Фильм

Фильм Основной инстинкт

Basic Instinct, Франция, США, 1992
7.2
12 отзывов
100%
пользователей рекомендуют
7
1/10

Эротический триллер Пола Верхувена

Детектив Ник Кэррэн ведет расследование жестокого убийства на сексуальной почве. Подозрение полиции падает на писательницу Кэтрин Трэмелл, которая в своем последнем опубликованном романе дала подробное описание идентичного преступления. Ник знакомится с Кэтрин и попадает в водоворот загадочных и опасных событий.

СтранаФранция, США
РежиссерПол Верхувен
Продолжительность2 часа 7 минут
Дата выхода20 марта 1992
Возрастное ограничение18+
Специальные предложения
Плати частямиИгра веснаБотПодписаться на email рассылку
Май
Самые ожидаемые события
Снимал в Голландии эротические мелодрамы с Рутгером Хауэром, но после перебрался в Голливуд, где не изменил себе: там он тоже (и, что важно, успешно) продолжил играть на грани фола. Поставил кровавый экшен «Робокоп», головоломный сайфай «Вспомнить все», порнографический триллер «Основной инстинкт». Однако со временем творческий метод Верхувена («поиметь Голливуд его же методами») вышел ему боком, когда он в «Шоугелз» покусился на самое святое — американскую мечту. Критики не простили этому едкому социальному сатирику издевательского парафраза «Все о Еве», кино собрало крохи (и культовый статус обрело лишь с годами), а Верхувен стал единственным, кажется, режиссером, который пришел на антипремию «Золотая малина», чтобы забрать приз: «Мне дали семь статуэток, а я все равно счастлив: это оказалось гораздо лучше, чем читать сентябрьские рецензии [на мой фильм]». Впрочем, прежде чем вернуться на родину, «летучий голландец» успел снять в Голливуде еще две картины: блистательный и не менее издевательский агитпроп «Звездный десант» (который он называет самым дорогим артхаусом в истории кино) и провального «Невидимку». Несмотря на то, что сейчас Верхувен ставит реже, чем хотелось бы, его критическое жало с годами не затупилось, а чутье никуда не делось: он открыл Карис ван Хаутен в «Черной книге» и с помощью Изабель Юппер показал все европейские фобии в «Она».
Рецензия «Афиши» на фильм «Основной инстинкт»
9

Детектив Ник (Дуглас) расследует серию убийств, совершенных во время секса. Подозреваемый номер один — писательница Кэтрин (Стоун), которая описала похожие убийства в своих книгах. Ник понимает, что и сам превращается в героя ее романа, но остановиться не может: у Кэтрин слишком красивая задница.

Кажется, еще немного — и триллер для широкой аудитории американских зрителей превратится в жесткое порно. Дело не в многочисленных обнажениях главных героев и даже не во всколыхнувшей таблоиды всего мира сцене «Я не ношу нижнего белья». Сам ритм этого фильма требует рейтинга XXX: он подъезжает, паркует машину, подходит к дому, она стоит у окна, спускается, открывает дверь, они разговаривают ни о чем, потом поднимаются в спальню, раздеваются… Хитрющий голландец Верхувен обманул — как обманет еще не раз — доверчивого зрителя тревожной музыкой и дешевой мишурой вроде ножа для колки льда. Он убедил его, что тот смотрит детектив, в котором часто раздеваются. Сам же сделал эротический фильм, в котором часто убивают. Идеальный самец Дуглас, идеальная самка Стоун и их идеальный fuck of the century — вот единственное, что останется в доме, когда все двери раскроются. Верхувен натурально заслужил медаль «За отвагу», вытянув порно (не вульгарную демонстрацию гениталий, но сам дух его) на уровень голливудского мейнстрима. Правда, обратный фокус — под видом порнухи продать что-то совсем другое — уже не прошел, «Шоугелз» освистали.

12 мая 2007
Возбуждает
Рок-Н-Ролльно
Стоит увидеть
9

Голливудский триумф Верховена: эротика с почти идеальным в своей неидеальности детективным сценарием, согласно которому Майкл Дуглас вернулся на улицы Сан-Франциско в роли полицейского. Вопреки полуграмотной легенде, Дуглас и Стоун не снимались тут обнаженными: титры почитайте.

20 августа 2021
7

Это то, что не стыдно назвать классикой. Это то, что можно порекомендовать к просмотру и пере-просмотру спустя годы. Это практически эталон детектива. Это минимум эратического фильма (в современных реалиях одна актриса, постоянно трясущая грудями уже не кажется эротикой) это накал и напряжение триллера. Это нужно смотреть, если хочешь знать, как развивался Голливуд, как строились основы жанра, как должно выглядеть настоящее кино. Я не восхищён, но я поражён. Твёрдая четвёрка с плюсом.

6 августа 2013
9

Окрашенный кровью закат ложился тенистыми мазками на зеркальное пространство комнаты, в которой в страстном акте похоти переплетались тела мужчины и женщины. Воздух вокруг, пропитанный коксом и виски, был накален от секса, неумолимо приближался финал, апогей этого любовного танца, готовящегося обернуться танцем смерти, dance macabre. Оргазм охватил взмокшие тела, плоть готовилась к капитуляции, и сверкнул в золоченной полутьме нож, и кровь хлынула на белые простыни, и инстинкт убийства возобладал над инстинктом выживания и инстинктом самосохранения. Над всеми иными инстинктами, кроме жажды владеть её телом с тем, чтобы потом быть проглоченным этой дерзкой паучихой.

Совершенно не нуждающийся в излишних представлениях, эталонный в своём жанре эротического триллера «Основной инстинкт» Пола Верховена на первый взгляд с лёгкостью прочитывается как картина о безмерной, практически садистской власти женщин над мужчинами, о тотальной власти тела над разумом, о силе секса и слабости сильного пола. В сущности это так и есть, однако фильм намного более замысловат, чем может сперва показаться. Кэтрин Трэммел одинаково хорошо примеряет на себя роль палача и жертвы, объекта страсти и субъекта лжи в то время как сама она тот ещё мистификатор. Как и любой писатель, она рассматривает всех как своих прототипов, перенося в мир реальный собственные выдумки, и воплощая их подчас чужими руками. А что если все показанное в фильме всего лишь ещё один роман зловещей беллетристки, подчиняющей людей исключительно во имя своих целей? Полностью пустой от лирических отступлений и инфернальных сновидений, «Основной инстинкт» к финалу сам начинает напоминать не то алогичный сон недремлющего демона, не то отрывок из криминального чтива, поскольку загадка о жестоком секс-убийце оказывается неразгаданной, ибо сама Кэтрин, как основной демиург своей и чужой жизней, ещё не решила толком нужен ли ей больше Стрелок или нет. С самого первого, высказанного авторами вслух момента своей основной биографии (а про жизнь Кэтрин зритель знает не так-то уж и много) была окружена пороком и смертью, и рано или поздно, но тьма должна была её поглотить. И обман стал её новым ликом, а литература — главным алиби. Но при этом в картине не только находит своё отражение тема разрушения стены между вымыслом и реальностью, но также раскрывается и идея женской самоидентификации, ведь Верховена гораздо больше интересует не Ник, с которым, впрочем, ассоциируют себя большинство мужчин (отдельно хочется упомянуть, что такая идентификация происходит почти со всеми классическими героями Майкла Дугласа), а Кэтрин, женский вариант Герарда из «Четвёртого мужчины», но лишь отчасти ввиду нарочитой синефильской наполненности ленты.

Так толком и не распрямив пружину детективной интриги в финале, Верховен в «Основном инстинкте» не только стремится создать эдакий откровенный вариант «Головокружения» Альфреда Хичкока, по сравнению с которым фильм Пола Верховена всего лишь пастиш, или перефразировать собственного же «Четвёртого мужчину». «Основной инстинкт» является тесно взаимосвязанным с «Бритвой» Брайана де Пальмы, и даже главное орудие убийства не кажется таким уж случайным. В далёком 1972 году итальянский мэтр хоррора Умберто Ленци выдал на гора джалло «Нож для колки льда», сюжет которого начинается с гибели родителей 13-летней Марты Колдуэлл. То же самое, гибель родителей, как известно, произошло в жизни и Кэтрин Трэммел, но если Марта психически сломалась, став немой, то Кэтрин стала лишь сильнее и опаснее. И чем не её отражение в кривых зеркалах Элизабет Гарднер? Её доппельгангер, боящийся своего Я и предпочитающий маски, новые имена, тающие личности. Верховен, взяв из довольно таки паршивого фильма Ленци часть сюжетного скелета, нарастил на него свою плоть, но сохранив в качестве эдакой синефильской подсказки нож для колки льда, который что в джалло Умберто Ленци, что в воплощенном мире сексуальных фантазий и фетишей Пола Верховена играет роль в сущности сугубо второстепенную, фрейдистскую. И густо смешав воедино Фрейда и Гегеля, Хичкока и Ленци, секс и насилие(а говоря словами Андрея Плахова об Эмире Кустурице, центральными темами творчества и Пола Верховена в том числе являются мачизм, брутализм и витализм), реальность литературной выдумки, влажные сны и тьму людских пороков, дешёвый пальп и высокий стиль, Верховен провокационно ответил на извечный вопрос: «Что хочет женщина?». Быть сверху, играть со своим любовником в игры страсти и не отпускать его ни на миг, держа не столько его сердце в своих окровавленных руках, трепещущее от предвкушения, сколь за член, покорный в этих же самых руках невинной дьяволицы. Любые инстинкты, кроме сексуальных, полностью атрофируются, и снова будет кровавый закат, и новый роман той, для которой все её книги это и есть жизнь, ибо в самой её жизни слишком много смертей. Ей придуманных, ей реализованных, ей написанных.

4 мая 2015
9

Загадочный, странный, необъяснимый на первый взгляд, увлекательный психолочиеский триллер о неуловимой преступнице и её жертвах.

Фильм, наверное, можно поставить на первое место среди всех фильмов Западного кинематографа, но, одновременно, указать, что фильм этот чисто варварский, технократический и атеистический, фильм фрейдистский и экзистенциалистический, психоаналитический.

Главной трагедией в нём является именно атеизм, который и приводит всех его героев к трагическому концу и неразгаданности тайны главной героини, этой по сути дела ведьмы ХХ1 века, ведьмы в новом облике, но старой сути, сущности древней бабы яги, которая для погибели людей тоже вытворяла всё что только хотела. Как схожа она с гоголевской ведьмой-панночкой, погубившей беднягу бурсака Хому!

Знали ли его авторы о том, что они выпускают джина из бутылки? Думается, что знали и делали это сознательно и профессионально, по крайней мере способ их же психоанализа это подтверждает.

В чем же тайна и загадка современной героини, этой неразгаданной мисс Кэтрин Трэмелл? Она в учении З. Фрейда о неподсудности инстинктов, о якобы неподсудности инстинктов. Именно поэтому авторы как бы показывают, что убивает не сама Трэмелл, а делают это её инстинкты, древние инстинкты самовоспроизводстав, некии родовые "эго", некое внутреннее "Я". Вся беда следственных органов именно в том, что они беззащитны перед неведомыми им тайнами действительно реальных инстинктов, таящихся в подсознании каждого человека. Именно поэтому Кэтрин Трэмелл уничтожает всё и вся на своём пути. Она намекает всем и доказывает всем, что её исследователи, следователи, полицейские, такие же зомби своих инстинктов как и она, только она, в отличие от них, это знает, а они нет.

Фильм опасный и даже, как мне думается, из разряда запретных для массового просмотра. Почему?

Об этом в следующей статье "Основной инстинкт 2".

26 ноября 2012
9

Люблю этот фильм.Отличная режиссёрская работа. Мне нравится в нём всё, от актёров и сценария до атмосферы.

9 августа 2012
Все отзывы
Читайте также
12 эротических триллеров и мелодрам 80-х и 90-х годов (глазами зумеров)
12
эротических триллеров и мелодрам 80-х и 90-х годов (глазами зумеров)
12 эротических триллеров и мелодрам 80-х и 90-х годов (глазами зумеров)
Вместо «Пятидесяти оттенков»: эротические фильмы со всего света (18+)
Вместо «Пятидесяти оттенков»: эротические фильмы со всего света (18+)
Вместо «Пятидесяти оттенков»: эротические фильмы со всего света (18+)
Как фильмы Пола Верхувена («Робокоп», «Звездный десант», «Вспомнить все») опередили свое время — и почему почти все их сиквелы и ремейки оказались ужасными
Как фильмы Пола Верхувена («Робокоп», «Звездный десант», «Вспомнить все») опередили свое время — и почему почти все их сиквелы и ремейки оказались ужасными
Как фильмы Пола Верхувена («Робокоп», «Звездный десант», «Вспомнить все») опередили свое время — и почему почти все их сиквелы и ремейки оказались ужасными
15 любимых кинозлодеев
15
любимых кинозлодеев
15 любимых кинозлодеев
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость