Первый триллер в фильмографии Верхувена — экранизация романа Герарда Реве, которого вместе с Мулишем и Хермансом принято причислять к большой тройке послевоенной нидерландской литературы. По сюжету писатель Герард Реве (Ерун Краббе) — алкоголик, католик и бисексуал, страдающий то ли видениями, то ли галлюцинациями, приезжает в литературный клуб на встречу с читателями, где его соблазняет коротко стриженная блондинка Кристина (Рене Саутендейк), любящая все снимать на камеру. Он селится в ее квартире, находящейся над салоном красоты Sphinx (название которого из-за двух неработающих неоновых букв превращается в Spin, то есть «Паук»), а затем решает соблазнить еще одного любовника Кристины — Германа (Том Хоффман). Но все выходит из-под контроля, когда Герард узнает, что у девушки до этого было три мужа — и что, возможно, она (черная вдова) убила их, а он будет четвертым. Если «Шлюха» Уилльяма Фридкина — это пост-«Основной инстинкт» (что неудивительно, ведь сценарий к ней написал Джо Эстерхаз), то «Четвертый мужчина» — это прото-«Основной инстинкт». Загадочная блондинка, множащиеся вокруг нее трупы, слетающий с катушек мужчина — не хватает только ножа для колки льда. Стоит заметить, что Верхувен тут заигрывает не только с Хичкоком, но и с Бунюэлем, насыщает фильм жирными религиозными аллюзиями и не думает раскрывать все карты в финале. Это параноидальное, местами пробирающее до дрожи кино, особенно в те моменты, когда оно превращается в эксцентричную комедию.
Детектив, Триллер, Драма |
16+ |
Пол Верхувен |
23 марта 1983 |
1 час 42 минуты |