Главный экспортный голландский фильм, выдвинутый в 1973 году на «Оскар» от Нидерландов и произведший скандальное впечатление. Вспоминает актриса Изабель Юппер: «Я помню, что когда вышел «Турецкие наслаждения», фильм восприняли как полупорнографический, а единственным изданием, которое дало положительный отзыв, было «Шарли Эбдо». Оно написало, что кино — шедевр, а его режиссер станет знаменитым». Так, собственно, и произошло. Этот гимн нонконформизму — история безудержного, страстного, но скоротечного романа скульптора Эрика (Рутгер Хауэр) и девушки из богатой семьи Ольги (Моник ван де Вен). Они знакомятся во время автостопа, женятся вопреки желанию родителей Ольги, а потом расстаются, но на этом ничего не заканчивается. Стоит заметить, что даже из сегодняшнего дня фильм выглядит донельзя откровенным, провокационным и, конечно же, бесконечно витальным (кстати, правильное его название — «Восточные сладости»: это коробка конфет, которую Эрик приносит своей смертельно больной возлюбленной). Отличительное свойство Верхувена: никогда не понятно, когда он серьезен, а когда издевается, кроме, быть может, финала этой душераздирающей, натуралистичной, даже физиологичной (режиссер в этом смысле наследует традицию голландской живописи) картины. Под занавес она выплескивает на зрителей такую боль, что остается только развести руками: если искусство — это переплавленная жизнь, то «Турецкие наслаждения» с невероятным актерским подвигом Моник ван де Вен — ее полноценный и жестокосердный суррогат.
Мелодрама |
18+ |
Пол Верхувен |
22 февраля 1973 |
1 час 48 минут |