Киноафиша Москвы

Фильм «Рассекая волны»

Breaking the Waves (1996, Дания, Швеция, Франция, Нидерланды, Норвегия, Исландия)

7.1
Кино: «Рассекая волны»
  • 18+ 2 часа 39 минут
  • жанр
    Мелодрама
  • Дата выхода:

Мелодрама Ларса фон Триера

Режиссер фильма «Рассекая волны»

61 год Фильмов: 23

Датский режиссер, один из самых авторитетных (и радикальных) кинопостановщиков в мире: в ранних короткометражках вообще откусывал головы голубям. Прославился не только своими фильмами, но и провокационными высказываниями и эпатажными выходками. Но каким бы отъявленным трикстером и мастером эпатажа ни был фон Триер, он понимает про кино одну важную вещь: это не сложившееся, а все еще развивающееся искусство — и Ларс, как никто другой, занят раздвиганием границ экрана. Когда-то в его фильмах — например, в E-трилогии, рассказывающей про гибель европейской цивилизации («Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа»), — форма опережала содержание, поэтому Тарковский, под влиянием которого был сделан «Элемент преступления», назвал фильм барахлом, но уже начиная с трилогии «Золотое сердце» про женщин-мучениц («Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте») форма пришла в надлежащее сочетание с содержанием, в то время как сам Триер мимоходом создавал и выбрасывал за ненадобностью целые кинематографические течения наподобие Dogme 95. Поздний период творчества режиссера — это незавершенная трилогия «США — страна возможностей» («Догвиль», «Мандерлай», так и не снятый «Васингтон») и «Трилогия депрессии» («Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка»). Впрочем, были у фон Триера и сольные фильмы: дипломная работа «Картины освобождения» про эсэсовца, телевизионная «Медея» по предсмертному сценарию Карла Теодора Дрейера, кризисная, но славная офисная комедия «Самый главный босс», а также снятый под впечатлением от «Твин Пикса» сериал «Королевство», «торжество всеобъемлющей чуши», которое становилось от серии к серии только безумнее и так и не было завершено.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Юрий Гладильщиков
отзывы:
26
оценок:
15
рейтинг:
74
9

Девушка из строгой христианской секты (Уотсон), напрямую общающаяся с Богом — отвечает за него сама, но не своим голосом, — выходит замуж за разбитного нефтяника (Скарсгард). Когда нефтяник получает страшную производственную травму, он просит жену спать с другими мужчинами. Оказывается, эта жертва — чтобы спасти его.

Фильмом «Рассекая волны» Ларс фон Триер начал свою знаменитую трилогию доброго сердца о мученицах-грешницах (дальше последовали «Идиоты» и «Танцующая в темноте»). Совершенно законно, что все эти фильмы, особенно первый и последний, оказались (коли уж речь о судьбе женщин) «индийскими мелодрамами», за что фон Триера зверски разругали сто тысяч глупых критиков (в реальности ненавидящих его совсем за другое — за снобизм) и парочка умных. Задним числом заметно: снимая фильм, фон Триер подготавливал внедрение в обиход Догмы-95 — первого коллективного киноманифеста со времен французской «новой волны». Все каноны тут налицо: поддельная документальность, ручная дрожащая камера, гиперреализм. Вопрос о том, является ли фильм богоборческим (уже потому, что фон Триер взял на себя наглость решать, как оценил бы жертву героини Господь) или же богоугодным (поскольку, как считают некоторые, это фактически апокриф, все равно что «Хождение Богородицы по мукам»), вынесем за скобки. Решайте сами.

Отзывы пользователей о фильме «Рассекая волны»

Фото Анна
отзывы:
4
оценок:
71
рейтинг:
13
9

Это мой самый-самый-самый любимый фильм. Я посмотрела его впервые полгода назад, он поразил меня, я не могла ни о чем другом говорить по-меньшей мере целую неделю. В нем так много всего, что даже не знаю, о чем самом важном надо написать, чтобы охарактеризовать его.
Я смотрела его дважды.
Первый раз после просмотра мне было плохо, на уровне даже физической боли, я смотрела его, и мне казалось, что вот-вот сердце моё разорвется. Особенно в перерывах между частями фильма. Грамотный ход со стороны уважаемого и любимого мною Ларса Ф.Триера)))
Об Эмили Уотсон в этом фильме можно говорить бесконечно, ощущение, что она это не сыграла, а прожила на одном дыхании.
Смотрите обязательно и составьте свое мнение, это фильм, который нельзя не посмотреть.

Фото Katya B
отзывы:
12
оценок:
37
рейтинг:
18
9

Этот фильм нужно воспринимать не разумом а серцем.
Ведь если воспринимать его с рациональной точки зрения, то образ героини, спроецированный на современное общество - это психически не уравновешенная, инфантильная, недалекая девушка. На самом деле, все ее недостатки - оборачиваются достоинствами, дающими ей возможность любить. Любить так, так как ни один разумный человек любить не может.
Она любит как маленькие дети любят родителей, когда они не могут контролировать свои эмоции, любимый человек всегда должен быть рядом, любая разлука, просто невыномима. Любовь это безумие. Сумашествие. И героиня Бесс, как Мария Магдалина - святая грешница.
Ее любит бог, потому что вера - это ее талант от бога.

Фото айнеж
отзывы:
146
оценок:
146
рейтинг:
515
7

Скажем так – от этого фильма я ожидал иного. Чересчур поэтичное название никак не предвещало погружения в семейную бытовуху. Тем не менее, я вовсе не пытаюсь сказать, что фильм плох. Фильм пронзителен и смел, а главное, настоятельно рекомендован для просмотра людям, считающим себя культурными. Я пытаюсь сказать, что у меня после этой ленты сформировалось относительно нее двоякое, оппозиционное большинству критиков мнение. Трудно выразить словами, но я попытаюсь.
Итак, фильм рассказывает о трагедии одной славной девушки из провинциального городка где-то на отшибе Европы. Ее муж становится жертвой несчастного случая и оказывается прикованным к больничной койке. Любовь Бесс к своему мужу оказывается настолько сильной, что ради спасения его жизни она совершает невозможное…
Не стану судить, была ли Бесс ненормальной или нет, но бесспорно ее личность заслуживает уважения. Потрясающе сыгранная Эмили Уотсон героиня этого фильма фон Триера врезается в душу и сердце и потом время от времени дает о себе знать. Это милое лицо со странноватой улыбкой начинаешь потом искать среди случайных прохожих. Игра актрисы меня сильнее всего и поразила в картине «Рассекая волны».
В остальном же… Как бы там ни было мое отношение к Триеру однозначным назвать нельзя. Боюсь, он начинает повторяться. Повторяться – в каком-то глобальном смысле. Создается ощущение, что все его фильмы создаются ради какого-то одного сногсшибательного эпизода. Фильм, мне кажется, у него рождается в попытке оправдать какую-нибудь нереальную, но глубоко эпатажную ситуацию. Это определяет и драматургический состав его историй – сначала слегка затянутая вводная часть, затем сильный удар, действие разворачивается, потом затухает, за чем следует финальный взрыв, под который и написан весь фильм. Вся эта схема с годами несильно меняется, например, и фильм «Эпидемия» 1988 года, и «Рассекая волны» 1996, и «Антихрист» 2009 с драматургической точки зрения решены идентично.
Пожалуй, эта моя претензия к этому режиссеру основная и единственная. Фантазия Ларса, его стремление показать то, что принято игнорировать – именно эти качества ставят его в один ряд в величайшими кинодеятелями мира. Как ни крути, с моей стороны неверно обвинять человека с дипломом режиссера в том, что он не разбирается в тонкостях сценарного мастерства. Как режиссер Триер своим «Рассекая волны» меня вновь порадовал. Чудесная музыка и тщательно выверенная атмосфера заставили меня поверить в эту довольно-таки нереальную историю. Некоторые сцены могут быть вырезаны из фильма и представлены в качестве самостоятельных эталонных короткометражек (например, сцена, где священник разбивает стеклянный стакан). В сцене свадьбы активно используемая дрожащая камера создавала стопроцентный эффект так называемого «хоум видео»…
Другими словами, как отдельно взятое произведение киноискусства «Рассекая волны» реально претендует на звание шедевра мирового кино. Однако, думается мне, если рассматривать этот фильм в контексте творчества Ларса фон Триера, придется руководствоваться более жесткими критериями…

P.S. кажется, я понял, где исток столь любимого Ларсом приема – деления фильма на главы и части.

Фото moskovtseva
отзывы:
48
оценок:
48
рейтинг:
29
7

Бесс сумасшедшая. Это видно с первого ее появления, с первых движений, с первых ее слов. Выйдя из церкви, она оборачивается, прищуривается, улыбается, застывает в рамке кадра - и, в общем-то, я знаю о ней уже все. А кадр этот взяли и вынесли на обложку, чтобы и всем было ясно, кто она.
Бесс обнаженная. Я не знаю слова, которое могло бы лучше вместить в себя все, чем она является - если знаете, подскажите. Она честная, добрая, ранимая, наивная, доверчивая, естественная, она открыта всему и вся. Она голая, абсолютно беззащитная, и потому обречена.
И, наконец, Бесс любящая. Ей простили бы эту слабость, если бы она не была безумной, если бы она не была столь наивна в своем безумии, но - не случилось. Она не такая, как они. Она - другая. И любое чувство, которое ей суждено испытывать, трактуется сквозь призму ее заведомой ненормальности. Женщина не может, не должна так любить, это - результат ее болезни, и любовь ее, и все, что она совершает под ее знаменем. Так они считают.
Я не знаю. Я не знаю, черт побери, и более того - я не могу понять, почему не испытала ни малейшего желания разобраться, была ли это любовь, или что-то иное стало причиной всех бед Бесс и ее близких, а заодно и центральной фигурой повествования. Я только смотрела, смотрела, смотрела - на шедевральную игру Эмили Уотсон, на лица и глаза людей и нелюдей, окружавших ее героиню, на тусклую, горькую, невероятно реалистичную манеру съемки, смотрела и думала - да они же почти все сумасшедшие! Вся община ее, из которой она вышла. Несчастные, уверовавшие в деспотичного бога, напутствующие мертвых в ад, подчинившие свою жизнь строгим нормам и распорядку, выбирающие между своей нормой и своим ребенком, кричащим за дверью о помощи - норму; посланцы господа, брезгующие помощью грешникам; дети, не знающие дружбы; взрослые, не знающие жалости; ханжи, злобные, жестокие, узколобые, мертвые заранее - господи, господи, где ты?!
Мне казалось, что фильм этот - гимн ненависти к церкви и тому симбиозу, в котором сосуществует она и ее убогие дети, ко всему, что рождено ими.
Было бы все так - и тогда можно вздохнуть глубоко, и сказать самому себе, что все объяснимо, и действия, и поступки - болезнью, детством, окружением; углубиться в психологию, вскрыть все это действо, препарировать каждого его героя, и заодно - свою ненависть к происходящему, найти причины, успокоиться и идти дальше. Но как насмешка, как издевательство - разбивающий все домыслы финал, звенящий в воздухе над морем, над кораблем, над всей проклятой землей, над жестокими ее обитателями.
Блаженная Бесс, в твоем боге нет величия. Он забавляется, как ребенок, с теми, кто был создан по образу его и подобию - и потому они так же жалки, ущербны и мелочны. Он не поощряет и не наказывает, он играет. Твоя трагедия смешна для него. Его имя не указано в титрах, но именно его персонаж был главным. И о, Бесс, лучше бы страдания твои продолжились на земле, чем там, куда он забрал тебя от забавы, которой тешился: внимание его страшнее его безразличия, грешники, отправленные в мнимый ад, счастливее тебя. Отныне они избавлены от него навеки, за тебя же мне страшно.

Фото Элина Катушкина
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
3
7

Позволю себе не согласиться с подавляющим большинством рецензентов. Фильм - абсолютно далекий от какой-либо реальности.
1. Девушка как минимум страдает истерией; она не согласна отдавать себе отчет хоть в чем-либо, манерна (правда, только в "хороший" период ее жизни), и в жизни с такими людьми общаться невозможно. Как минимум потому, что, исходя из их поведения, в центре всего мироздания - их тонкие чувства. Однако после травмы мужа она почему-то совершенно преображается, и в действительности начинает жить совершенно иначе. Принимает взрослые решения, действует в соответствии с поставленными целями, не впадает в депрессию или истерический припадок после очевидных психотравмирующих событий. Кроме того, ее разговоры с Богом выглядят с точки зрения медицины как минимум очень странно, если не сказать, что страдает она чем-то еще более значительным.
2. Муж: в фильме совершенно не показаны отношения главной героини с мужем, за исключением ее постоянных удивлений и истерик в сочетании с его добросердечным к этому всему отношением. Видимо, действительно, раз терпит ее истерики, значит - любит. Но больше никаких отношений как таковых не показано. Однако, когда он "заболевает", то почему-то толкает ее на странные поступки. И вовсе дело не в том, что он хочет счастья ей, тут все же нечто иное - он хочет, чтобы у нее был секс, и чем дальше - тем хуже, и только это поддерживает в нем жизнь. Возникает вопрос - где здесь любовь? Кроме того, очевидный промах с его болезнью - совершенно невозможные проявления травмы и ее течение. Смотреть на это неврологу - все равно что пытаться поверить в реальность сказок. Качество сценария здесь оставляет желать лучшего, ибо ставит очевидные препоны для восприятия духовно-психологического смысла.
3. Люди вокруг: слишком бросающееся в глаза их несовершенство и подчеркнутое ханжество и злоба. Казалось бы - вразрез всем доступным статистикам отсутствуют добрые люди. И, что удивительно: никого в фильме не раздражает ее истеричность в начале фильма, однако, очень раздражает то, чему можно только посочувствовать.. Это тоже серьезный минус, на мой взгляд.
4. Самая удивительная и загадочная фигура фильма - Додо. Женщина, которая любит главную героиню, но противоречивое поведения и чувства которой никак не дают понять - чего в действительности она желает - добра главной героине или нет? Какие-то двойные стандарты: превращает свадьбу в трагическое событие своими воспоминаниями и занудством; не хочет, чтобы героиня себя губила и при этом сообщает ей новости, которые вызывают действия, влекущие гибель последней.
Однако, если отбросить очевидные промахи, можно сказать, что фильм ставит важный вопрос - истеричная личность - хорошо это или плохо? Или даже так: всегда ли это плохо?

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить