из величайших немых фильмов в истории кино, «Метрополис» Фрица Ланга и по сей день остается источником вдохновения для современных научно-фантастических антиутопий. Сюжет строится вокруг города будущего, поделенного на две части. Под землей рабочие и цеха с машинами, в верхнем городе — сады развлечений и богатые кварталы. Дикое социальное расслоение в итоге становится камнем преткновения для дальнейшего беззаботного сосуществования местного социума.

Бригитта Хельм воплотила на экране Марию — девушку из Нижнего Города, в которую влюбляется сын правителя Верхнего Города Фредер (Густав Фрелих). Позднее внешность Марии будет скопирована, чтобы на свет появилась первая женщина-киборг в кинематографе, цель которой погубить Верхний Город и его градоначальника. Костюм лже-Марии изготовили из специального пластика, чтобы он очень быстро затвердевал на воздухе. Его форма в точности повторяет очертания тела Бригитты Хельм, которой пришлось ради этого лежать в специальной гипсовой форме. В женском образе 1920-х годов балом правит эротизм: в кадре то и дело мелькают просвечивающие наряды и подчеркнутый силуэт груди Марии.

боевик, приключение, фантастика

«Степфордские жены» встречают «Мир Дикого Запада»

По сюжету фантастического боевика Стива Де Джарнатта действие происходит в 2017 году. Институт семьи полностью деформирован: женщины заинтересованы лишь в финансовой обеспеченности супругов и строят отношения по контракту. В таких условиях многие мужчины выбирают домашних жен-андроидов. У главного героя Сэма (Дэвид Эндрюс) есть вот такая любимая супруга-киборг, но вот беда: она сломалась. Он обращается за помощью к наемнице Э.Джонсон (Мелани Гриффит), чтобы найти в точности такую же модель андроида, как и его супруга, чтобы загрузить в нее ее память и зажить счастливо.

Роль андроида Черри 2000 в фильме исполнила актриса Памела Гидли (Тереза Бэнкс из «Твин Пикс: Сквозь огонь»). В кадре ее не то чтобы много — в большей степени Джарнатт концентрируется на взаимоотношениях Сэма и Э.Джонсон. Девушка появляется лишь в начале фильма и в финале картины, а также во флешбеках Сэма, из которых можно сделать вывод, что герой по-настоящему влюблен в свою жену-киборга. Неудивительно, что ради сломавшейся супруги Сэм отправляется в рискованное путешествие к черту на кулички, которое, впрочем, изменит его.

боевик, фантастика

Видеосалонный боевик с Жан-Клодом Ван Даммом в роли спасителя роботизированной девушки

Фантастический боевик гавайца Альберта Пюна (наснимавшего в свое время очень много картин про киборгов и продолжающего это делать до сих пор) рассказывает историю Перл Профет (Дейл Хэддон) — женщины-киборга, которая должна доставить из Нью-Йорка противоядие от опасной чумы, уничтожившей половину человечества, в секретную лабораторию, расположенную в Атланте. В путешествии отважного киборга сопровождает немногословный проводник Гибсон Рикенбакер (Жан-Клод Ван Дамм, лишь год назад, в 1988-м, блеснувший в боевике «Кровавый спорт»). Пюн не особо раскрывает кибернетическую составляющую главной героини. Занятно, что на опасную миссию, из убежища, в котором обитают взрослые вооруженные мужчины, отправляют киборга-девушку и дают ей в помощь всего одного сопровождающего. Персонаж Хэддон ведет себя в кадре словно предмет мебели. Более того, ее сюжетная арка меркнет на фоне истории Рикенбакера в исполнении Ван Дамма (что с ним только ни произойдет — его даже распнут, как Арнольда Шварценегерра в «Конане-варваре»). Киборг у Пюна — исключительно функциональная единица, с тем же успехом это мог бы быть и мужчина.

мультфильм, боевик, фантастика, аниме

Аниме про девочку-киборга, не хуже «Призрака в доспехах»

Вышедший в середине 90-х японский мини-сериал «Армитаж-3», состоящий из четырех серий (есть, впрочем, и полуторачасовая OVA «Армитаж: Полиматрица»), переносит зрителя в далекий 2046-й. Мечты Илона Маска осуществились — Марс колонизирован и заселен людьми и человекоподобными роботами (киборгами второго поколения), которые запрещены на Земле. На Красную планету отправляется Росс Силибас, детектив из полиции Чикаго. Вместе с эксцентричной полицейской Наоми Армитаж Росс ловит серийного убийцу женщин-киборгов третьего поколения, имеющих органическое тело и способных к размножению...

В этом не очень известном клоне «Призрака в доспехах» режиссер Хироюки Оти заходит на территорию «Мира Запада» и «Бегущего по лезвию». Но если у того же Майкла Крайтона у ИИ проявлялось только собственное сознание, то у Оти киборги третьего типа, внешне неотличимые от людей, еще имеют и репродуктивную функцию, так что в конечном счете могут теоретически полностью заменить человечество. В центре истории — не столько образ женщины-киборга, коим является Армитаж, сколько в целом взаимоотношение человека и андроида, а также андроидов разных поколений и детей-андроидов со своим родителями (см. сиквел «Армитаж: Двойная матрица»).

фантастика

Триллер Жан-Пьера Жене с клонированной Сигурни Уивер

История знаменитой франшизы продолжилась спустя 200 лет после событий, произошедших на планете-тюрьме. Группа ученых решает возвратить к жизни Эллен Рипли (вернувшаяся к роли спустя почти 20 лет Сигурни Уивер) с помощью клонирования, чтобы заполучить детеныша инопланетного монстра из королевы чужих. Вскоре на свет появляется помесь кровожадного пришельца и человека. Сражаться с ним предстоит команде пиратов (предтече наемников из «Светлячка», сценарий фильма писал Джосс Уидон), в состав которой входит Аннали Колл (Вайнона Райдер). Как выяснится позже, Колл — андроид последнего поколения. Большую часть фильма героиня прикидывается человеком с целью подобраться к клону Рипли и убить его до появления королевы чужих. Режиссер Жан-Пьер Жене делает из персонажа Райдер крайне живого андроида: в одном из эпизодов героиня Уивер даже шутит, что «люди не бывают такими человечными».

комедия

Ретрокомедия Фрэнка Оза про мужчин, заменивших своих жен на киборгов

Ремейк фильма 1975 года Брайана Форбса выстроен примерно по той же схеме, что и оригинал, только в более современных реалиях и с несколько смещенными акцентами. Джоанна Эберхарт (сногсшибательная Николь Кидман) переезжает с мужем Уолтером (Мэттью Бродерик) в городок Степфорд, штат Коннектикут, чтобы побыть в тишине и гармонии с собой после нервного срыва на работе. Вместе с новой подругой Бобби (Бетт Мидлер) она замечает, что в окружающей идеальной атмосфере царит что-то странное. Местные домохозяйки как на подбор ухоженные, приветливые и чертовски подозрительные. Фильм — гипертрофированное олицетворение мечтаний патриархального общества, в котором жены выполняют функцию вечно преданных и послушных созданий. Точнее, не жены, а их роботоподобные копии. Как и в романе Айры Левина, экранизацией которого являются обе картины, образ «идеальной» женщины связан с домашним хозяйством. Недаром все степфордские жены заняты исключительно этим: Шармейн Уимперис, подруга Джоанны и Бобби, забрасывает свое увлечение теннисом и становится типичной домохозяйкой, как и остальные жительницы городка.

боевик, ромком

Японская фантастическая мелодрама

Не обошла роботизация женщин и японский кинематограф. Так, в картине «Моя девушка — киборг» Квак Чжэ Ен приглашает женщину-киборга в путешествие сквозь пространство и время. Главный герой ленты — самый обычный студент по имени Дзиро (Кэйсукэ Койдэ), отмечающий 20-летие в одиночестве. Купив себе подарок, парень неожиданно знакомится с милой девушкой (Харука Аясэ), очаровавшись ее красотой. Впоследствии таинственная леди перевернет жизнь Дзиро с ног на голову. Квак Чжэ Ен переиначивает «Терминатора», трансформируя блокбастер в трогательную мелодраму о любви и внутреннем одиночестве. На экране мы видим, как бездушный робот мало-помалу обретает человеческие черты и в какой-то степени, можно сказать, учится чувствовать. Образ девушки, которую создает Дзиро из будущего, менее сексуализирован, нежели женщины в вышеупомянутых лентах.

фэнтези, драма

Испанская фантастическая мелодрама про девочку-робота

Погружает зрителей в кибернетическое будущее и испанец Кике Маильо. В фильме «Ева: Искусственный разум» режиссер идет по стопам одноименного фильма Стивена Спилберга. Действие разворачивается в 2041-м, на факультете робототехники Алекс (Даниель Брюль), специалист по программированию эмоционального поведения роботов, работает над новой моделью робота-ребенка. Прототипом для нового андроида становится Ева (Клаудия Вега) — дочь Ланы и Дэвида, брата Алекса. Для Маильо главным лейтмотивом становится поиск ответа на вопрос, имеет ли робот право на обретение личности. Образ Евы, которую воплотила на экране юная Клаудия Вега, — не в центре внимания, хоть и привлекает его. Девочка умна не по годам, а также всегда блещет весельем и остроумием. Робот, созданный на основе реакций Евы на окружающий мир, поначалу выглядит таким же непосредственным «ребенком». За пять лет до премьеры сериала «Мир Дикого Запада» Кике Маильо сродни персонажу Энтони Хопкинса играет в бога, подменяя живого человека андроидом и наблюдая за тем, что произойдет.

триллер, фантастика, драма

Режиссерский дебют писателя Алекса Гарленда — сай-фай про искусственный интеллект

Британский писатель и режиссер Алекс Гарленд дебютировал в 2014 году с фантастическим триллером «Из машины», сюжет которого сфокусирован на философском различии между человеком и искусственным интеллектом. Миллиардер Нейтан (Оскар Айзек) приглашает талантливого программиста Калеба (Доналл Глисон, новая звезда) провести неделю в небольшом доме в горах для одного исследования. Приехав на место, Калеб знакомится с первым в мире искусственным интеллектом: ему предстоит провести эксперимент на основе теста Тьюринга. Но все идет не по плану.

В образе очаровательного ИИ по имени Ава — Алисия Викандер. Ее манипуляции полностью доказывают, что она в состоянии не только принимать входящую информацию, как элементарный компьютер, но и осознавать ее, и чувствовать. ИИ по Гарленду — коварная женщина, искусно использующая различные хитрости и премудрости, чтобы прорубить себе путь к свободе прямо через труп собственного создателя (никаких законов робототехники во вселенной Гарленда, очевидно, не существует). Возможно, подобные технологии когда-нибудь в будущем вполне могут уничтожить мир, каким мы его знаем.

боевик, приключение, комедия

Парень в суперснаряжении и на велосипеде влюбляется в андроида

Зачастую роботизированные персонажи связаны с постапокалиптическим миром. Авторы канадско-новозеландского комедийного боевика «Турбо пацан», выросшего из короткометражки «Т значит Турбо» и вышедшего в 2015 году, сдвинули постапокалипсис на конец 1990-х. Повествование разворачивается на фоне пустошей, которые заполнили Землю после глобального кризиса. Главной ценностью в этом мире является питьевая вода. В объективе зрительского внимания — подросток на велосипеде (Манро Чамберс), живущий в бункере под управлением деспотичного верзилы Зевса (Майкл Айронсайд), наводящего ужас на местных.

Однажды парень знакомится со странной девушкой по имени Эппл (Лоранс Лебеф), агрессивно навязывающей себя в качестве друга. Дальнейшие приключения героев представляют собой синтез «Пипца» и «Безумного Макса» (журнал Entertainment Weekly так и охарактеризовал фильм: «Mad Max on a BMX») с поправкой на кибернетику. Эппл, как станет известно позже, оказывается роботом, но добрым. Небольшой бюджет картины сказался на тривиальных визуальных эффектах, однако «Турбопацан» цепляет скорее атмосферой легкости и безумия, сдобренной подростковой романтикой и отвагой. Андроид Эппл — возможно, больше человек, чем некоторые из нас. Ее храбрости и самоотверженности позавидовал бы и Уилльям Уоллес из «Храброго сердца».

боевик, приключение, фантастика, мелодрама

Многострадальная экранизация манги с большими глазами

Вспоминая женщин-андроидов, нельзя пройти мимо долгостроя Джеймса Кэмерона и Роберта Родригеса, который увидел свет в прошлом году. «Алита: Боевой ангел» — экранизация японской манги «Gunnm» Юкито Кисиро (в США вышла под названием «Battle Angel Alita»). И автор первоисточника, и кинематографисты, очевидно, вдохновлялись упомянутым выше «Метрополисом». Здесь тоже есть свой рай и ад — летающий город Залем и Нижний Мир, в котором живут бедняки и отбросы. Среди горы мусора доктор Идо (Кристоф Вальц) находит останки девочки-андроида. Мужчина относит их в свою мастерскую и чинит; девушка оживает, но не может ничего вспомнить. Кроме разве что навыков боевых искусств, которые не раз спасут и ее, и Идо от большого количества врагов.

Благодаря технологиям захвата движения, Роза Салазар в роли Алиты — персонаж анимированный, но движения его максимально человечны. Если бы не отрывающиеся конечности, то и дело мелькающие на экране, представить, что перед нами киборг, сотканный из разных деталей, было бы затруднительно. Поначалу, конечно, ее гигантским анимешным глазам (своеобразная дань первоисточнику) лишь умиляешься, а после первой же схватки восторгаешься храбростью и навыкам, которые, к счастью, сработали в нужный момент. Для Кэмерона и Родригеса Алита в первую очередь воин, который вот-вот встанет на защиту униженных и угнетенных.

боевик, приключение, фантастика

Очищение огнем: Джеймс Кэмерон перезапускает многострадальную франшизу

Старый добрый «Терминатор» в новой упаковке: в продюсерах — Джеймс Кэмерон, в кресле режиссера — Тим Миллер («Дэдпул»). Новый фильм про старину Арни в образе Т-800, на сей раз стареющего, позиционировался как продолжение «Судного дня». Все остальные фильмы серии объявили не каноном. История изменилась: в 1998 году появившийся на пляже Т-800 убил Джона Коннора. Через 22 года новый терминатор (Гэбриел Луна), подозрительно напоминающий жидкометаллического из сиквела, появляется с целью убить некую Дани Рамос (Наталия Рейс). Помешать ему намерены прилетевшая из будущего солдат Сопротивления, кибернетизированная девушка Грейс (Макензи Дэвис), и Сара Коннор (Линда Гамильтон).

На экране сразу три сильные женщины сражаются против общего врага. При этом Миллер как таковых перекосов в сторону, так сказать, навязчивого феминизма не допускает. Хотя мужские персонажи в «Темных судьбах» и остаются в тени женских: Джон Коннор умирает, Арнольд Шварценеггер уже не тот, да и Гэбриел Луна двух слов связать не может. Грейс, которую потрепала война с искусственным интеллектом «Легионом» в будущем, чем-то напоминает персонажа Вайноны Райдер из упомянутого выше четвертого «Чужого»: в ней чувствуется та же смесь энергии и рвения.