Дебютный полный метр Стивена Спилберга: триллер о коммивояжере, вступившем в автомобильную схватку с таинственным 40-тонным грузовиком посреди Калифорнийской пустыни.
Детектив, Боевик, Тр иллер |
16+ |
Стивен Спилберг |
13 ноября 1971 |
1 час 30 минут |
30 |
На дальней трассе мидл-очкарик обгоняет смердящую выхлопами цистерну. Цистерна с воем обходит мидла, а после устраивает выскочке такое автородео, что нож с вилкой на дорожном знаке начинают казаться скрещенными костями.
Глухое шоссе с двузначным номером — редкое место встречи классовых антагонистов. Цивилизация изобрела полицию и суд, элитные школы, кварталы, офисы с единственной целью — оградить городских трусохвостиков от «дай закурить». Лишь дорога делала людей равными, как только могут быть равны блестящая городская игрушечка и смрадный четырехмостовый кинг-конг. В невадской пустыне красный «плимут», который don’t like trouble, не стоит против бензовоза-питекантропа, плотоядно урчащего в задний бампер. Дорожные пятнашки уже на 20-й минуте превращаются в убийственное сафари, сопровождаемое детским щебетом из приемника: «Я люблю играть с мясом». Белый воротничок из «плимута» не любит играть с мясом, но мясо его не спрашивает. Мясо хочет честного лобового поединка куриной шейки с волосатой тушей. Нация шоссейных дорог и железных коней играет сверхамериканскую аллегорию библейского поединка кузнечика с гориллой. Неудивительно, что сюжет взволновал субтильного дебютанта Спилберга, а не кого-нибудь погабаритней вроде Орсона Уэллса.
Пишу вторую версию отзыва - вполне выдержанную и обдуманную, ибо первая была слишком скорой и лишённой рассуждения. Она была отрицательной, ибо я решил, что фильм полностью лишён смысла.
В итоге я понял для себя чем был грузовик и кем таинственный преследователь-дальнобойщик. А он и был как раз основной жертвой этого демонического левиафана, но добровольно вверившей себя в его власть. А второй жертвой демона — преследуемым мог стать абсолютно любой, ибо демоны ненавидят абсолютно всех людей как совершенное Божье творение — ненавидят без разбора, и случайный обгон стал только поводом для мнимой дуэли этих двух людей посреди пустыни. Истинно же эта дуэль и вражда, как сказано в Библии, была и будет до скончания века между дьяволом и человеком, ибо Самого Бога дьявол уязвить никак не может, но мнит сделать это через погубление возлюбленных Им людей. Но в итоге закономерно и трагически гибнет именно тот, кто первым поработил себя демону, тот кто из людей был к демону ближе всего. Достать же человека, после сокрушившего главу змея Креста Христова, дьявол может не иначе как по собственному человеческому произволению. Но от этого гибель сия не менее трагична.
Вряд ли, конечно, сей смысл понимал при съемке Стивен Спилберг, но от этого Бог-Отец не перестаёт быть Вседержителем, влагающим смысл во всё, и даже в самые дальние и захолустные уголки нашего бытия - будь то хоть шоссе в техасской пустыне, хоть ум молодого и талантливого американского режиссёра. И от понимания этого мне несомненно
ХОРОШО
Предыдущая версия отзыва: Отныне я считаю, что такого рода бессмысленные фильмы, а он именно таков, так как не кормит ничего кроме похоти очей, - это антиискусство. Не зря слово "зрелище" на старославянском звучало как "позорище". Ещё раз повторю - фильм абсолютно бессмыслен - пустышка, клип, пустая игра воображения. Моя оценка - "два", "неуд", "не зачёт".
Спилберг, это брэнд! Пускай он стал таковым и несколько позже данной работы, но крепкая режиссёрская хватка уже заметна. Плюс ко всему, это один из лучших триллеров всех времён про автомобиль-убийцу, и судя по всему таковым останется пожизненно. Минимализм фильма, и сценария в частности, нисколько не бросается в глаза, "Peterbilt" страшный ровно настолько, чтобы не снизойти до киношной неправдоподобности или карикатурности, а градус напряжения поддерживается абсолютно безо всяких спецэффектов. Конечно, возраст фильма ощутим, но зато это полноценно зрительский фильм, и хотя бы за это достоин похвалы.