Нашу планету навещают гости из космоса. Информацию о своем прибытии они передают телепатическим путем. На контакт вышел житель штата Вайоминг Рой Нири. Понятно, что вера в инопланетные цивилизации — ближайший современный родственник веры в Бога, но никому ни до, ни после Спилберга не удавалось сформулировать это так изящно.
Фантастика |
0+ |
Стивен Спилберг |
15 ноября 1977 |
2 часа 12 минут |
В мексиканской пустыне откуда ни возьмись появляется эскадрилья самолетов, пропавших во время Второй мировой; в Монголии среди барханов застрял корабль; в Индии сотни людей повторяют звуки, будто бы идущие с неба; над ночной Америкой стремительно летают светящиеся объекты. Пока секретная международная комиссия во главе с французом Лакомбом (Трюффо) пытается разобраться в происходящем, в штате Индиана многодетный отец Рой Нири (Дрейфусс) навсегда теряет покой.
Понятно, что вера в инопланетные цивилизации — ближайший современный родственник веры в Бога, но никому ни до, ни после Спилберга не удавалось сформулировать это так изящно. «Близкие контакты» — совершенно религиозная по духу вещь, и очарованный главный герой проходит все положенные стадии: внезапное обращение вследствие увиденного чуда, попытки проповедовать, упершиеся в стену непонимания, превращение в изгоя, паломничество и, наконец, выстраданная награда — слишком невероятная, чтобы описать ее словами или даже визуальными образами. Впрочем, Спилберг вплотную приближается к решению этой задачи, в финальные полчаса окончательно превратившись из режиссера-фантаста в религиозного живописца, вдобавок вооруженного в отличие от своих предшественников всей мощью светомузыкальных спецэффектов. Но он не был бы собой, если бы не ввел в фильм рационалистический контрапункт — всемогущую научную комиссию, которая, подобно церкви, выступает как бы посредником между человеком и чудом. И если бы не поставил во главе ее своего собрата — кинорежиссера.