Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
22 января 2023

15 самых популярных театров Москвы

В Москве действует более 300 театров. Чтобы не сойти с ума от этого многообразия, «Афиша» составила список из 15 драматических театров в пределах Садового кольца, следить за жизнью которых интереснее всего.

МХТ им. Чехова, занавес которого увенчан исторической чайкой, спустя почти 125 лет после основания и сегодня держит марку передового московского театра. Здесь ставят спектакли лучшие режиссеры, труппа пестрит известными именами, а на многие постановки не достать билетов. Театр регулярно становится лауреатом престижных премий и ездит на масштабные гастроли по России и зарубежом.

Первый государственный театр, специализирующийся главным образом на современной драматургии. Появился он в 2005 году в подвале неподалеку от Патриарших по инициативе Эдуарда Боякова, появился на гребне волны «новой драмы» вслед за Центром драматургии и режиссуры и «Театром.doc». Главная отличительная особенность — внятный формат. «Практика» выпускает визуально опрятные и технологически продвинутые спектакли о современности, предлагая в первую очередь качество.

Универсальный зал-трансформер с поднимающейся и опускающейся сценой и демонтирующимися рядами кресел — главный козырь проектной площадки без собственной труппы, названной именем важного театрального экспериментатора прошлого века. Здесь принимают гастролеров со всего мира, повышают квалификацию театральных режиссеров, прокатывают спектакли, не имеющие собственной площадки, и выпускают немало собственных премьер (в числе резидентов Центра — «Июльансамбль», Мастерская Брусникина и Московский ансамбль современной музыки). Открытым в 1991 году ЦИМом до 2012 года руководил худрук Александринского театра Валерий Фокин, а после — один из пионеров «новой драмы» Виктор Рыжаков. В этом году ЦИМ возглавил минималист-интеллектуал, главный герой российского постдраматического театра Дмитрий Волкострелов.

«Электротеатр Станиславский» представляет собой не только площадку для театральных постановок, но и открытое пространство в фойе, где можно провести время и вне просмотра спектаклей. Афишу театра составляют в основном экспериментальные работы в авторском стиле. В 2013 году кресло худрука занял один из главных театральных экспериментаторов — режиссер Борис Юхананов. Здесь он с размахом реализовал свой проект, согласно которому для начала театр был полностью переоборудован, а затем превращен в центр мировой режиссуры «Электротеатр Станиславский». Самое авангардное среди высококачественного, самое сложносочиненное среди высокобюджетного — теперь здесь.

Культурная аномалия, возникшая в пространстве бывшего Театра на Красной Пресне. До назначения сюда худруком Юрий Погребничко ассистировал Любимову на Таганке, десять лет ставил по всей стране и возглавлял драмтеатр на Камчатке. Труппу — изначально и по сей день — составляют ученики, соратники и последователи. После распада СССР «Около» много гастролировал, обретя за рубежом статус главного российского авангардного театра. Чехов, Островский, Володин, Дюма, телогрейки, ржавчина, аккордеон, роскошные платья и всепобеждающий покой — результат постоянных медитативных актерских упражнений на концентрацию, занятий по вокалу и пластического воспитания по биомеханике Мейерхольда.

В 1988 году Петр Фоменко, будучи уже умудренным опытом режиссером, набрал курс в ГИТИСе: Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Юрий Степанов, Галина Тюнина, Полина и Ксения Кутеповы. С этого года принято вести историю «Мастерской». Авторский театр Петра Фоменко, опирающийся на классическую литературу, высокую поэзию и поэтику городского романса — явление уникальное, это самый настоящий театр-дом. Шестидесятники по своей природе, в 90-е «фоменки» умудрялись создавать самый современный театр, с виду совершенно не отличавшийся от того, что шло сто лет назад в Малом. В методе Фоменко переплелись принципы Станиславского с легкостью Вахтангова, а актеры играют по каким-то только им известным правилам, и только им известно, как читать стихи. С уходом из жизни учителя руководство принял ближайший последователь — Евгений Каменькович.

Московский независимый театр, изменивший новейшую историю российской сцены. Придуманный вслед за Центром драматургии и режиссуры «Театр.doc» под руководством Михаила Угарова и Елены Греминой довольно быстро стал штаб-квартирой «новой драмы». Именно люди из небольшого подвала в Трехпрудном первыми в стране освоили и легитимизировали практику документального театра, а затем и предложили свое развитие жанра — свидетельский театр. Здесь впервые читали Пряжко, Курочкина, Пулинович и Яблонскую; здесь начинали Иван Вырыпаев, Виктор Рыжаков и Георг Жено, а Дмитрий Волкострелов поставил самую радикальную свою вещь; здесь инсценируют журналистские расследования, читают пьесы уголовников и школьников. Непричесанность, активность и прямота при постоянной обновляемости и осознанной эклектике.

На сцене Театра им. Маяковского сегодня можно увидеть выдающихся артистов: Светлану Немоляеву, Игоря Костолевского, Евгению Симонову, Михаила Филиппова. В 2022 году театр отметил столетний юбилей. Сегодня труппа «Маяковки» — одна из лучших в Москве, а театр регулярно становится обладателем престижных премий и наград, в том числе «Золотой маски».

Расположенный в самом центре Москвы, на старом Арбате, Театр им. Евгения Вахтангова известен жанровым разнообразием. В его спектаклях рядом с мэтрами отечественного театра появляются восходящие звезды. В 2021 году театр отметил столетний юбилей, а до 2022 года его главным режиссером был один из наиболее популярных постановщиков современной России Юрий Бутусов.

История театра началась в 1939 году. С тех пор в большом отрезке времени оказались заключены творческие судьбы двух разных коллективов: Театра миниатюр и сменившего его театра «Сатирикон».  «Сатирикон» - это с одной стороны, основанная на высокой драматургии, прежде всего на классике, мощная энергетическая атака на зрительный зал. Независимо от жанра очень напористое, мускулистое, атакующее, но не агрессивно, действо на сцене. С другой – большая любовь к зрителю. 

Московский театр юного зрителя давно выпускает не только детские и подростковые спектакли. В его репертуаре есть и сложные, иногда мрачные и тяжелые постановки, тем не менее обладающие своей привлекательностью. Один из старейших московских театров, обладающий множеством наград и регулярно выезжающий на гастроли, не боится экспериментировать как с классическими произведениями, так и с пьесами современных драматургов.

«Новая опера» — один из немногих авторских оперных театров, который появился как попытка эксперимента с оперным искусством. Сегодня это значимая театральная площадка на карте Москвы, на которой показывают оперные и танцевальные спектакли, а также создают многочисленные спецпроекты, работают детские студии и проходят концерты и фестивали.

РАМТ находится по соседству с Большим и Малым театрами, в самом центре Москвы. В желтом здании с красивой парадной лестницей, ведущей к фойе, идут постановки и для детей, и для взрослых. Помимо спектаклей, у театра богатый набор спецпроектов и не менее обширная история участия в фестивалях.

Театр на Таганке всегда отличался современным взглядом и необычным видением классических постановок, в которых часто отсутствует «четвертая стена» и идет честный и открытый диалог со зрителем. Театр постоянно ищет новые современные формы выражения, свежие пьесы и имена.

Театр на Бронной помнит имена таких легендарных режиссеров, как Андрей Гончаров и Анатолий Эфрос. Сегодня здесь соединяются многолетние традиции отечественного театра с режиссерской фантазией, иронией и смелой интерпретацией всем известных текстов.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все