Все развлеченияМосквы

22 российские мелодрамы, которые ничем не уступают голливудским

К выходу российской мелодрамы «Без меня» Кирилла Плетнева и скорому релизу еще одного удивительного мелодраматического кино «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Афиша» провела ревизию лучших отечественных фильмов в этом жанре за последние 20 лет.
13 октября 2018, Ксения Шумина, Евгений Ткачёв

драма

Мальчик на потеху

Одна из первых заметных ролей Константина Хабенского. Его герой, Андрей Калинин, отчаянно рвется поступить в театральный вуз — парню уже 24 года, и на следующий год не примут документы. И надо такому случиться, что в приемной комиссии сидит не кто-нибудь, а звезда кино и театра Елизавета Каминская (Елена Сафонова), у которой сильно не задался день, — и значит, он не задался у всех абитуриентов. Калинин пытается умиротворить и утешить любимую с детства актрису, что ожидаемо заканчивается немного нервным соитием. Дальше следует сложный роман между молодым актером и уже не очень молодой женщиной, которая к тому же оказывается больна. После ее ухода герой Хабенского теряет опору, тоскует и с горя идет по рукам кинокарьеристок, которые привыкли употреблять юные таланты в перерыве между дублями. Фильм снят через защемляющие душу золотистые фильтры, что несколько смягчает цинизм истории — женской собственностью Калинин становится вполне себе в прямом смысле. Впрочем, Дмитрий Месхиев («Свои», «Батальон») милосердно дает герою еще один шанс — стать собственником своей судьбы. И пусть финал картины выглядит несколько смазано, будто хеппи-энд натянули белыми сюжетными нитками, задачу он выполняет на ура: заставляет поверить в то, что великая любовь в жизни может случиться не однажды. Помимо этого фильм также очень интересен с точки зрения нарождающегося в стране на тот момент феминизма. Как выяснилось, страдать от объективации могут не только девочки.

драма

Муж всегда узнает последним

Олег Янковский играет профессора Дмитрия Чарышева, который настолько увлечен собой, что в упор не замечает жену. Зрители жену тоже почти не видят — она умирает в первых кадрах. Потом на ее похороны приходит странный мужчина Иван (Сергей Гармаш) — тот, с кем жена Дмитрия изменяла ему на протяжении всей семейной жизни. Чарышев, понятное дело, узнает об этом и пытается свести с Иваном какое-то знакомство, выпытывая, что же его покойная красавица и умница нашла в этом мезальянсе. В классической русской мелодраме чаще всего страдает женщина. Здесь жизнь выворачивает наизнанку двух интересных мужчин — причем режиссер Валерий Тодоровский не щадит обоих. Достается и Дмитрию — за невнимание и самоуверенность, и Ивану — за мягкотелость и неумение принять решение. Картину упрекали в излишнем романтизме и некой выспренности персонажей. Но это не помешало Тодоровскому создать настоящее мужское кино, пусть и очень камерное, и на такую щекотливую тему. А диалоги в исполнении Янковского и Гармаша можно смело заносить в золотой мелодраматический фонд. Вообще, если вы женщина и хотите чуть-чуть понять мужчин, непременно посмотрите «Любовника».

драма

Иван Бунин много дам переибунил

Подробности личной жизни великого писателя, лауреата Нобелевской премии и автора «Темных аллей», рассказаны с вежливой отстраненностью, но при этом с беспощадной детализацией. Это, наверное, лучшая картина Алексея Учителя. В ней Андрей Смирнов гениально сыграл Бунина. Во-первых, они с героем похожи чисто внешне. Во-вторых, актеру удалось филигранно передать всю сложность противоречивой натуры писателя: сочетание издерганности и нежности, лиричности и замкнутости. При этом образ Бунина, согласно законам жанра, подается через его женщин: жену Веру (Галина Тюнина), любовницу Галину Плотникову (Ольга Будина) и ее коварную подругу Марго (Елена Морозова), которая затем уведет молоденькую хорошенькую женщину от писателя. Яркие женские образы — главная ценность этого фильма. Можно понять Бунина, который мечется от одной дамы к другой, злится и замыкается в себе, заводит собаку и бросает фразу насчет того, что «одной сучкой больше или меньше, какая разница».

триллер, мелодрама

Занесла меня река за крутые берега

Александр Митта замахнулся на восьмисерийное полотно о жизни советской приграничной глубинки. Впоследствии, правда, сериал «Граница: Таежный роман» был урезан и перемонтирован в полнометражный фильм. По сюжету, Марина (Ольга Будина) — жена капитана Никиты Голощекина (Алексей Гуськов) — внезапно влюбляется в молодого лейтенанта Ивана Столбова (Марат Башаров). Однако про их страстный адюльтер вскоре становится известно всем: свидания в бане, спрятанной в лесу, увы, не скрыть от глаз, если вы живете в маленьком военном городке. Меж тем у подруг Марины с личной жизнью тоже не все в порядке: у Галины Жгут (Елена Панова) муж Алексей (Михаил Ефремов) — картежник, любящий заложить за воротник, а Альбина Воронина (Рената Литвинова) мечтает о светской жизни, в отличие от своего приземленного супруга Вячеслава (Андрей Панин). Надо сказать, что киноверсия «Границы» несколько утратила обаяние сериала, подрастеряв важные детали, прятавшиеся во второстепенных сюжетных линиях. И все же этот фильм очень любят те, кто хорошо помнит СССР, — впрочем, не только они. Это кино в ненавязчивой форме напоминает о том, что в Советском Союзе, вопреки распространенному штампу, были и секс, и разговоры о нем, и шекспировские страсти, и сложные любовные многоугольники. А то, что не разводились — ну так любовников и любовниц иногда убивали. И, господи, как же тут хорош демонический Гуськов — одно загляденье.

мелодрама

Еще раз про любовь в XXI веке

Режиссер Вера Сторожева сняла фильм по мотивам той же пьесы Эдварда Радзинского, по которой создана знаменитая мелодрама 60-х «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым. Но на сей раз действие перенесено в современную столицу. Главную роль — стюардессы Лары, очень странной и лучшей девушки Москвы и Московской области — играет Рената Литвинова. Ее возлюбленного — Дмитрий Орлов (правда, почему-то озвучивает его героя Константин Хабенский). У них была случайная встреча, которая непостижимым образом переросла в серьезное чувство — слишком серьезное для такого несерьезного бытия. Эта мелодрама очаровывает тем, что при всей современности в ней нет-нет да повеет тем самым духом перемен, характерным для 60-х. Правда, если Доронина и Лазарев играли людей, которым оттепель внезапно и пьяняще вручила право на свободу и чувства, то Литвинова и Орлов воплощают, скорее, новое потерянное поколение: когда в России сытых нулевых, времени потребительской гонки, внезапно не осталось пространства для чего-то по-настоящему глубокого и неоднозначного. И судьба нежной Лары с прозрачными глазами и уязвимой душой как нельзя лучше передает невозможность слияния этих двух миров.

мелодрама

Любовь без монтажных склеек

Алексей Учитель снял кино почти одним планом с операторами Юрием Клименко и Павлом Костомаровым. По летнему Питеру на высоких каблуках почти бежит симпатичная девушка Оля (Ирина Пегова). К ней присоединяются два молодых человека — Леша (Павел Баршак) и Петя (Евгений Цыганов), каждый из которых попробует завоевать ее сердце, а в финале оба жестоко обломаются. Эту мелодраму сравнивают с фильмами шестидесятых — есть в ней что-то и от «Я шагаю по Москве», и от «Заставы Ильича» («Мне 20 лет»). Начало нулевых годов, новой эпохи, нового тысячелетия, начало взрослой жизни — все это настолько прекрасно, что для всполоха любви оказывается достаточно дуновения ветерка с Невы и ласкового взгляда с поволокой. Стоит запомнить это чувство, и чем бы оно ни кончилось — упаковать его в багаж воспоминаний, чтобы в минуты тоски устроить прогулку по волнам своей памяти.

ромком

Маша, возьми телефон. Это он

Культовая мелодрама нулевых Оксаны Бычковой («Плюс один», «Еще один год»). Диджей Маша (Екатерина Федулова) случайно меняется телефонами с симпатичным архитектором Максимом (Евгений Цыганов). Эта случайность и долгие телефонные разговоры меняют их жизнь, пусть даже за весь фильм они ни разу не встретятся глазами. Фильму всего 12 лет, но он уже парадоксальным образом успел стать ретро, так как зафиксировал тот славный миг технического прогресса, когда люди уже могли влюбиться по СМС, но еще не знали инстаграма и не сидели в соцсетях сутками. Эта мелодрама прекрасна, как Питер на рассвете, как летний дождь с теплыми лужами, как краткий миг растворения в небытии, пока ты вне зоны доступа.

мелодрама

Исповедь содержанки

Алексей Балабанов снял пронзительную мелодраму о невозможной страсти. Трое друзей — архитекторы и строители — мечтают открыть собственное бюро, ворочать деньгами и заказами. Одна из клиенток — утонченная молодая Натэлла Антоновна (Рената Литвинова) — влюбляется в одного из них, Мишу (Александр Яценко). Она очень красивая и странная, живет в большой квартире, носит парики, а заниматься любовью предпочитает на волосистой копне. В довершение всего еще и выясняется, что Ната — содержанка богатого человека (великолепный Никита Михалков). А потом все становится только хуже. Сюжет, когда молодая красивая женщина внезапно оказывается смертельно больной, не нов и часто используется в мелодраме (взять хотя бы «Сладкий ноябрь»). Но Рената Литвинова делает свой образ до такой степени трепетным и трагичным, что затмевает многих признанных страдалиц этого жанра. Честное слово, этот фильм можно смотреть хотя бы ради того, чтобы послушать ее голос.

драма

Муж, жена и ее любовник

Капитану спецназа Макарову — Кувалде (Андрей Мерзликин) — не очень повезло. Мало того, что у жены любовник, так он еще и пьет, а вместе с ним некисло закидывает за воротник и сама Таня (Мария Миронова). Барышня мечется между двумя мужчинами и, в конце концов, сигает из окна, чтобы выбрать второго — ведь он, несчастный алкоголик, без нее пропадет. Макаров, погоревав, находит себе интеллигентную любовницу и пытается начать жить заново, но потом судьба делает крутой поворот — и гулящая жена вдруг осознает, что никто ей, кроме родного Кувалды, не нужен. В фильме Антона Сиверса лучше всего удался актерский дуэт Андрея Мерзликина и Марии Мироновой. Между ними действительно есть химия, магия, алхимическое напряжение — и именно это раскачивает незамысловатый сюжет. Мерзликин вообще сыграл тут, возможно, одну из своих лучших драматических ролей. Нежный и брутальный, нервный и преданный, плачущий, но сильный — актеру удалось создать многомерный образ. Уязвимость не равна слабости — казалось бы, простая формула, но как сложно ее затвердить в нашей стране, где показная маскулинность по-прежнему остается мерилом успеха у женщин.

мелодрама

А я и не знал, что любовь может быть жестокой

Кирилл (Дмитрий Кубасов) влюблен в однокурсницу Дашу (Лянка Грыу). Но так как юноша чрезмерно замкнут и совершенно не умеет говорить о своих чувствах, рыжеволосую нимфу у него успешно перехватывает брутальный и нагловатый друг Макс (Павел Прилучный). Взамен же Кириллу достается странноватая, но талантливая подруга Даши — Лея (Анна Старшенбаум). Но настоящее чувство никуда не деть — даже если изначально его старательно спрятать и завести назло параллельный роман. Фильм Андрея Кавуна («Охота на пиранью», «Кандагар») мастерски сделан на контрастах: вот нежные интерьеры, в которых растут нежные московские хипстеры, — а вот эстетика улиц, по которым ходят суровые дяди, любящие снять проституток на полчаса. Вот кайф первого секса — а вот оглушающе черная драма первого любовного разочарования. Вот возвышенное чувство на всю жизнь — а вот цинизм раннего брака. В общем, детям до 16 фильм смотреть, наверное, не стоит, а вот тем, кому чуть за — обязательно. Чтобы уяснить простую житейскую истину: о любви молчать нельзя. Так же, как и, кстати, о нелюбви. Карма не простит.

ромком

Разница в возрасте не имеет значения

30-летний Виталий (Илья Любимов) приезжает в Москву из Серпухова, надеясь обрести гармонию на фоне декораций мегаполиса. Парень он, как ему кажется, очень неадекватный и имеет трудности в общении. Соседкой Виталика оказывается симпатичная школьница Кристина (Ингрид Олеринская), которая тоже несколько не от мира сего. Казалось бы, ну какой тут роман, ведь между ними столько лет разницы? И тем не менее, чувство оказывается сильнее установок. Режиссер Роман Каримов удивительным образом не превратил этот сюжет в экзистенциальную драму, а достойно выдержал жанр ромкома. Любовь действительно порой не выбирают. И если не крутить мозги на этот счет и сохранить доверие к собственным чувствам — это очень здорово. Веселое духоподъемное кино о том, что не имеет значения, кто ты, сколько тебе лет и сколько тараканов в твоей голове — обязательно найдется такой же идиот, который тебя полюбит.

ромком

Чиновники тоже любят

Музейный работник Маша (Ксения Раппопорт) всеми фибрами души ненавидит государевых людей, которые хотят закрыть дом-усадьбу русского писателя, где она работает. Но надо же такому случиться, что федеральный чиновник Петр Дроздов (Федор Бондарчук), приехавший именно за этим, очень ей понравился, несмотря на разницу в мировоззрении, социальном положении, наличие невесты в белокаменной и прочие не очень-то важные для настоящей любви дела. Над «2 днями» необидно шутили: мол, снявшая этот фильм Дуня Смирнова не понаслышке знает, что такое союз творческого человека и чиновника (режиссерка замужем за Анатолием Чубайсом). С другой стороны, пусть это и в некотором смысле сеанс самотерапии, мелодрама вышла яркой, живой, убедительной и очень смешной.

мелодрама

Стокгольмский синдром на окраинах Ростова

Молодая, красивая, небедная Марина (Ольга Дыховичная) — работник социального центра — случайно оказывается жертвой насилия со стороны сотрудников ДПС. Движимая чувством мести, она выслеживает одного из них (Сергей Борисов), но вместо того чтобы проткнуть обидчика осколком, внезапно устраивает сеанс орального секса прямо в лифте, а затем влюбляется в сурового пролетария. Режиссер Ангелина Никонова («Велкам хом») смешала эротическую драму с социальной — Марина-красавица и милиционер-чудовище представляют собой классическую обреченную на непонимание пару, которая на короткое чудное время обрела рай на продавленной кровати в узкой заплеванной кухне. Сексуальные сцены в «Портрете в сумерках» сняты достаточно откровенно — Ольга Дыховичная, не стесняясь, обнажает почти все участки тела, а оператор беспристрастно фиксирует крупные детали взрослой любви. При этом голым эротизмом фильм все же не ограничивается, объясняя внезапно вспыхнувшую страсть и общественным подтекстом: Марина тянется к этим странным людям с социального дна — милиционеру, его больному деду, брату-бездельнику — так же, как к гостям центра, где она работает. Они — люди ее круга, ее социального кода. И это в итоге оказывается сильнее, чем привычка к налаженной жизни с богатым мужем.

мелодрама

Чернуха на цветных полотнах

От Валерии Гай Германики странно ждать чего-то однозначно жизнеутверждающего, и тут она точно не подвела — мелодрама о любви юной учительницы Саши (Агния Кузнецова) и начинающего художника Антонина (Александр Горчилин) не внушает радости и оптимиза, но заставляет хорошо прочувствовать очевидное: любовь может вас растоптать, если вы влюбитесь не в того человека. В фильме есть яркие откровенные сцены, обнаженка, рвота и прочие обязательные детали из жизни пьющей богемы, ведущей распутную половую жизнь. При этом надо отдать должное: нерв выдержан, жанр соблюден, актеры вывернулись наизнанку. Посмотреть стоит хотя бы из любопытства к смелости создателей.

мелодрама

Призрачная любовь

Наш ответ «Привидению» с Патриком Суэйзи: фэнтезийная мелодрама Алены Званцовой про работника скорой помощи Игоря (Игорь Гордин), который после смерти застревает между нашим миром и другим, идет к жене (Ксения Каталымова) и пытается жить обычной жизнью, а также заводит роман на стороне — с очаровательным призраком по имени Катя (Яна Гладких). В фильме не так уж много романтики, больше бытовой мелодрамы — оказывается, у мертвых такие же проблемы, как у живых. Они даже презервативами пользуются, из-за чего могут попасться на измене. Озвученное «Ундервудом», во всех отношениях приятное кино про то, что «дороги, которые мы выбираем, не всегда выбирают нас».

драма

С любимыми не расставайтесь

Написанная Наталией Мещаниновой и ее постоянным соавтором Любовью Мульменко («Комбинат «Надежда», «Красные браслеты») мелодрама по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», которую поставила режиссер «Питер FM» Оксана Бычкова. Это история молодоженов: бомбилы Егора (Алексей Филимонов) и веб-дизайнера Жени (Надежда Лумпова), которую все больше засасывает журналистская хипстерская тусовка, поэтому между ней и ее мужем начинает вырастать стена, несмотря на глубоко интимные и нежные сцены между ними. Как и «Сердце мира» (в котором главного героя тоже, как ни странно, зовут Егор), это кино про одновременно сложные и понятные взаимоотношения. Про близость, которую нельзя вот так просто взять и разорвать. Про то, что «Россия айфона» и «Россия шансона» могут ужиться в одной квартире — просто надо дать этому браку еще один шанс.

комедия, мелодрама

Я устала, я ухожу

Трудно поверить, но бросить могут даже такого мужчину, как Данила Козловский. Его герой Никита внезапно узнает, что любимая девушка Афина (Елизавета Боярская) уходит к другому — сорокалетнему дантисту. Весь фильм Никита пытается понять, можно ли вернуть любовь — и можно ли победить соперника. При этом он ведет себя как обычный мужчина — крушит мебель, поет серенады и немного дерется. Заводной режиссер Павел Руминов снял кино о новой эре взаимоотношений между мужчиной и женщиной — разумной моногамной полигамии. Нет ничего страшного в том, что у вас сменился партнер, рассказывает нам эта история. Бывший — не обязательно плохой человек. Просто так получилось, что теперь у вас новый статус отношений. И, судя по истории Никиты и Афины, это совсем не трагедия. Это просто светло-печальная мелодрама, деконструирующая законы жанра, и поди разберись — то ли мы все стали немного инфантильными, то ли, наоборот, учимся зрелости в отношениях.

мелодрама, криминальный, спортивный

Любовь как футбольный финт

Провинциальный гопник Матвей (Дмитрий Власкин) знает один футбольный финт, который он называет «эластико», и показывает его своей девушке Даше (Ирина Антоненко), которая хочет, чтобы ее молодой человек стал настоящим футболистом, а не ушел в криминал, как остальные пацаны. Криминальная мелодрама и режиссерский дебют Михаила Расходникова (который тогда еще не опростоволосился с «Временными трудностями») подкупает бойким рэп-саундтреком, аутентичной романтикой  и гоп-эстетикой российских окраин, а также убедительным месседжем, который сводится к тому, что мужчин такими, какие они есть, делают их женщины.

мелодрама

Между ними тает лед

У фигуристки Нади Лапшиной (Аглая Тарасова) вся жизнь складывалась не благодаря, а вопреки: после смерти матери (Ксения Раппопорт) она еще больше захотела встать на коньки — и в этом ей помогла с виду циничная, но на самом деле добросердечная тренер по фигурному катанию Шаталина (Мария Аронова). И вот, когда девушка находит себе наконец красивого, но подлого партнера (Милош Бикович), у нее случается травма. Поставить ее на ноги берется дерзкий хоккеист Саша Горин (Александр Петров) — фанат «Звездных войн», практикующий джедайскую Силу. Вскоре между ними начинает таять лед. Спродюсированная Федором Бондарчуком (у него, кстати, тут есть забавное камео) спортивная мелодрама, которая вдобавок еще оказалось и мюзиклом, хотя это тщательно скрывали. По силе воздействия «Лед» можно сравнить разве что только с «Движением вверх» — это такая же жизнеутверждающая и духоподъемная история, за которую не стыдно. Даже в тот момент, когда режиссер Олег Трофим начинает крутить вокруг целующихся Петрова и Тарасовой камеру, как в «Телохранителе».

мелодрама

Когда твой бывший парень — призрак

Кира (Полина Максимова) узнает, что ее бывший возлюбленный Дима (Риналь Мухаметов) умер, однако кто-то от его лица продолжает слать ей сообщения. Тогда Кира берет под мышку Ксюшу (Любовь Аксенова) — девушку, к которой ушел Дима — и отправляется с ней в путешествие, чтобы раскрыть тайну, стоящую за его посланиями. Вторая режиссерская работа народного актера Кирилла Плетнева («Жги!») — написанная широкими мазками мелодрама по сценарию Дарьи Грацевич («Измены», «Купи меня»), сюжет которой пересекается с «P.S. Я люблю тебя» с Хилари Суонк и Джерардом Батлером. Стоит предупредить, что тумблер эмоций в этой картине выкручен на полную громкость (за кадром надрывается рояль) — но для мелодрамы, смешанной тут с роуд-муви, это простительно. Максимова и Аксенова разыгрывают бадди-муви, а точнее, женский броманс — и, собственно, на химии между двумя этими актрисами держится весь фильм, несмотря на то что в кадр периодически заходит сам Плетнев, а Мухаметов отыгрывает свою роль на флешбэках. Единственный существенный минус фильма — это то, что он до последнего остается гетеросексуальным, а духовная близость между героинями Максимовой и Аксеновой не перерастает в интимную. Как и «Я худею», «Без меня» — это еще одна русская лесби-мелодрама, которую мы потеряли.

драма

«Лолита» наоборот

Очень странное кино режиссера «Рассказов» и «Кино про Алексеева» Михаила Сегала. Не сразу понятно, по каким правилам оно играет, поэтому первая его половина приводит в замешательство. Это история про дотошного, педантичного и занудливого руководителя какой-то компании (Владимир Мишуков), который так пристально присматривается к дочерям своих друзей, что начинает казаться, что он маньяк. Однако все не так просто. Оказывается, мужчина ищет себе для сугубо платонических отношений девушку, которая стала бы для него дочерью. Сегал в свойственной ему манере смешивает реальность и абсурд, чтобы на выходе получить совершенно ни на что не похожее, хоть и несколько болезненное (в духе набоковской «Лолиты» или даже фаулзовского «Коллекционера») кино, способное ввести как в искренний ступор, так и удивить нетривиальностью формы и содержания. Название фильма, кстати, метафора постели.

драма

Цветения пора, учительница ученика свела с ума

Родители Саввы (Алексей Сергеев) уезжают в отпуск, оставив сына готовиться к вступительным экзаменам. Чтобы подтянуть свои знания по французской литературе, парень обращается к репетитору. Им оказывается красивая и одинокая Анна Германовна (Наталия Вдовина), которая уже не ищет никаких отношений, но знакомство с юношей помогает ей снова расцвести. Спродюсированный Валерием Тодоровским режиссерский дебют вгиковского выпускника Антона Коломееца — филологическая мелодрама, в которой разговоры о бодлеровской «Госпоже Бовари» занимают столько же времени, сколько нежный шепот любовников. Это чудная (с ударением на второй слог) история любви, главные герои которой — смышленый не по годам юноша и слишком умная, чтобы размениваться на общение на неинтересные темы с неинтересными людьми, женщина. Картина очень точно передает одиночество начитанного человека, которому претит мещанство, но не держит ритм. Где-то на середине этот остроумный фильм, построенный на уходе от шаблонов и клише, начинает в них потихоньку сваливаться. А в конце и вовсе изрядно «мыльнеет», перечеркивая все свои прежние достижения. Тем не менее это крайне любопытное кино, которое (пусть и не всегда удачно) пытается открыть новую страницу в пыльном жанре.