«Благоволительницы» — первый в России спектакль по мотивам одноименного романа Джонатана Литтелла. Для Театра на Бронной он стал художественным экспериментом. Один из самых обсуждаемых романов о Второй мировой войне, сложное, многоплановое произведение выбрал для своей дебютной постановки молодой режиссёр, выпускник ГИТИСа Микита Ильинчик. Основой для спектакля стал эскиз, созданный им в формате творческой лаборатории.
«Благоволительницы» Литтелла увидели свет 15 лет назад, и до сих пор автор книги отказывал в ее постановке в России. Ильинчик же стал исключением: по словам самого режиссёра, во время первой встречи с писателем (она проходила онлайн) им удалось найти общий язык.
«Благоволительницы» — это рассказ о войне глазами эсэсовца Максимилиана Ауэ, который против собственной воли становится воплощением зла, а затем сживается со своей ролью. Не фанатик нацизма, но винтик в страшной государственной машине, он видел концлагеря, оккупированный Кавказ, разрушенный Сталинград и падение Берлина, и для него это своеобразные психологические этапы. Войны как таковой мы в спектакле не видим: нет ни нацистской, ни советской символики, в художественном изображении сведена к минимуму документальность. Замысел режиссера здесь точно совпал с главным пожеланием автора к постановке: это спектакль, в первую очередь, о людях и о том, как на них влияет травма.
Главной сложностью в работе над постановкой Микита Ильинчик называет инсценировку объемного текста. Особую драматургическую систему он сложил, выбрав несколько самых интересных для него линий романа.