Киноафиша Москвы

Фильм «Черная книга»

Zwartboek (2006, Германия, Великобритания, Бельгия, Нидерланды)

7.1
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Черная книга (англ.)

Смотреть трейлер

На исходе войны гаагские антифашисты засылают еврейскую девушку в постель к шефу гестапо

На исходе войны гаагские антифашисты засылают еврейскую девушку в постель к шефу гестапо. Превосходный камбэк пять лет не снимавшего Верхувена.

Актеры

Режиссер фильма «Черная книга»

80 лет Фильмов: 16

Снимал в Голландии эротические мелодрамы с Рутгером Хауэром, но после перебрался в Голливуд, где не изменил себе: там он тоже (и, что важно, успешно) продолжил играть на грани фола. Поставил кровавый экшен «Робокоп», головоломный сайфай «Вспомнить все», порнографический триллер «Основной инстинкт». Однако со временем творческий метод Верхувена («поиметь Голливуд его же методами») вышел ему боком, когда он в «Шоугелз» покусился на самое святое — американскую мечту. Критики не простили этому едкому социальному сатирику издевательского парафраза «Все о Еве», кино собрало крохи (и культовый статус обрело лишь с годами), а Верхувен стал единственным, кажется, режиссером, который пришел на антипремию «Золотая малина», чтобы забрать приз: «Мне дали семь статуэток, а я все равно счастлив: это оказалось гораздо лучше, чем читать сентябрьские рецензии [на мой фильм]». Впрочем, прежде чем вернуться на родину, «летучий голландец» успел снять в Голливуде еще две картины: блистательный и не менее издевательский агитпроп «Звездный десант» (который он называет самым дорогим артхаусом в истории кино) и провального «Невидимку». Несмотря на то, что сейчас Верхувен ставит реже, чем хотелось бы, его критическое жало с годами не затупилось, а чутье никуда не делось: он открыл Карис ван Хаутен в «Черной книге» и с помощью Изабель Юппер показал все европейские фобии в «Она».

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
540
оценок:
503
рейтинг:
5198
9

Весной 1944-го в пока еще надежно удерживаемой немцами Голландии, на чердаке у беззлобных, но нудных селян-антисемитов, прячется прехорошенькая Рахиль Штайн (Карис ван Хаутен), беглая кабаретная певичка с кожей пломбирной белизны и крайне рискованными, учитывая обстановку, иудейскими кудрями. Впрочем, прячется — не совсем то слово. Девушка дразнит голыми коленками оккупационную пехоту на марше, поет по-английски под граммофон, строит глазки мужчине под парусом и в целом отказывается считать мировую войну серьезной помехой хорошему настроению. За следующие два часа экранного времени она потеряет семью, встретит лбом пулю, перекрасится в блондинку, выправит аусвайс на имя Алисы-Элис, будет заслана подпольем в постель к шефу гаагского гестапо Мюнце (Себастьян Кох), влюбится в него, прослывет нацистской подстилкой — и так далее, по такой самоубийственной спирали, что чем дальше, тем непонятнее, как в принципе этот сумасшедший жизненный путь может сомкнуться с открывающим фильм идиллическим прологом из 50-х годов, где абсолютно невредимая, повзрослевшая, смуглая от палестинского солнца девица Штайн оказывается замужней учительницей начальных классов в кибуце имени себя.

«Черная книга», написанная в связке с Герардом Сутеманом (соавтор всех голландских вещей Верхувена), не то что смотрится — она два с половиной часа работает по залу с неотвратимой убедительностью станкового пулемета. Шпионский боевик c головокружительным каскадом предательств и подстав без предупреждения оборачивается тут нацистским кабаре, обесцвеченный перекисью девичий лобок дает повод к энергичной дискуссии о еврейском вопросе, а единственным приличным человеком на всю Гаагу по итогам оказывается штандартенфюрер СС. Абсолютная беспардонность и злой, саркастический склад ума — золотая комбинация, много лет выручавшая Верхувена в схватке с голливудской системой, — при отсутствии студийной цензуры и вовсе действуют как оружие массового поражения.

Притом что еврейский вопрос, спорные моменты истории датского Сопротивления, сатирические коннотации с сегодняшним днем (скажем, гестаповцы называют свою деятельность не иначе как борьбой с терроризмом) — все это тут дело десятое. Как, собственно, и пресловутый черный ежедневник, который вроде как ключ к разгадке детективной интриги, но, по правде, завались он в середине фильма за комод, никто бы особо не расстроился. Фильм Верхувена имеет, в сущности, одну цель — это политый кровью, разрисованный свастиками и засыпанный стреляными гильзами пьедестал для очень специфического женского идеала, который голландец выдумал в самом начале своего творческого пути и последовательно воспевал в своих лучших работах — от «Кити-вертихвостки» (где также важную роль играло обесцвечивание волос) до «Шоу-герлз» и «Основного инстинкта». Физиологичный донельзя, предельно бессовестный и абсолютно честный одновременно, он неотвратим, как выставленный в лицо оккупанту бюст замечательной артистки ван Хаутен, как ее решительное «Я ему дам — но это ради Родины», как полплитки английского шоколада, неопрятно засунутые девушкой в рот за секунду до неминуемой гибели. Встречаясь с этим верхувеновским идеалом, всякий раз погружаешься в несколько трансцендентальное состояние: похожее чувство бывает, если перед тобой без предупреждения вдруг сняли лифчик. Что-то в такой ситуации возразить, да и просто сказать по этому поводу что-то осмысленное, трудно — да, наверное, не так уж и необходимо.

20
0
...
19 января 2007

Лучшие отзывы о фильме «Черная книга»

Фото Алена
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
1

Народ, вы о чем?!!! Отличное кино????!!!!!!!! Опомнитесь! По-моему, это полная шляпа...ни с одним из достойных фильмов о войне не сравнится. До смешного предсказуемый сюжет (ну конечно за исключением нелепого разоблачения "сопротивленца" в конце) и до боли напоминающий "Голова в облаках"...ну,голландской актрисе за Шарлиз не угнаться, так, только сиськами посверкать. Очень жаль. А ведь этот человек снял Шоу и Инстинкт... :((((((((((((((((((((((((((((((((((

3
0
...
12 августа 2009
Фото Елизавета
отзывы:
743
оценок:
1109
рейтинг:
542
9

Прекрасное кино! смотрела на одном дыхании! в конце мне было не по себе.. знаете, на сердце скребло.. это не тупой блокбастер, но отличный фильм настоящий! замечательная игра Карис ван Хаутен.. как жаль, что Рахиль не смогла быть с Мюнце.. я оч. огорчилась..
музыка Энн Дадли - мой любимый композитор...

2
0
...
15 июня 2009
Фото kosheleva
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
3
3

Не верю! (по Станиславскому). А вот девушка и наци очень хороши!

1
0
...
28 июля 2007
Фото Stryker
отзывы:
31
оценок:
26
рейтинг:
33

Попал таки на "Черную книгу" Пола Верхувена.
В целом - не буду рекомендовать - фильм не для всех, пусть останется эксклюзивом для избранных а не поделкой для масс.
Фильм - совсем не по нашим "правильным, привитым соц. обществом" стандартам. Как итог-единственный человек которого жалко - немец и фашист. В этом смысле фильм и для России оч. актуален - неоднозначностью в вопросе отношении к победителям и побежденным, когда дело касается каждого в частности.
Да, фильм глубокий, да - трогает, да - из чувств вызывает как ожесточение, так и грусть. Да, до конца держит в напряжении.
И все таки что понравилось - в фильме все показаны "человеками" (не людьми, а именно человеками). И плохие - не плохие "по определению", а потому что их человеческие качества - жадность, подлость и т.п. - берут верх над ними. И у тех же немцев есть лица и есть те же человеческие качества - потому они нравятся и не нравятся не потому что они "враги", а потому что их личности противны или наоборот.

И все таки очень подозрительно, что главная героиня - ну копия Кристины Агилейры, а один из главных героев - прямо Рассел Кроу (который в Гладиаторе звездил).

1
0
...
5 апреля 2007
Фото Биовульф
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1

Купившись на прочитанные отзывы пошел в кино. К середине фильма зал то и дело разрывался гоготом - та еще трагедия. По маразматичности сюжета все напоминало старую черную комедию про войну "Совершенно секретно (Top secret)". Но это была явно не комедия, а причина смеха - наивность в подачи материала. Кино про войну явно не для американцев. Фрицы - естетснно все пьяные скоты, орут Хорст Весселя и щупают своих Б в тени огромного флага со свастикой. Аналогия с нашими комисарами из "Враг у ворот": балалайка, икра, водка, большие портреты Сталина (здесь Гитлера). Тема спасения евреев - основная тема второй мировой войны. Это видно из действий местного подполья, самоотверженно сражающегося с бесчисленными отрядами окупантов. Стычки, перестрелки неожиданны и кровавы - точь в точь как в кампьютерном гейме.Толпы фрицев постоянно вываливаюся из неожиданных мест, пять минут страшной перестрелки,(чего стоит только перестрелка в коридоре тюрьмы где челов 40 на 20 метров квадратных коридора рубят друг друга с применением СТАНКОВОГО пулемеТА!!!) Натурализм изобилует: море крови любителям обеспечено, но как все неуместно и бредово - слов нет. Применена масса декораций, техники, бабла - и все это, чтоб сляпать такое кинцо! Рекомендую для просмотра детям до 15, потому как людям старше очень трудно воспринять адекватно данный комикс.

1
0
...
22 января 2007

Галерея
Добавить фото