Решение об открытии Центрального театра Красной армии было принято в верхних эшелонах молодой советской власти, и в 1930 году в Москве появилась новая труппа. Первая премьера рассказывала о событиях на Китайско-Восточной железной дороге, а в качестве названия использовалась аббревиатура «К.В.Ж.Д.». Поначалу у театра не было своего пространства. Труппа делилась на драматическую, кукольную, ансамбль песни и пляски и выступающих с монологами и куплетами. В таком составе актеры выходили на сцену Центрального дома Российском армии им. Фрунзе и ездили по гарнизонам и воинским частям. В обязанности коллектива входило еще и обучение руководителей самодеятельных армейских коллективов. До Великой Отечественной войны в труппе служила Фаина Раневская, известная актриса советского театра и кино. В 1940 году было закончено строительства монументального здания на Суворовской площади в форме пятиконечной звезды с многочисленными колоннами как на фасаде, так и внутри помещения. Проект архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева был невероятно масштабен: над интерьерами театра работали художники Александр Дейнека, Илья Фейнберг, Владимир Фаворский, Александр Герасимов и другие. С 1935 года театром руководил Алексей Попов, который сумел выстроить на сцене настоящий ансамбль, выработать целостность и гармонию в своих спектаклях. Он работал с выдающимися актерами — Владимиром Зельдиным, Ларисой Голубкиной, Любовью Добржанской и другими. Среди его постановок — «Флаг адмирала», «Фронт», «Давным-давно». В разные годы пост художественного руководителя занимали Юрий Завадский, Леонид Хейфец, Юрий Еремин и другие видные режиссеры. До 2020 года главным режиссером ЦАТРА был Борис Морозов. С декабря 2023 года по настоящее время главным режиссёром театра является Народный артист России Александр Лазарев.
Сегодня спектакли Театра Российской армии идут на большой, малой, экспериментальной сценах и в Камерном зале. Среди режиссеров, выпустивших свои работы в театре, не только мэтры отечественной сцены, но и молодые постановщики: Даниил Чащин, Галина Зальцман, Сергей Тонышев, Глеб Черепанов и другие. В афише Театра Российской армии значатся «Маскарад», «Леди на день», «Капитанская дочка», «Театр Звезда», «Дом под снос» и другие. Для детей поставлены спектакли «Удивительные приключения Маши и Вити», «Нильс и дикие гуси», «Необыкновенный побег игрушек», «Летучий корабль» и «Сказка о царе Салтане».
Узнать расписание спектаклей и купить билеты в ЦАТРА вы можете на сайте «Афиши». Здесь же можно почитать отзывы театральных критиков и реальных зрителей, посмотреть фотографии спектаклей и узнать больше об авторах постановок, а также найти адрес и время работы театра.
+7 (495) 681 10 43 |
Москва, Суворовская пл., 2 |
teatrarmii.ru |
Вконтакте |
Здание построено в 1934–1940 годах по проекту советского архитектурного функционера Каро Алабяна и Василия Симбирцева. В плане — звезда — символ Красной армии. Согласно анекдоту, прототипом была чернильница (или пепельница) «красного маршала» Клима Ворошилова. Программная работа главы Союза архитекторов стала эталоном сталинского «освоения классического наследия». Для увеличения высоты и монументальности театра-памятника малый зал пришлось поместить над большим, а еще выше — цех для декораций. Гигантскую фигуру красноармейца на башенке и другие скульптурные группы не успели поставить из-за войны. Теоретически на сцену театра могут выйти целые полки, конница и даже танки.
27 марта 2025 в Театре Армии открылась выставка «Наследие Станиславского: Московский Художественный и Театр Армии». На открытии выставки выступила директор Театра Армии Милена Авимская, а также старейшие актеры. На открытии присутствовал и главный режиссер театра, Александр Лазарев.
Говорили о том, что МХАТ и Театр Армии – соединяющиеся сосуды. Актеры и сотрудники этих двух театров учились друг у друга, переходили из одного театра в другой, поддерживали дружеские связи и творческие обмены. Например, основатель Театра Армии Алексей Попов, ученик Станиславского и Немировича-Данченко, сначала играл во МХАТе, а потом, сделав широкий круг через провинцию, вернулся в Москву и возглавил только что созданный новый театр. И его сын Андрей Попов тоже начал свою карьеру актером во МХАТе, а потом стал руководителем Театра Станиславского. Еще одним именем, объединившим эти два театра, стал художник Иосиф Сумбаташвили, который оформил ряд постановок и там, и там.
Здесь можно увидеть интересные экспонаты: афиши, эскизы, сценические костюмы актеров. Выставка будет идти до 5 мая в Камерном Желтом зале фойе партера Театра Армии, ее можно посетить ежедневно с 12.00 и до окончания спектаклей. Поэтому мой совет: приходите на спектакль пораньше и загляните на выставку!
А после открытия выставки мы побывали на спектакле «Король Лир». Он поставлен в Театре Армии совсем недавно, премьера состоялась год назад, в апреле 2023 года.
Наверняка, когда-то эта пьеса Шекспира была повествованием о неких исторических персонажах. Но с тех пор прошло четыре века, и сегодня эта история рассказывает о предательстве и верности, о ненависти и любви, о бескорыстии и скупости – и о том, как виртуозно злодейство может выдать себя за добро. И еще – о взаимоотношениях отцов и детей, о вечном противостоянии поколений, интригах в борьбе за наследство.
…Король хочет услышать от трех своих дочерей велеречивые признания в любви, и две старшие соглашаются угодить ему, а младшая отказывается. Получив требуемые признания, он слагает с себя корону и делит царство между двумя послушными старшими, отказывая во всем младшей.
И тут же эта схема повторяется в истории графа Глостера, когда делят отцовскую любовь и наследство старший сын, простодушный Эдгар, и младший, льстивый бастард Эдмунд. Старший не замышляет зла, и потому беспечен, а младший, расчетливый и злобный, придумывает и виртуозно воплощает хитроумный план предательства.
Во втором акте сухие, глухого серого цвета декорации сменяются бесконечными ночными просторами, по которым скитаются отвергнутый дочерьми король Лир с верным шутом, и ослепший лорд Глостер, которого ведет верный сын. Природа придает особую величественность и гуманистический смысл страданиям двух отцов.
И в последней сцене, когда в луче света остаются только Лир и его погибшая дочь, действие достигает наивысшего трагического накала. Он все понял, но, увы, уже поздно, и ничего нельзя исправить.
Сегодня, когда отношения вражды и дружбы в мире чрезвычайно обострились, разговор о верности и предательстве выглядит особенно злободневным. А в целом эта монументальная трагедия кажется просто невероятно подходящей как театру с его грандиозной архитектурой, так и нашему времени, когда жестокое противостояние опять стало реальностью.
Шекспир как бы напоминает нам всем – ненависть и вражда все равно проиграют, а любовь победит. НО, УВЫ, МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ СЛИШКОМ ПОЗДНО…
Очень рекомендую посмотреть этот спектакль, если вы не боитесь трагедий и уважаете философский подтекст в театральном действе! Будет о чем подумать…
15 ноября посмотрела спектакль «Завтра была война». Очень зацепила игра артистов, - я прослезилась. Особенно хочу отметить Наталию Курсевич. Так многогранно она выстроила свою роль, что вызвала очень глубокие размышления о том... - непростом периоде истории нашей Страны. Артистке удалось убедительно отразить личностные особенности человека советской эпохи, свято верящего в идеи социализма, коммунизма, стремящегося активно участвовать в формировании светлого будущего Страны Советов. При этом, исполняемая актрисой героиня как образованный человек понимает и всю сложность политической обстановки того периода; а как женщина транслирует желание нравиться, - что придаёт образу особый психологический объем, достоверность и узнаваемость...
В ходе спектакля возникла благодарность режиссеру Ирине Керученко, актерам, театру за важнейший вопрос к зрителям и поиск ответа: В чем смысл и ценность человеческой жизни каждого из нас?..
В театре есть прекрасный музей! Сейчас можно сходить без посещения спектакля! Там представлены костюмы, афишы, фото архивные! Советую посетить! Сам театр это прежде всего великолепное здание в стиле "сталинской архитектуры"! Богатое убранство, колонны, зеркала, люстры! Все спектакли интересные каждый зритель найдет для себя! Когда проходишь мимо здания или идешь на спектакль чувствуешь мощь этого здания! Ввиде звезды!
Спектакль "Царь Фёдор Иоанович"погружению в эпоху 16 века и она так изумительно представлена актёрами. Их костюмы,их речь ,и ты в 16 веке. Царь Фёдор Иоановичнезлоблив,народный, всем верил,как самому себе всех хотел примирить. И в противовес царю Борис Годунов единоличный правитель,напористый властный
Этот спектакль можно смотреть много раз!Можно?
27 октября 2023 года ученики 8-10 классов ШО 2 ГБОУ Школа 1741 смотрели патриотический спектакль "Третья ракета" в театре Российской Армии, поставленный по повести писателя Василя Быкова. Думаю, что этот спектакль не оставил никого равнодушным и останется в памяти и сердцах зрителей. Когда я читала эту повесть, то не могла сдержать слез. Как будто сами побывали на той страшной войне. Какое горе и страдание. Как страшно было за героев-артистов, исполнявших главные роли. Поэтесса Юлия Друнина писала: "Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне". Но защищать свою Родину-это дело святое и правое! А подвиг наших воинов навсегда останется в памяти и сердце каждого россиянина. Учащиеся ШО 2 не первый раз посещают удивительный, замечательный театр Российской Армии. В прошлом году театр подарил нашим детям билеты на 4 детских спектакля. В этом году администрация театра снова нашла возможность выделить бесплатные билеты на спектакли для детей и взрослых. За это ученики, их родители и учителя выражают огромную благодарность руководству одного из старейших и красивейших театров Москвы. Хочется особенно поблагодарить директора театра Заслуженного работника культуры РФ Чурсина Ивана Ивановича, заместителя директора по развитию Авимскую Милену Юрьевну, Народную артистку РФ Ольгу Михайловну Богданову, талантливую актрису и очень хорошего и доброго человека. Без участия и помощи этих душевных, чутких, отзывчивых людей мы бы не смогли получить благотворительные билеты на прекрасные спектакли и лучшие места в партере в театре Российской Армии для наших учеников-инвалидов. После просмотра каждого спектакля ребята делятся своими впечатлениями с одноклассниками, а также с родными и близкими людьми, рекомендуют знакомым посмотреть понравившийся спектакль. Очень надеюсь и верю, что наши походы в театры продолжатся и мои ученики полюбят ТЕАТР так, как люблю его я.