Несмотря на то что за окном 2018 год, у The Beatles выходят новые клипы, а на стриминговом сервисе Netflix вышла «Другая сторона ветра» — новый (старый) фильм великого американского режиссера Орсона Уэллса («Гражданин Кейн», «Печать зла»). Это, как и один из последних фильмов мастера «Ф как фальшивка», мокьюментари, а если еще точнее — метакино. В нем рассказывается о том, как режиссер Джек Ханнафорд (Джон Хьюстон) не может закончить свой последний фильм, который так и называется — «Другая сторона ветра». Точно так же Уэллс не успел сам закончить свою картину и взял обещание с режиссера Питера Богдановича, сыгравшего у него одну из главных ролей, что он это сделает. Богданович слово сдержал. И вот спустя почти 40 лет кино увидело свет — но, как и любой культурный артефакт, обросший с годами легендами, оно представляет интерес в большей степени для киноведов, киноманов и синефилов. То есть посоветовать его можно только тем, кто всерьез увлечен кино. Фильм довольно мучительный — и бескомпромиссный в своей мучительности, оживляющийся только в сексуальных сценах, в частности, в сцене секса в машине — говорят, этот эпизод сняла пассия Уэллса и соавтор сценария Ойа Кодар, но на самом деле нет. Однако, несмотря на то что просмотр «Другой стороны ветра» — это тяжелый опыт, это один из важнейших релизов этого года. По крайней мере для истории кино.
Трагикомедия |
Орсон Уэллс |
31 августа 2018 |
2 часа 2 минуты |
«Другая сторона ветра» Орсона Уэллса — не «потерянный шедевр», к сожалению, скорее диковина, но все равно, разумеется, отраслевая сенсация года (как минимум), невероятно любопытная штука и must-see для людей, хоть немного интересующихся кинематографом.
История создания и воссоздания фильма — очень длинная, совсем в двух словах — Уэллс задумал его в 60-е, снимал кусочками несколько лет в начале 70-х, не закончил монтаж, потому что не нашел на это денег, а потом и вовсе умер. Но осталась куча материала, и сейчас «Нетфликс» заплатил, и разные уважаемые люди собрали кино, по-видимому, очень близкое к оригинальному замыслу. Отсутствовавшую музыку написал Мишель Легран.
Ирония в том, что это фильм про незаконченный фильм (он, фильм в фильме, называется, как и сам фильм, «Другая сторона ветра»). Джон Хьюстон и Питер Богданович играют пародийные версии самих себя образца 1970 года: герой первого, Джек Ханнафорд (излишне говорить, что это и автошарж) — великий в прошлом режиссер, окруженный мачистскими легендами, второй — его апостол, молодой друг и конфидент заслуженных стариков (Богданович был таковым, в частности, для Уэллса), сам вдруг пошедший в режиссуру, и с успехом.
Ханнафорд, пытающийся найти общий язык с молодежью, снимает фильм, в котором красивая голая женщина (хорватка Кодар, многолетняя возлюбленная Уэллса) загадочно ходит на фоне красивых ландшафтов и иногда пересекается с красивым юношей. Это пародия на контркультурные хиты тех лет вообще и, наверное, «Забриски-Пойнт» в частности.
Но главный актер на самом интересном месте сбежал со съемок (и его можно понять!), фильм не закончен, деньги тоже кончились. В честь Ханнафорда — и с тайной надеждой очаровать инвесторов — устраивают вечеринку с показом того, что есть (после вечеринки, как нам сообщают в самом начале, режиссер погибает). Приглашены модные кинематографисты, журналисты, какие-то синефилы и прочие презренные существа плюс колоритная свита Ханнафорда, плюс съемочная группа. В последней важное место занимают карлики, которые быстро напиваются и начинают безобразничать — в частности, пускать с крыши фейерверки.
Фильм смонтирован очень причудливо — он как бы мелко склеен из разных источников (на ранчо полно людей с камерами и микрофонами), переходит из ч/б в цвет и так далее. Одного просмотра категорически недостаточно, но это чрезвычайно остроумно (но не всегда смешно), очень несовременно, довольно монотонно. Когда проходит первый шок от того, что вообще все это видишь, впадаешь в транс, приятного, впрочем, толка. Хьюстон своим знаменитым голосом произносит ужасные вещи, Богданович мерзко ухмыляется, много голых женщин, какие-то старички что-то втолковывают в камеру, бегают неприятные кинокритикессы, периодически начинается «фильм в фильме» — шутка, затянувшаяся настолько, что стала жить какой-то своей жизнью.
В общем, опыт не самый простой, но поразительный.