Одна из первых заметных ролей Константина Хабенского. Его герой, Андрей Калинин, отчаянно рвется поступить в театральный вуз — парню уже 24 года, и на следующий год не примут документы. И надо такому случиться, что в приемной комиссии сидит не кто-нибудь, а звезда кино и театра Елизавета Каминская (Елена Сафонова), у которой сильно не задался день, — и значит, он не задался у всех абитуриентов. Калинин пытается умиротворить и утешить любимую с детства актрису, что ожидаемо заканчивается немного нервным соитием. Дальше следует сложный роман между молодым актером и уже не очень молодой женщиной, которая к тому же оказывается больна. После ее ухода герой Хабенского теряет опору, тоскует и с горя идет по рукам кинокарьеристок, которые привыкли употреблять юные таланты в перерыве между дублями. Фильм снят через защемляющие душу золотистые фильтры, что несколько смягчает цинизм истории — женской собственностью Калинин становится вполне себе в прямом смысле. Впрочем, Дмитрий Месхиев («Свои», «Батальон») милосердно дает герою еще один шанс — стать собственником своей судьбы. И пусть финал картины выглядит несколько смазано, будто хеппи-энд натянули белыми сюжетными нитками, задачу он выполняет на ура: заставляет поверить в то, что великая любовь в жизни может случиться не однажды. Помимо этого фильм также очень интересен с точки зрения нарождающегося в стране на тот момент феминизма. Как выяснилось, страдать от объективации могут не только девочки.
Олег Янковский играет профессора Дмитрия Чарышева, который настолько увлечен собой, что в упор не замечает жену. Зрители жену тоже почти не видят — она умирает в первых кадрах. Потом на ее похороны приходит странный мужчина Иван (Сергей Гармаш) — тот, с кем жена Дмитрия изменяла ему на протяжении всей семейной жизни. Чарышев, понятное дело, узнает об этом и пытается свести с Иваном какое-то знакомство, выпытывая, что же его покойная красавица и умница нашла в этом мезальянсе. В классической русской мелодраме чаще всего страдает женщина. Здесь жизнь выворачивает наизнанку двух интересных мужчин — причем режиссер Валерий Тодоровский не щадит обоих. Достается и Дмитрию — за невнимание и самоуверенность, и Ивану — за мягкотелость и неумение принять решение. Картину упрекали в излишнем романтизме и некой выспренности персонажей. Но это не помешало Тодоровскому создать настоящее мужское кино, пусть и очень камерное, и на такую щекотливую тему. А диалоги в исполнении Янковского и Гармаша можно смело заносить в золотой мелодраматический фонд. Вообще, если вы женщина и хотите чуть-чуть понять мужчин, непременно посмотрите «Любовника».
Подробности личной жизни великого писателя, лауреата Нобелевской премии и автора «Темных аллей», рассказаны с вежливой отстраненностью, но при этом с беспощадной детализацией. Это, наверное, лучшая картина Алексея Учителя. В ней Андрей Смирнов гениально сыграл Бунина. Во-первых, они с героем похожи чисто внешне. Во-вторых, актеру удалось филигранно передать всю сложность противоречивой натуры писателя: сочетание издерганности и нежности, лиричности и замкнутости. При этом образ Бунина, согласно законам жанра, подается через его женщин: жену Веру (Галина Тюнина), любовницу Галину Плотникову (Ольга Будина) и ее коварную подругу Марго (Елена Морозова), которая затем уведет молоденькую хорошенькую женщину от писателя. Яркие женские образы — главная ценность этого фильма. Можно понять Бунина, который мечется от одной дамы к другой, злится и замыкается в себе, заводит собаку и бросает фразу насчет того, что «одной сучкой больше или меньше, какая разница».
Александр Митта замахнулся на восьмисерийное полотно о жизни советской приграничной глубинки. Впоследствии, правда, сериал «Граница: Таежный роман» был урезан и перемонтирован в полнометражный фильм. По сюжету, Марина (Ольга Будина) — жена капитана Никиты Голощекина (Алексей Гуськов) — внезапно влюбляется в молодого лейтенанта Ивана Столбова (Марат Башаров). Однако про их страстный адюльтер вскоре становится известно всем: свидания в бане, спрятанной в лесу, увы, не скрыть от глаз, если вы живете в маленьком военном городке. Меж тем у подруг Марины с личной жизнью тоже не все в порядке: у Галины Жгут (Елена Панова) муж Алексей (Михаил Ефремов) — картежник, любящий заложить за воротник, а Альбина Воронина (Рената Литвинова) мечтает о светской жизни, в отличие от своего приземленного супруга Вячеслава (Андрей Панин). Надо сказать, что киноверсия «Границы» несколько утратила обаяние сериала, подрастеряв важные детали, прятавшиеся во второстепенных сюжетных линиях. И все же этот фильм очень любят те, кто хорошо помнит СССР, — впрочем, не только они. Это кино в ненавязчивой форме напоминает о том, что в Советском Союзе, вопреки распространенному штампу, были и секс, и разговоры о нем, и шекспировские страсти, и сложные любовные многоугольники. А то, что не разводились — ну так любовников и любовниц иногда убивали. И, господи, как же тут хорош демонический Гуськов — одно загляденье.
Режиссер Вера Сторожева сняла фильм по мотивам той же пьесы Эдварда Радзинского, по которой создана знаменитая мелодрама 60-х «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым. Но на сей раз действие перенесено в современную столицу. Главную роль — стюардессы Лары, очень странной и лучшей девушки Москвы и Московской области — играет Рената Литвинова. Ее возлюбленного — Дмитрий Орлов (правда, почему-то озвучивает его героя Константин Хабенский). У них была случайная встреча, которая непостижимым образом переросла в серьезное чувство — слишком серьезное для такого несерьезного бытия. Эта мелодрама очаровывает тем, что при всей современности в ней нет-нет да повеет тем самым духом перемен, характерным для 60-х. Правда, если Доронина и Лазарев играли людей, которым оттепель внезапно и пьяняще вручила право на свободу и чувства, то Литвинова и Орлов воплощают, скорее, новое потерянное поколение: когда в России сытых нулевых, времени потребительской гонки, внезапно не осталось пространства для чего-то по-настоящему глубокого и неоднозначного. И судьба нежной Лары с прозрачными глазами и уязвимой душой как нельзя лучше передает невозможность слияния этих двух миров.
Алексей Учитель снял кино почти одним планом с операторами Юрием Клименко и Павлом Костомаровым. По летнему Питеру на высоких каблуках почти бежит симпатичная девушка Оля (Ирина Пегова). К ней присоединяются два молодых человека — Леша (Павел Баршак) и Петя (Евгений Цыганов), каждый из которых попробует завоевать ее сердце, а в финале оба жестоко обломаются. Эту мелодраму сравнивают с фильмами шестидесятых — есть в ней что-то и от «Я шагаю по Москве», и от «Заставы Ильича» («Мне 20 лет»). Начало нулевых годов, новой эпохи, нового тысячелетия, начало взрослой жизни — все это настолько прекрасно, что для всполоха любви оказывается достаточно дуновения ветерка с Невы и ласкового взгляда с поволокой. Стоит запомнить это чувство, и чем бы оно ни кончилось — упаковать его в багаж воспоминаний, чтобы в минуты тоски устроить прогулку по волнам своей памяти.
Культовая мелодрама нулевых Оксаны Бычковой («Плюс один», «Еще один год»). Диджей Маша (Екатерина Федулова) случайно меняется телефонами с симпатичным архитектором Максимом (Евгений Цыганов). Эта случайность и долгие телефонные разговоры меняют их жизнь, пусть даже за весь фильм они ни разу не встретятся глазами. Фильму всего 12 лет, но он уже парадоксальным образом успел стать ретро, так как зафиксировал тот славный миг технического прогресса, когда люди уже могли влюбиться по СМС, но еще не знали инстаграма и не сидели в соцсетях сутками. Эта мелодрама прекрасна, как Питер на рассвете, как летний дождь с теплыми лужами, как краткий миг растворения в небытии, пока ты вне зоны доступа.
Алексей Балабанов снял пронзительную мелодраму о невозможной страсти. Трое друзей — архитекторы и строители — мечтают открыть собственное бюро, ворочать деньгами и заказами. Одна из клиенток — утонченная молодая Натэлла Антоновна (Рената Литвинова) — влюбляется в одного из них, Мишу (Александр Яценко). Она очень красивая и странная, живет в большой квартире, носит парики, а заниматься любовью предпочитает на волосистой копне. В довершение всего еще и выясняется, что Ната — содержанка богатого человека (великолепный Никита Михалков). А потом все становится только хуже. Сюжет, когда молодая красивая женщина внезапно оказывается смертельно больной, не нов и часто используется в мелодраме (взять хотя бы «Сладкий ноябрь»). Но Рената Литвинова делает свой образ до такой степени трепетным и трагичным, что затмевает многих признанных страдалиц этого жанра. Честное слово, этот фильм можно смотреть хотя бы ради того, чтобы послушать ее голос.