Титанический Орсон Уэллс, при бороде и усах похожий на Ивана Грозного, в роли инфернального магната Григория Аркадина. Аркадин утверждает, что страдает потерей памяти, потому нанимает прохвоста Гая ван Страттена (Арден), чтобы тот выяснил его прошлое. История и характеры, положенные в основу фильма, выросли из уэллсовской радиопрограммы начала пятидесятых.
Драма, Криминальный, Нуар |
18+ |
Орсон Уэллс |
март 1955 |
1 час 39 минут |
«Мистер Аркадин» (в другом варианте — «Тайное досье») сущая нелепица, трэшёвая помесь «Гражданина Кейна» и «Третьего человека». Уэллс там (с накладным носом и бородой) играл противного олигарха Григория Аркадина, которого на самом деле вообще зовут Васо Атабадзе. Однако через пару-тройку лет Орсон вернулся в невероятной роли инфернального капитана полиции Хэнка Куинлена в «Печати зла» — в одном из своих лучших, да и вообще в одном из лучших фильмов на свете. Как такое могло произойти? Специалисты по творчеству Уэллса видят в этом проявление его невероятного характера.
Мелкий воришка по имени Ван Страттен (Роберт Арден) случайно оказывается вместе со своей девушкой Мили (Патриция Медина) на месте преступления и слышит, как жертва шепчет имена Григория Аркадина и некой Софии, подчеркивая, что это очень важно. Решая поверить предсмертным словам, Ван Страттен отправляется на поиски указанных людей, надеясь, что они приведут его к большим деньгам. Проще всего, конечно, получилось найти Аркадина. Однако найти его и поговорить с ним – задачи разной сложности. Аркадин (Орсон Уэллс) – жестокий миллионер и не большой любитель поговорить с незнакомыми мошенниками. Впрочем, Ван Страттен находит лазейку, познакомившись с дочерью важного русского авторитета, и тот делает довольно неожиданное предложение. Ван Страттен оказывается нанятым, чтобы разузнать прошлое Аркадина, так как тот ничего о себе не помнит, якобы. Казалось бы, невинная задача оборачивается для простака смертельной опасностью.
Как и многие фильмы раннего, «европейского» периода творчества Орсона Уэллса, «Мистер Аркадий» делался «со скрипом». Сценарий переписывался несколько раз, еще чаще перекраивался бюджет, а когда фильм был закончен, то пленки у автора отобрали и скроили по своему, даже не спросив мнение самого режиссера. Впрочем, получилось не так уж и плохо, учитывая все эти сложности. А сам фильм вышел ярким, выразительным, интересным, интригующим, захватывающим, а, самое главное – важным, став этакой вехой в творчестве Орсона Уэллса. Может и не потому, что стал шедевром, а этого о фильме сказать нельзя, но и от важности с позиции связи раннего творчества автора с его более поздним этапом отмахнуться не получится.
Очертания фильма начали проявляться еще в 1951 году, когда Уэллс работал на радио BBC, сочиняя и читая в эфире различные таинственные рассказы. Одним из них была история «Грек встречает грека». Аркадина, правда, звали тогда Аркадианом, и был он очевидно не грузином, а греком, но не суть важно. История эта настолько понравилась Уэллсу, что он решил сделать на ее основе, присовокупив к сюжету несколько рассказов из той же радио-серии, фильм. Первый сценарий был готов к марту 1953 года и назывался «Маскарад». Луи Доливе, давний друг и соратник режиссера, вызвался продюсировать картину и добился финансирования со стороны швейцарских и испанских банков.
Год спустя, в Испании, приступили к работе непосредственно над съемками. Сценарий был уже вновь переписан, хотя сам маскарад остался, и перекроен за счет использования флешбеков, что делало его повествовательно похожим на «Гражданина Кейна». Съемки захватили также Париж, Рим, Мюнхен и после восьми месяцев, решил поторопиться, чтобы доделать картину к Венецианскому фестивалю 1954 года, но, к сожалению, пришлось потратить много времени на дубляж, и к сроку проведения фестиваля завершить фильм не получилось. Доливе, возмущенный подобными обстоятельствами, снял Уэллса с проекта и отдал пленки другому человеку, который решил отказаться от флешбеков и склеил фильм по-простому.
Конечно, все это несколько омрачает восприятие фильма, но нельзя сказать, что фильм настолько угроблен сменой руководителя на финальной стадии. Рука Уэллса чувствуется буквально повсюду. Тематически это фильм о власти, влиянии, силе воли. Это вновь история о всемогущем человеке, который однажды решил, что может купить все, включая любовь собственной дочери. Есть тут и проходящая сквозь все творчество режиссера тема разрушения личности человека, причем в данном случае не только самого Аркадина, но и главного героя картины. Все эти векторы творчества чудесно отображены в тех притчах, что не просто так рассказывает персонаж Орсона Уэллса на протяжении всей истории.
Но интересен фильм, все-таки, не содержанием, а формой. То, какого персонажа, мощного, яркого, грозного, создал сам Орсон Уэллс, как актер. Каких странных, чудаковатых, непривычных героев он собрал под своим крылом. Все эти неестественные ракурсы, игра со светом и тенью, все это создает какой-то мир иллюзии, отталкиваясь далеко от реальности, документальности. Но, так получилось, фильм является довольно малоизвестным и мало любимым, как среди поклонников режиссера и его творчества, так и среди критиков и историков. Многие сходятся, что «Мистер Аркадин» отлично вписывается в общую гармонию творческого пути Уэллса, однако почти никто не спешит выделять его на фоне остальных достижений автора.