Фильм

Фильм Печать зла

Touch of Evil (1958, США), IMDb: 8

7.2
8
Предоставлено пользователем: Андрей Шкурат
1/12

Один из лучших фильмов Орсона Уэллса

Убийство в пограничном городке расследуют два полицейских, два непримиримых врага: упертый законник — цивилизованный мексиканский прокурор Варгас (Хестон) и опустившийся американец Куинлен (Уэллс), с последовательностью параноика фальсифицирующий улики.

СтранаСША
РежиссерОрсон Уэллс
Продолжительность1 час 46 минут
Дата выхода22 апреля 1958
Возрастное ограничение16+
Великий американский кинорежиссер, сценарист и актер, окруживший себя ореолом мистификаций и фальсификаций (о том, что подделка может быть лучше оригинала, в частности, рассказывает его поздний фильм «Ф как фальшивка»). Начинал как театральный постановщик и звезда радиоэфира (его радиоспектакль «Война миров» по Герберту Уэллсу, сделанный в стилистике репортажа, здорово переполошил народ), но потом внимание Орсона всецело захватило кино. Его полнометражный дебют «Гражданин Кейн» по результатам двух опросов (среди режиссеров и критиков) был назван Британским институтом кино «лучшим фильмом всех времен». И тому есть простое объяснение: вклад Уэллса в развитие киноязыка грандиозен. На протяжении всей своей карьеры режиссер любил смешивать шекспировские страсти с изобретательными техническими решениями (среди любимых: нижние ракурсы, зеркальные отражения, игра теней). Не все его фильмы были удачными (чего только стоит треш-версия «Гражданина Кейна» — «Мистер Аркадин»), но среди несомненных шедевров «Леди из Шанхая», «Печать зла», «Процесс», а также «Третий человек», к созданию которого, не будучи режиссером, серьезно приложил руку. В поздний (так называемый «европейский период») Уэллс отказался от работы со студиями и посвятил себя независимому кинематографу, не успев, правда, закончить все фильмы, которые снимал. Однако права на один из них — «Другую сторону ветра» — в 2017 году приобрел стриминговый сервис Netflix, чтобы отреставрировать и закончить картину.

Рецензия «Афиши» на фильм «Печать зла»

9

Убийство в пограничном городке расследуют два полицейских, два непримиримых врага: упертый законник — цивилизованный мексиканский прокурор Варгас (Хестон) и опустившийся американец Куинлен (Уэллс), с последовательностью параноика фальсифицирующий улики.

Зачем Уэллс снял «Печать зла»? Возможно, только ради ошеломляющего, избыточного трехминутного тревелинга в прологе. Камера, не задерживаясь на снаряженной бомбе, взмывает в небеса — тем болезненнее падение в ад. Возможно и то, что Уэллс снял фильм как бенефис своего мазохистского эксгибиционизма. Ковыляющая по экрану туша Куинлена, небритого, с вонючей сигарой в сгнивших от леденцов зубах, — самое липкое исчадие фильма-нуар. А возможно, напротив, Уэллс тешил свои садистские наклонности. Как наслаждается он ужасом жены Варгаса, загнанной в угол молчаливыми накокаиненными наемниками, как любуется потеками кислоты, смывающей с афиши фигурку стриптизерши… Или фильм — царский подарок Дитрих, гадалке Тане, которой ведомы судьбы героев? Но, скорее всего, Уэллс бросал вызов миру, смотревшему на него, как на запертого в клетку курьезного гиппопотама. Манифест иррационализма, гимн интуиции, хриплое утверждение, что «искусство» и «фальшивка» — синонимы.

1 мая 2006
7

Если вы хотите хорошей встряски, и если вы хотите узнать, что такое жанр нуар в исполнении гениального режиссера, то обязательно сходите на этот фильм. И еще вам станет понятно, почему нуар имел и имеет такой успех во всем мире. (Нуар - «черный фильм», характеризуется криминальным сюжетом, мрачной атмосферой циничного фатализма и пессимизма, темным освещеним сцен, как правило, ночных, и женоненавистничеством). Первую треть фильма я только входила в его ритм, но потом меня полностью захватила душащая, тяжелая атмосфера,я испытывала сильный страх за жену главного героя, мне по - настоящему отвратителен был Куинлен... нас, современников, сейчас тяжело напугать по - настоящему в кино, мы видели куски мяса и оторваные головы, но гениальность Уэллса и состоит в том, что мелькающими по лицу героини черными тенями или стекающей по витрине кислотой он может создает такой страх и такое напряжение, какое и не снилось современным фильмам ужасов.

25 мая 2008
9

Густой и мрачный фильм от Орсона Уэллса, всем нуарам нуар. Во время шикарного треккинг-шота в небольшой городок на мексиканской границе приезжает молодой агент отдела по борьбе с наркотиками Варгас (Чарльтон Хестон) вместе со своей молодой супругой красоткой Сьюзан (Джанет Ли). Практически сразу по их прибытию неподалеку взрывается бомба, погибают люди и за расследование берется американский полицейский Квинлан (Орсон Уэллс), грузный и запутавшийся в себе, правомерности методов и моральных ценностях человек, который ради свершения правосудия готов на многое, в том числе и подкинуть подозреваемому улики, в чем Варгас собственнолично и убеждается в скором времени, о чем незамедлительно заявляет великану. Квинлана подобные угрозы только заводят, и он пытается уничтожить Варгаса. Постепенно все фигуры этой жуткой игры оказываются закрученными в головокружительный ураган событий, из которого можно выйти живым, но не чистым.

Сюжет фильма построен вокруг истории, описанной в книге «Badge of Evil» Уитта Мастерсона, мрачного романа, который довольно много дал не только для сценария, но и для настроения картины. Уэллс, правда, изменил некоторые моменты из книги. Например, изначально Сюзан была мексиканкой, однако тот факт, что в наркотическую передрягу попадает белая, культурная девушка из высшего общества шокирует гораздо сильней. Косвенно это добавило еще и дополнительного напряжения межнациональным конфликтам, вокруг которых аккуратно фильм крадется. А некоторые персонажи и вовсе были придуманы самим Уэллсом, в том числе и роль для Марлен Дитрих, к которой режиссер относился с особой теплотой.

Другим важным персонажем, который был написан самим режиссером специально для фильма и ради актера, стал странноватый ночной смотритель в мотеле. Очень скоро на основе героя, которого сыграл Дэннис Уивер, Альфред Хичкок создаст своего, более известного, маньяка Нормана Бейтса в исполнении Энтони Перкинса, заодно прихватив из «Печати зла» актрису Джанет Ли и сексуальную двусмысленность, сопровождаемую горячим запахом насилия и страха, что было для американского кинематографа просто новым веянием и новым словом в драматургии. Иными словами, если кто-то скажет при вас, что Хичкок вдохновлялся уэлссовским фильмом, когда придумывал свой легендарный «Психоз», драться лезть не спешите, до некоторой степени это утверждение справедливо.

Отдельного упоминания достоин и герой, который был сыгран самим Орсоном Уэллсом, сильно к тому времени раздавшимся в теле и набравшем какие-то жуткие веса. Более того, практически большую часть времени его потное, перекошенное лицо с бородавками и родинками снимали в упор крупным планом широкоугольной камерой. В результате этот монструозный полицейский вызывает высокую степень омерзения. Подобным подходом актер и режиссер Уэллс будет пользоваться в одном из своих следующих фильмов, когда будет играть шекспировского Фальстафа, одного из самых ярких и интересных фальстафов в истории кино.

Очень внимательно делался и звук для фильма, вместе с музыкой. Для каждой сцены писался набор звуков и голосов, в который вплеталась дискомфортная музыка Манчини, которая не только звучит эхом настроения каждого момента в фильме, но и иногда буквально общается с говорящими в кадре актерами. Не менее лестных слов достоин и оператор фильма Расселл Мэтти, который смог снять один из лучших в истории кинематографа длинных трэвеллингов, который можно увидеть в самом начале фильма. Для Уэллса вообще фильм был очень важен с позиции попытки вернуться в Голливуд и систему кинопроизводства, поэтому он постарался сделать все по полной программе.

И в результате получился один из самых лучших фильмов Орсона Уэллса (да и всего стилистического направления фильмов-нуар). По крайней мере, на ряду с «Гражданином Кейном» - самый известный. Причем, что интересно, никто не мог спрогнозировать подобного результата (кроме, вероятно, самого Уэллса и его соратников, работавших над фильмом). Universal, которые выпускали в прокат картину, от ужаса и страха запихнули «Печать зла» во второй слот даблфичи прямиком под летний блокбастерный сезон – то есть, никаких надежд на этот необычный и не очень дружелюбный со зрителем фильм, компания не возлагала. Уэллс, который и без того почти десятилетие не появлялся на родине, по крайней мере в качестве автора сильно из-за всего этого расстроился.

Более того, по выходу фильма, редкое издание вообще выпустило рецензию на него, а довольно крупные издательства и вовсе сделали вид, что подобного фильма в прокате нет. А те, кто о картине решили написать, во мнениях не сошлись. Кто-то восклицал о том, что это революция в выразительности и атмосферности (и был, по сути, прав) и сравнивал режиссера с Рембрантом. Кто-то призывал Уэллса вернуться к «классической американской моральности» и перестать «пачкать экран» столь «сомнительными работами». В целом, конечно, интонации были скорее или пренебрежительные, или прохладные. То есть, когда фильм с треском провалился, почти ничего так и не собрав, никто не удивился.

Как часто бывает с подобными американскими казусами, дело спас прокат фильма в Европе, где «Печать зла» моментально стала шедевром искусства, торжеством авторского подхода. Издания заходились от восторга и довольно быстро Уэллса чуть ли не начали носить на руках, а фильм назвали гениальным, опять же, спасибо «Cahiers du Cinema» и прочим влиятельным изданиям, которые вновь не сошлись во мнениях со своими заокеанскими коллегами. В фестивальный сезон фильм выиграл несколько довольно престижных премии в Брюсселе. А там и американская общественность, та ее часть, что любит умное и нестандартное кино, узнала о фильме. Годы спустя фильм даже в несколько реставрированном виде вновь появился в американском прокате. Теперь уже в статусе очевидной звезды и важной исторической вехи в истории национального кинематографа.

27 февраля 2013
Все отзывы
Читайте также
15 выдающихся фильмов, которые даже не номинировались на «Оскар»
15
выдающихся фильмов, которые даже не номинировались на «Оскар»
15 августа 2021
ММКФ-2021: Классика и ретроспективы
ММКФ-2021: Классика и ретроспективы
19 апреля 2021
100 лучших сериалов XXI века. Список Би-би-си
100
лучших сериалов XXI века. Список Би-би-си
22 октября 2021
25 мультфильмов для взрослых
25
мультфильмов для взрослых
21 октября 2021