Фильм

Фильм Достать ножи

Knives Out, США, 2019

Выбор «Афиши»
7.6
7.9
1/13

Запутанный детектив с большим количеством голливудских звезд — от режиссера «Петли времени» и «Последних джедаев»

Патриарх большого семейства Харлан Тромби (Кристофер Пламмер) умирает на свой день рождения в окружении родственников. Расследовать его убийство берется эксцентричный детектив Бенуа Блан (Дэниел Крейг). Это не «Загадочное убийство» с Адамом Сэндлером и Дженнифер Энистон, а настоящий детектив, хоть и не лишенный иронии, как в «Ужине с убийством» с Питером Фальком. Режиссер Райан Джонсон до этого деконструировал нуар в «Кирпиче» и издевался над «Звездными войнами». Ну что ж, настало время взяться и за «Десять негритят» Агаты Кристи (кстати, название фильму дала песня группы Radiohead).

СтранаСША
Продолжительность2 часа 10 минут
Дата выхода7 сентября 2019
Дата выхода в России28 ноября 2019
Возрастное ограничение16+

Самые ожидаемые события

Снимать кино Райана Джонсона вдохновила «Энни Холл» Вуди Аллена — фильм, нарушивший многие правила сюжетостроения. К слову, картины Джонсона тоже не вписываются в привычные рамки: режиссер много экспериментирует с формой, будь то школьный нуар «Кирпич», косящая под Уэса Андерсона мошенническая трагикомедия «Братья Блум», олдскульная фантастика «Петля времени» или сериал «Во все тяжкие», в котором Райан поставил самую формалистскую серию «Муха». В «Breaking Bad» Джонсон также отметился эпизодом «Озимандия», считающимся одним из лучших на ТВ. Неудивительно, что после всего этого режиссера позвали ставить восьмой эпизод «Звездных войн», к которому он самолично написал сценарий. Критики высоко оценили его креативный подход в «Последних джедаях», а продюсер франшизы Кэтлин Кеннеди предложила Райану снять еще три фильма из вселенной «Star Wars». Примечательно, что Джонсон известен не только как режиссер, но и как фолк-певец и игрок на банджо. Вместе с кузеном Нейтаном, который написал музыку почти ко всем фильмам Райана, у него есть фолк-дуэт под названием «Консервы».

Рецензия «Афиши» на фильм «Достать ножи»

5

Агата Кристи в стране Трампа

В особняке в Массачусетсе после семейного торжества в честь 85-летия Харлана Тромби (Кристофер Пламмер) именинника находят мертвым. Кажется, он перерезал себе шею — самоубийство экстравагантное, но покойный был прославленным автором детективов, так что почему нет. Впрочем, на всякий случай полицейские (Лейкит Стэнфилд и Ноа Сиган) опрашивают всех, находившихся в тот вечер в доме. Ассистирует им — точнее, они ему — вкрадчивый мужчина по имени Бенуа Бланк (Дэниел Крейг), частный сыщик, удостоившийся персонального портрета в «Нью-Йоркере».

Жилище Харлана Тромби тщательно имитирует аристократическое поместье на исторической родине: снаружи — башенки и живописно запущенные лужайки, по которым бегают хозяйские собаки, внутри — такая концентрация ковров, хрусталя, портретов, дубовых панелей, золотых тиснений и прочего, словно здесь стошнило гигантскую антикварную лавку (к теме тошноты мы еще вернемся). С одной стороны, это иронический комментарий к вкусу хозяина-детективщика — в гостиной еще находится диковинный иконостас из ножей, на фоне которого часто позируют герои. С другой, режиссер Райан Джонсон («Кирпич», «Петля времени», восьмые «Звездные войны») таким образом с первых же кадров поясняет жанр фильма: английский детектив, перенесенный в Новую Англию и по пути во многом превратившийся в самопародию.

Как положено, в трагический день в доме было множество гостей, и едва ли не у каждого был скрытый мотив убить хозяина — если речь, разумеется, все же идет об убийстве. По традиции пышных фильмов о Пуаро и мисс Марпл, в кадре вереница знакомых лиц. Джейми Ли Кертис играет старшую дочь Харлана, бизнесвумен, Дон Джонсон — ее скользкого мужа, Крис Эванс — их никчемного, по общему мнению, сына, Майкл Шеннон — сына Харлана, ведущего дела в его издательской империи, Тони Коллетт — невестку, инстаграм-гуру косметики. Следующее поколение представляют прогрессивная студентка (Кэтрин Лэнгфорд) и правый интернет-тролль (Джейден Мартелл). Наконец, есть прислуга, хотя это слово теперь стараются не употреблять; там особенно стоит отметить Марту (Ана де Армас), молодую сиделку откуда‑то из Латинской Америки (никто из Тромби не знает точно, откуда), которая быстро оказывается в центре расследования. Ах да, еще же есть мама Харлана (Ки Каллан) — ровесница Йоды, видимо, — о которой все вечно забывают.

Псевдовикторианский фасад выглядит настолько привлекательно, что первый час можно просто радостно прохлопать глазами. Впрочем, популярность «Ножей» среди критиков и первых зрителей показывает, что и все два часа. Что здесь в принципе может не понравиться? Агата Кристи-лайт. Любимые артисты (больше других паясничает Крейг в твидовом пиджаке и со странным акцентом). Бонд и Капитан Америка в одном кадре. Кожаные сиденья, приятная музыка. Одна отличная, действительно, идея — героиня детектива, у которой психосоматический недуг: когда она говорит или слышит заведомую неправду, ее рвет.

Кому‑то этого будет достаточно — и слава богу. Но по-хорошему «Ножи» уступают не только классическим кинодетективам, но и популярным в 70–80-е пародиям, на которые режиссер, очевидно, и ориентировался — вроде «Ужина с убийством» (с эффектным камео Трумена Капоте) или «Улики». Пусть и странно было бы требовать от Джонсона, который сам с нуля написал сценарий, выдумки на уровне Кристи, интрига «Ножей» попросту недостаточно остроумна. Мы не можем развить это замечание, но финальная часть фильма разочаровывает: поворотов много, однако в них нет никакой элегантности. Разгадка, которую на нас вываливают так торопливо, словно иначе она расползется по логическим швам (что весьма вероятно), одновременно слишком многословна и слишком тривиальна: прислушайтесь к ахам в зале — их не будет.

Вместо того чтобы разложить цепочку непонятных событий, которые в конце вдруг объяснятся единственным рациональным образом, или переводить подозрения между персонажами, Джонсон просто, не торопясь, открывает одну свою карту за другой, пока они не кончатся — как в обыкновенном триллере. При этом подлинное напряжение появляется тут довольно редко. По мелочам многое сделано неаккуратно (допустим, почему почти на весь фильм забывают про домработницу? или зачем вообще в фильме появляется жена Уолта?). А правда характеров полностью подменена политикой. Какая разница, кто именно окажется виноват, если богатые белые виновны априори, а бедная иммигрантка — наоборот. Убийца — Трамп. Допустим, но тогда это дело даже не на трубку, а максимум на затяжку.

27 ноября 2019
9

Стильный, классный, виртуозно сделанный фильм. Вот всё сошлось: и звездный состав, и захватывающий сюжет, и перевод с озвучкой, как это не удивительно, превосходные. 👍👍👍

24 ноября 2019
9

Всем советую посмотреть. Оставил очень хорошее впечатление. У американских фильмов сейчас три линии: тупые боевики, заунылые мелодраммы и пошлые комедии. Но этот фильм ни на что не похож. Там и классный юмор, мнтригующий сюжет, обалденные персонажи, каждый из которых раскрывается по ходу фильма и не осталвяет недосказанностей.

29 ноября 2019
9

Потрясающий классический детектив в стиле Агаты Кристи. Безумно интересно, интригующи. Рекомендую.

29 ноября 2019
9

Если хотите посмотреть легкий, но при этом безумно интересный фильм с хорошим актерским составом, задумкой и озвучкой, то вам точно сюда)

30 ноября 2019
9

Крутой детектив. Смотрится на одном дыхании. До самого конца держит в напряжении.

30 ноября 2019
Все отзывы
Материалы о «Достать ножи»
18 комедийных детективов
18
комедийных детективов
18 комедийных детективов
Лучшие триллеры 2019 года
Лучшие триллеры 2019 года
Лучшие триллеры 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Кинопремьеры недели: «Достать ножи», «Большая поэзия», «Холодное сердце-2» и «Атлантика»
Кинопремьеры недели: «Достать ножи», «Большая поэзия», «Холодное сердце-2» и «Атлантика»
Кинопремьеры недели: «Достать ножи», «Большая поэзия», «Холодное сердце-2» и «Атлантика»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость