В неприятно заснеженной Миннесоте торговец машинами (Уилльям Х.Мейси) договаривается с двумя бандитами о похищении своей жены. Из бандитов один почти что нормальный (Стив Бушеми), а у другого — лицо Петера Стормаре (Петер Стормаре). Жена похищена, и вскоре всплывет чемодан денег. После того как псих впервые начинает стрелять, к кровавому месиву прибывает полицейская Мардж Гундерсон (Фрэнсис МакДорманд) — ответственная женщина на седьмом месяце беременности. Тарантино снимает фильмы не про людей, а про другие фильмы. Братья Коэн снимают про уродов и людей, которые не очень-то люди, скорее, существа, имеющие с нами отдаленное пугающее сходство. Даже если кого-то вдруг жалко, потом все равно наступает ощущение «нас всех тошнит». За всю фильмографию режиссеров максимально очеловечилась героиня МакДорманд с ее бесстрастным лицом и большим животом. То ли потому, что «она же мать», а на мать у Коэнов рука не поднялась, то ли Мардж Гундерсон просто следует воспринимать как мифологическую фигуру. Ее никто не станет спрашивать, почему она решила стать полицейской: ничего она не решала, а всегда была посреди белого безмолвия Миннесоты, чтобы в атмосфере уютного босхианского кошмара хотя бы мужья не засовывали жен в дробилку для древесных отходов.
Триллер, Криминальный |
16+ |
5 апреля 1996 |
1 час 38 минут |
Муж-лузер (Мэйси) организовал похищение собственной жены, чтобы слупить выкуп с богатого тестя, а в итоге убито человек семь или восемь.
Одна из лучших находок фильма в том, что дело расследует беременная на восьмом месяце полицейская, которую играет жена режиссера, Фрэнсис МакДорманд. Вторая находка — название северного городка Fargo (far go — далеко идти, что-то вроде «у черта на куличках»). «Фарго» — самый простой из коэновских фильмов. Не сравнить ни по формальным изыскам, ни по хитрым подтекстам — ни с «Бартоном Финком», ни с «Зицпредседателем», ни с «Большим Лебовски». Центральная идея «Фарго»: правильные, воспитанные в духе политкорректности и пуританской морали люди, если жизнь загоняет их в угол, способны на дичайшие преступления. Идея развита в фирменном коэновском духе: литры крови, сверхчерный юмор, лаконично-уморительные диалоги (в основном с разными интонациями произносится yes). Иногда кажется, что Коэны (Джоел — режиссер, Итан — продюсер) сделали «Фарго» специально для Америки (в Европе их обожали и награждали и до и после). В Америке простоту оценили: наградили фильм двумя «Оскарами» и объявили величайшим достижением Коэнов. Пусть там так и считают.
Динамичный триллер братьев Коэнов с черным юмором и Фрэнсис МакДорманд в роли полицейской на сносях, которой в отсутствие в окрестностях иных кандидатов приходится взвалить на себя роль американского героя из глубинки, спасающего всех, кого еще можно спасти, и карающего злодеев.
Старый – 96-го года – фильм о кровавейшем преступлении, имевшем место в тухлой американской провинции.
Простая, даже банальная история – муж-неудачник пытается с помощью двух бандитов инсценировать похищение своей жены, чтобы вытрясти миллион из богатого тестя. Более того, история основана на реальных событиях, о чем предупреждают открывающие фильм титры.
Что можно сделать из этой истории? Впихнуть талантливого полицейского, в одиночку распутывающего преступление – выйдет добротный детектив в стиле сериала про Коломбо; добавить ведро крови и циничной жестокости – получится, пожалуй, Мыс страха; оставить ведро крови и поддать психологизма – психотриллер вроде Бессонницы; убрать кровь, упростить персонажей и добавить юмора – готова комедия положений. В общем, вариантов масса, и вы честно готовы к одному из них.
Но это же Коэны, понимаете, да?
Я не знаю, как отнеслись к фильму выжившие участники пресловутых реальных событий, но перед ними правда как-то неудобно, потому что абсолютно все персонажи в фильме – тщательно, гениально, с удивительным вниманием к каждой мелочи выписанные идиоты.
Ведро крови, при этом, на месте. Чудовищная и бессмысленная жестокость – обязательно. Полицейский, в одиночку распутывающий – а как же. Но все это творится людьми и с людьми зубодробительно, умилительно простыми. Обнять и плакать.
Представить, что едкие интеллектуалы Коэны выросли среди этих людей, в захолустном пригороде Миннеаполиса, в котором и разворачивается действие – нереально. Но я проверяла - так и есть, они именно там и выросли, и каждая фраза, каждое выражение лица, каждая мини-сценка из жизни этого гротескного зоопарка показаны с такой нежностью и в таких деталях, что узнаваемы абсолютно, и абсолютно реалистичны. Именно благодаря этому Коэнам удается в который раз выбить из зрителя дух.
Джерри Лунденгаард (Уильям Мейси) – среднестатистический агент по продажам автомобилей, отличающийся разве что значком за пятилетний стаж, а также склонностью к рискованными финансовыми мероприятиями, одно из которых приводит его на самое дно долговой ямы с единственной лестницей оттуда в виде идеи вынудить богатенького тестя раскошелиться выкупом за свою похищенную дочку. Для того, чтобы провернуть столь морально подозрительное, но экономически выгодное мероприятие, он нанимает дуэт совершенно разных по характерам друзей-преступников – болтливого Карла «Трещетку» (Стив Бушеми) и непроницаемого молчаливого Гаера (Питер Стормаре) с очевидно садистскими наклонностями. Похищение проходит как по нотам, однако, в силу определенного положения звезд на небе и мозговых извилин в голове Гаера, жертв «идеального преступления» становится гораздо больше чем планировалось, и на сцену выходит внешне безобидная, да и к тому же беременная женщина-полицейский Мардж (Френсис МакДормандт), неумолимо, как рок, идущая по следам горемык-похитителей.
После довольно размашистого, дорогого, прямо-таки фантасмагорического и неестественного выпендрежа в виде картины «Подручный Хадсакера», Коэны возвращаются в более уютную атмосферу небольшого рассказа, сделанного недорого (семимиллионным бюджетом), но очень тщательно и изящно. «Фарго» - это что-то вроде ранних картин Коэнов («Просто кровь», «Воспитывая Аризону»), где нестандартные и интересные персонажи становятся жертвами нестандартной и интересной истории. Только в этот раз Коэны, уже набившие руку во всех областях кинопроизводства, делают все идеально. Их герои одновременно и карикатурны, и уникальны. Поди вот так сразу вспомни детектив, где следствие бы вела беременная на поздних месяцах женщина. Их история проработана до мельчайших деталей и умело балансирует между достоверностью и стебом абсурдизма. В начале фильма братья заявляют, что этот фильм основан на реальных событиях, а в конце поясняют, что все совпадения с настоящими персонажами на самом деле вымышлены. Но, при такой двойственности картины, нет никакого ощущения раздрая, внутреннего или внешнего.
Конечно, большей частью своего успеха фильм обязан исключительно актерам. Состав подобран просто феноменально. Но и тут Коэны подошли со всей тщательностью, на которую были способны. Практически все роли, прописанные в сценарии, были созданы именно под тех, кто их в картине и исполнил. И это потом можно говорить в интервью, что практически все, что творила актерская братия под оком окуляров – это, по большей части, создано самими исполнителями, но такая незаметная графа в смете, как «специалист по акцентам» с головой выдает, насколько четко и внимательно братья отнеслись к тому, что сделали.
Нельзя не отметить и остальные составляющие кусочки фильма, без которых даже идеальная игра актеров оказалась бы занятием исключительно бессмысленным. Отлично поработал над саундтреком постоянный композитор Коэнов Картер Бервел. Просто потрясающая работа проделана и оператором Роджером Диксоном, создавшего невероятно статичные планы, где камера, в отличие от тех же ранних картин, является не соучастником «сорвавшегося преступления», а хладнокровным свидетелем, который, с выдержкой Мардж, следует за главными героями и дает понять, что никуда они не денутся.
Съемки в «Фарго» - это тема для отдельного обсуждения. Коэны создали настоящий, уникальный образ зимнего Миннеаполиса – белая пелена, в которой не ясно, где кончается заснеженная зима и начинается высвеченное до белого ярма небо. И пусть для этого им даже понадобилось съездить в Северную Дакоту и сделать кучу натурных сцен там, результат вышел более чем убедительный, но, что самое главное, целостный и яркий. Грандиозные, бездушные пейзажи, без гор, лесов или озер, исключительно плоские, безжизненные равнины стали равноправным участником происходящего, безмолвным свидетелем и даже, если взять во внимание финал, решающим фактором рассказа.
Поразительно зрелое, удивительное кино-развлечение, точно работающее на всех уровнях восприятия. Такого баланса Коэны никогда не достигали до, и долгое время (до «Серьезного человека») после. Как результат – одновременное признание как у себя на родине, так и в Европе (и даже Британии), чему свидетельствует куча наград за сценарии и режиссуру на таких важных мероприятиях, как BAFTA, Independed Spirit Awards, Канны и Оскар, если опустить кучу кинематографических гильдий. К слову о непредсказуемости отношения авторов и зрителя. Тщательно проработанный «Подручный Хадсакера» с треском ухнул на дно безвестности, тогда как все носили на руках «Фарго», снимая который Коэны говорили «Ай, хорошо если человека три до конца сеанса досидит, но зато недорого снимем, да и нам весело будет».
Великолепное кино.Сценарий,подчерпнутый из жизни чаще всего выигрывает.Как и здесь.Коэны с каждым фильмом удивляют меня подбором актеров и "выискиванием" у них изощренности,нового таланта.Очаровала "коэновская" муза Макдорманд в образе американского полицейского,находящегося в положении (это до чего безумна жизнь??каждый день жертвовать собой и своим ребенком-сплошнной гротеск).Посмеялся от души над Мейси и Бушеми.Стива обожаю!Но а Питер Стормар...Такая молчаливая крепость,готовая засунуть тебя в мясорубку,пожевывая пирожок.Коэны - настоящие мастера черного юмора,криминала и драматизма всего происходящего.Только смена прически настолько важна,как и перелом руки...
Детектив.Фильм мне очень понравился. Поначалу там даже видны искорки юмора, которые разгорится в "Большом Лебовском", но недостаток или странность, сама еще не знаю, как это охарактеризовать, заключается в том, что жанр очень смазан. Начало печальное, строгое и снежное, я имею в виду интонацию. Но с момента первого убийства это почти перестает быть смешным. Не говоря уже о том, что фильм основан на реальных событиях, от чего уже грустно.
Противопоставлены 2 жизни: человека, который попросил похитить свою жену и похитителей, и Марджи, очаровательной беременной женщины-полицейского, которая это дело расследует. Такой безыскусной теплотой и душевностью наполнены сцены ее тихой семейной жизни. Они там рискуют своими и чужими жизнями, надувают и убивают людей, и все из-за каких-то сотен долларов, а она с мужем радуется тому, что его крякву поместили на марку стоимостью 3 пенса, тому, что скоро родится их ребенок, тому, что можно проводить такие тихие умиротворенные вечера друг с другом. Так по-доброму это рассказано.