В этом спектакле гуся зовут Мортен, а заглавного героя заколдовывает Домовой, а не гном. Мюзикл с куклами в МТК отталкивается от полного текста книги Сельмы Лагерлеф, а не известного мультфильма или популярных адаптированных изданий. На сцене крутятся лопасти многочисленных вентиляторов, и эффектный полет — это не только увлекательное приключение, но и путь к пониманию самого себя.
Имя заглавной героини не случайно написано с удвоенной «с». Она не прекрасная и не премудрая, она лишь подросток, которому предстоит совершить «роуд-муви по русскому фольклору» — так режиссер Филипп Гуревич определил жанр своего спектакля по написанной в 2020 году пьесе Марии Малухиной. Боли-бошка, Лихо, Летавец, Белояр — персонажи странные, страшные, мрачные, почти забытые в современном ми ре, но придуманные в спектакле о познании себя и другого смешно, потому что в них легко улавливаются современные, отнюдь не сказочные типажи.
Главный вопрос этого спектакля для семейного просмотра не как пережить переходный возраст, а как прожить его с пользой. Экспрессивные танцевальные па в прямом смысле слова нарываются на запреты, которые визуализируются с помощью привычной в ситуации опасности бело-красной ленты. К репликам реальных подростков и актеров, сыгравших и сочинивших спектакль с помощью режиссера Ольги Сидоркевич, добавлены научные сведения. В конце концов, гормоны в процессе этого перехода играют не последнюю роль.
Главная героиня — лесная жительница белка. Она живет где-то за окном, на котором появляются морозные узоры. Конечно, в спектакле будет много белого и даже пушистого, потому что в Первом театре важны и тактильные ощущения маленьких зрителей.
Среди действующих лиц спектакля Рузанны Мовсесян, помимо заглавной героини, присутствуют сестры, бабушка и Морская ведьма (двух последних сыграет одна актриса). Мужчинам в камерном белом пространстве флигеля МТЮЗа места не нашлось. Русалочка хочет не только любви, ей важно стать взрослой и вырваться за пределы привычного мира морского.
В спектакле режиссера Бориса Константинова и художника Виктора Никоненко оживает все, что возможно, а возможно такое только в театре кукол — хорошем театре кукол. Это и перчаточные персонажи на необычной ширме, и удивляющие костюмы-декорации, которые могут превратиться даже в музыкальные инструменты. Музыке, кстати, здесь отведена важная, неслучайная роль; она исполняется вживую. Таким образом, получился настоящий кукольный мюзикл с первоклассным текстом.
Произведения Саши Черного нечасто ставятся на сцене, особенно для юной аудитории. «Домик Фанни Белл» с помощью моноспектакля об удивительном псе старается найти новый подход к двум приемам актуального театра для детей, которые, возможно, уже известны их постоянным зрителям, — сторителлингу и интерактиву.
Режиссер Иван Пачин умеет делать моноспектакли даже из густонаселенных книг. В его новой работе играют два актера — Сергей Быстров и Евгения Ивашова, но актер играет Гунвальда, а актриса — всех остальных, в том числе главных персонажей, мужчин и женщин. Тоня похожа на Пеппи Длинныйчулок, только она менее эксцентрична и чувствует ответственность за всех обитателей маленькой норвежской деревушки. Эйджизм не работает. Сил у героини хватит, как и у Ивашовой, которая два часа держит внимание зала.
Режиссер Георгий Исаакян ставит оперу Цезаря Кюи, созданную в 1911 году. Партитура посвящена царевичу Алексею и написана исключительно для женских голосов, что позволяет театру перенести действие в детскую царской семьи, где многочисленные гувернантки и учителя разыгрывают спектакль для наследника. На этот час все они забывают о домашних и даже государственных делах. Конечно, для воплощения лесных жителей в таком случае не нужны костюмы — только маски, принципиально наивные и забавные, особенно волчья.