Первое обращение Верхувена к военной тематике произошло в экранизации автобиографического произведения Эрика Хазелхоффа Рулфземы «Оранжевый солдат» (известном также под названием «Солдаты королевы»), из которого потом выросла «Черная книга». Это история семи друзей (солирует, как всегда, Рутгер Хауэр), которых вторая мировая раскидала не только по разным странам, но и по разные стороны баррикад: кто-то вступил в ряды СС, а кто-то стал бойцом Сопротивления. Отличительное свойство фильма — его мультижанровая структура: это и военный эпос, и мелодрама, и шпионский триллер. Режиссер тасует жанры, как колоду карт, так что не оторваться, хотя есть и минус: иногда сама структура фильма трещит по швам, а его события слишком резко сменяют друг друга. Несмотря на то что картина идет два с половиной часа, очевидно, что чем-то пришлось пожертвовать на монтаже (в пользу этого говорит и то, что у «Оранжевого солдата» есть четырехсерийная телеверсия, которая длиннее на час). Фильм получил хорошую критику, номинировался на «Золотой глобус» и установил в 1977 году рекорд посещаемости в Нидерландах и Бельгии. При этом Верхувен не был бы Верхувеном, если бы периодически не снижал уровень героического пафоса: у него в ленте драматические эпизоды часто оборачиваются комическими — герой Рутгера Хауэра чуть было не срывает тщательно спланированную операцию английских союзников, обнаружив, что у него нет монет для телефона-автомата, а при встрече с бывшим другом, перешедшим на сторону нацистов, начинает танцевать с ним танго, демонстрирующее, что от любви до ненависти одно па. Для Верхувена война (и особенно тестостерон, который она вырабатывает) — бесконечный повод для сарказма и издевок.
Триллер, Драма, Военный |
16+ |
Пол Верхувен |
22 сентября 1977 |
2 часа 28 минут |