Драматург Тома Новачек (Амальрик) решил дебютировать в режиссуре и дождливым вечером в маленьком парижском театре проводит кастинг для собственной пьесы «Венера в мехах» — адаптации одноименной повести Захер-Мазоха о мужчине по имени Северин фон Кузимский, который влюбился в красавицу Ванду и попросился ей в рабы. Последней на пробы является вульгарная дамочка неопределенного возраста (Сенье), представляется Вандой и, с трудом уговорив Новачека задержаться, оказывается далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.
Это четвертая пьеса в фильмографии Поланского (после «Макбета», «Смерти и девы» и «Резни») — экранизация свежего бродвейского хита Дэвида Айвза — и самый камерный и вроде бы незамысловатый его фильм: два героя, единство времени и места. Во что выльется кастинг, понятно сразу: режиссер и актриса не столько разыграют, сколько проживут «Венеру в мехах». И слабости бойкой, но определенно не великой пьесы бросаются в глаза так же, как неочевидные стороны ее киноадаптации, — супруга Поланского, в частности, заметно старше своей героини, которая тараторит на сленге и вынуждает партнера раз за разом уточнять: «Как вы там выражаетесь по-современному?» И тем не менее это мастер-класс по тому, как превращать театр в кино, и остроумный, ни минуты не скучный, местами блестящий текст. А главное, чем дальше, тем яснее, что поляк просто не мог не сделать этот фильм. Его любимые мотивы и навязчивые идеи — сексуальная трансгрессия, лукавый и несколько вульгарный феминизм — сконцентрированы в «Венере» с такой плотностью, будто Айвз изначально сочинял для Поланского. За эти полтора часа в кадре мелькает тенями добрая половина его работ — от «Ножа в воде» до «Девятых врат», от «Тупика» до «Горькой луны», от «Жильца» до той же «Смерти и девы». И не только за счет портретного сходства: через Матье Амальрика, униженного, возбужденного, с размалеванными помадой губами, однозначно просвечивает другой человек. Герой Мазоха Кузимский, герой «Жильца» Трелковский, герой нашего времени Поланский.
- 9Возможность лингвистического и психо-эмоционального экстаза
Гениальный Полански и столь непредсказуемые в волшебных трансформациях между друг другом Сенье и Амальрик позволят зрителю ощутить одновременно плавное восхождение к солнцу и резкое падение в мерзлоту, робко и трепетно перемещаться между XXI и XIX веками, оказываться поочередно среди падших шлюх и высокомерных богов, парить в облаках вместе с возвышенным и поэтическим слогом французских поэтов и падать в канавы арготического вокзального языка со свойственными ему современными трансформациями, молниеносно переносить себя в недоступные слои атмосферы и через несколько секунд обнаруживать себя в дерьме преисподней, дистанцировать его и ее при этом финально не смея избавиться от размытости граней между полами.
Не верите, что у них все это получится? Их на самом деле будет всего лишь двое и они окажутся французами: едва ли можно представить, что этот болезненный вызов обществу, бессовестная издевка, гениальный фарс, кровоточащий разрыв клише мог передать кто-то еще: это безусловная ода совершенно дивному языку, вибрации которого одновременно окунают душу в парное молоко и режут плоть бессистемно разбрасывая гланды и тестикулы в разные стороны: благодаря ему и возникнет это тревожное возрастное ограничение этого фильма. Именно поэтому единственной аксиомой будет являться просмотр этого маленького кинематографического шедевра в переводе на русский: это кощунственное самобичевание достойно гораздо большего, чем то, что показывает зрителю Полански.
18 мая 2014 - ВозбуждаетСтоит увидетьСвежо8
Самый камерный фильм Полански (даже «Нож в воде» отдыхает). Пожалуй, лента может быть иллюстрацией свода правил о том, как экранизировать пьесу на две роли. Эммануэль Сенье играет перевоплощение героини прямо-таки на биполярном уровне, а еще по-прежнему чертовски хороша неглиже.
16 июня 2021 - 7
Впечатления и первые мысли! Бывают же люди духом раскрепощенные, и идущие по жизни, ведомые своими внутренними стремлениями! В смысле - без серьезной оглядки на "общественное мнение"! Но сообщать о таких душевных терзаниях в художественной форме всему миру, посредством такого демократичного искусства как кино - это - еще большая открытость.
По ходу фильма возникли большие сомнения: так ли уж проста на самом деле Ванда Журда, и играла ли она светскую даму? Возможно наоборот, по крайней мере это было бы более красиво, Ванда - на самом деле природно аристократична, а вот полугопницу только изображала. Матье Амальрик - действительно внешне похож на Поланского. И фамилия у его персонажа - славянская. Так, что личностные параллели , конечно, напрашиваются. Фильм снят красиво и не вызывает ханжеского отторжения.
Отвлекаясь от этого фильма и признавая его очевидную художественную ценность и высокий класс, хотелось бы поинтересоваться - каков коммерческий успех таких фильмов в мире?. В "Эльдаре " в субботу днем на сеансе присутствовало 2 человека. Даже с учетом того, что фильм, видимо, не очень затратный в производстве, он должен приносить прибыль. Может быть диски?. Не знаю. Я по крайней мере такие фильмы предпочитаю смотреть в кинотеатре. В любом случае здорово, что этот фильм был снят, привезен в Россию и дублирован.9 июня 2014 - 9
Париж, Париж, Париж… Уже не город-мечта для влюбленных идиотов, но и не маргинальная клоака, напоминающая вход в пустоту через прямую кишку. Непривычно бесконечно льющий словно из ведра дождь, заливающий все вокруг и превращающий даже самую безыскусную поэзию в скучный депрессивный быт. Ни просвета, ни привета — театр, выброшенный за пределы всех престижных парижских округов, пуст и ничтожен, как и его главный, все еще начинающий и перспективный на пятом десятке лет режиссер Тома, которому скучно и одиноко...
Ее едва ли можно было назвать прекрасной и нежной. Увы, этот потрепанный жизнью вульгарный бутончик с именем Ванда и нарядом отпетой садомазохистки(все выигрышные места облачены в стильный латекс и изящно подчеркнуты) не претендовал на звание самой красивой женщины в мире, но в ней что-то было притягательное, гипнотизирущее, обольщающее, чарующее и одурманивающее. Ангел со стервозным характером, сошедший не с небес, но с грешной земли. Дива с кошачьими повадками распутной девки. Муза, во имя которой Тома, готов за бесценок продать свое белое тело, а за еще меньшую цену — и черную душу. Венера, в которой нет ничего божественного, но еще больше — человеческого. Женщина-демон, которой хочется поддаться, раствориться в терпком аромате ее кожи, утонуть в безбрежном океане ее волос, стать подле Нее, но не с ней на равных. Актриса, для которой весь мир — ее театр, а театр — сама жизнь. Она тебя подавит, унизит и утолит твою жажду, но все равно губы будут сухими, а тело нещадно стонущим и саднящим.
Роман скандального австрийского писателя XIX Леопольда Фон Захер Мазоха «Венера в мехах», впервые в мировой литературе беззастенчиво рассказавший о том, что садизм — это хорошо, а мазохизм намного лучше, особенно если над твоим бренным телом измывается красивая дама, знавал немало вариаций и интерпретаций в мировом кинематографе: от дореволюционной зарисовки 1915 года до хардкора от графоманствующего кинематографиста Хесуса Франко 1969 года. Однако в 2013 году, в рамках очередного Каннского кинофестиваля Роман Полански представил собственную и, пожалуй, самую нестандартную интерпретацию уже давно ставшего архетипичным сюжета Захер Мазоха.
Третья по счету в карьере Полански картина, сконструированная по принципам театрализованного представления после жесткой «Смерти и Девы» и сатирической «Резни», «Венера в мехах», как ни одно предыдущее творение режиссера полно кинематографических аллюзий, искусно завуалированных и замаскированных, так и откровенно биографических деталей, невольно придающих «Венере…» исповедальные, но нисколько не покаянные интонации. Эдакий напряженный сгусток режиссерского мастерства и драматического актерствования, «Венера в мехах» не ребус, но приятный глазу и слуху перформанс, сотканный из множества мелких, но важных для понимания деталей, фильм-настроение и фильм-философия
Сыгранный Матье Амальриком режиссер Тома сильно похож как внешне, так и внутренне на самого Романа Полански — Enfant terrible всего послевоенного мирового кино, деконструктора старых жанров и привычных тем, нервического типа, изгнанного из США и обретшего свой приют в Европе. Тома — это сам режиссер в молодости, в миг своих изысканий, в моменты неизбежного кризиса, режиссер, вынужденно живущий миром театра и кино, а не реальным. Потому в картине и легко проглядывают темы и мотивы предыдущих картин режиссера, ведь Тома и подобен Трелковскому, на сей раз оказавшемуся в мире искусства ни своим, но и не чужим, а Ванда есть не более чем квинтэссенцией всех предыдущих образов, воплощенных Эммануэль Сенье в «Горькой луне»(тема одержимости плотью и духом в «Венере в мехах» разыграна в ключе гротеска и фарса) и «Девятых вратах»(истинная сущность Ванды так и остается невыясненной, однако есть в ней нечто дьяволическое, потустороннее). Полански с определенной доли иронии воспевает свою Музу, которой уготована для него роль демиурга и воскресителя из Голгофы творческого тупика.
Однако на первый взгляд затейливый и игривый гимн женщине в противовес слабому мужчине(нотки пряного БДСМ есть лишь для галочки) превращается постепенно и в гимн искусству, театру, гимн изобретательному вымыслу и стертым границам реальности с наличием весьма прозрачного конфликта между полом слабым и сильным. Только вот в «Венере в мехах» нет привычного восхваления феминизма, равенства и всеобщего благолепия харрасмента. Есть лишь изощренная ирония над стереотипами современного сознания что мужчин, что женщин, которые забывают, что Венера это не только корень в длинном перечне заболеваний, что это имя существительное, а не прилагательное и не нарицательное.
Реальные персонажи подменяются вымышленными, подмостки захудалого театра становятся самой жизнью со всеми красками, материями, плотью и кровью, и нет уже ни режиссера, ни актрисы — проникновение в мир вымышленный, желанный и долгожданный удалось. Конфликт сглажен, но побеждает не Он, а Она. Женщина, которая все равно остается главнее любого мужчины. Женщина из влажных снов и галлюциногенных мечтаний, поддавшись которым можно не только все потерять, но и многое получить. Хотя бы на минуту или секунду. А она исчезнет, как и положено всем мифическим существам, но после этого жизнь твоя уже никогда не будет прежней.
29 июля 2014 - 7
Наиболее полно, на мой взгляд, дарование актёра можно раскрыть в спектакле. Из-за отсутствия единого (навсегда) дубля и отсутствия посредников (операторов, режиссёров... режиссёр никогда не остановит спектакль и не посмеет заставить актёра сказать что-то заново). Иногда это удаётся в кино - когда действие происходит в театре. Полански не просто ставит своих героев на театральную сцену, его, кроме мужчины и женщины, интересует театр как таковой. Мужчина здесь не просто мужчина - он режиссёр, который вроде бы как главный, но в итоге готов уступить. Женщина здесь не просто промокшая от парижского дождя дамочка - она актриса, знающая всё лучше режиссёра и незаметно для него начинающая вести и повелевать.
Без актёров и режиссёра, позволившего актёрам рассказать о театре, пьеса получилась бы почти остроумной попыткой поговорить о мужчине и женщине. Но к содержанию и сюжету столько претензий, что лучше даже забыть о недостатках. Это тот редкий случай, когда мастерство актёра важнее сюжета. И надо видеть, как Сенье в одну минуту играет трёх разных женщин, а Амальрик в момент переходит от мужского образа к женскому. И после всех их фокусов даже не хочется копаться - что там хотели сказать автор пьесы и режиссёр (намудрили ведь). Может быть, на второй раз прочтётся, но второй раз будет только благодаря театральным работам двух актёров. Они стирают границу между собой и зрителем, существуют на экране так, словно импровизируют.
Такие роли - дар не только для актёров, но и для тех, кто за сценой. Русский дубляж на высоте. Ничуть не отстают от Сенье и Амальрика Анна Каменкова (в ее послужном списке дублирование роли Гузеевой в "Жестоком романсе", многие роли Стрип, Юппер, Бинош, Денев, Мур) и Владимир Еремин (премия ВВС за лучший дубляж (Аль Пачино в фильме «Адвокат дьявола»).
Пока народ пытается снять красивый Париж, Роман Полански в свои 80 лет одним кадром дождливого и унылого города доказывает всё про Париж, город, в который хочется сорваться сейчас же и пристать к замочной скважине у одного из театров на бульваре.
19 мая 2014 - 5
Быть может, высокохудожественным чудом от картины и пованивает, но в качестве развлекалова на вечер, фильм так себе, мягко говоря. Да, оригинально, но скучно, неправдоподобно, попахивает извращением, ну а конец вообще жидковат :) Лепёшка так себе :)
14 октября 2014 - 7
Это великолепный фильм одного из самых тонких психологов мирового кинематографа.
Никому не рекомендую сравнивать сюжет с книгой - они не сходятся. Поланский взял суть, наложил ее на доступную нам действительность и создал новый сюжет.
Великолепная игра актеров, смотрится на одном дыхании, оставляет мысли и чувства.15 июня 2014 - 7
Очень трудно писать рецензии по таким фильмам, потому что они хороши (фильмы, конечно) и одновременно кроме эмоций воспроизвести что-то сложно. Поскольку, если подумать, действия тут нет. Автор пьесы по мотивам романа "Венера в мехах" (он же режиссер) проводит прослушивание, но не может найти актрису на роль Ванды. Это все за кадром, в разговоре, в кадре же пустой театр, классический интеллектуал-творец в очках и развязная вульгарная девица, влетевшая на всех порах и избавиться от которой просто невозможно. Она Ванда (вот совпадение), актриса, ей очень нужна работа и выгнать ее никак не получится. Режиссер поддается напору, и тут начинается волшебство. Вместо проб начинается жизнь, страсть и даже немного психоанализа. Зажигательно, остроумно, ярко. единственный минус - дубляж. Так же, как это было с фильмом "Она",. Дубляж хороший, но в ритм не попадает. если есть возможность, лучше смотреть с субтитрами.
25 мая 2014 - 9
Тот фильм, та постановка, та игра мысли и та недосказанность в конце, которая заставляет мозг фантазировать, думать, а эмоциям заставлять тебя улыбаться на протяжении всей картины.
На мой взгляд гениальное переложение драматургии в кино! Великолепный актерский дуэт, от которого не возможно оторвать взгляд! И сюжет, далеко не банальный, и заставляющий покопаться вокруг и около того, что тебя окружает, и тех, кто тебя окружает, даже в казалось бы не в столь резкой форме, как в картине.
Ну а если брать Полански…, то интересно что он поставит далее. Наблюдая за его работами, можно произвести его личный психологический разбор)16 июля 2014 - 7
Полански - гений! Гениальность содержания конечно принадлежит автору театральной поставновки, но подача - это вершина режиссерского мастерства! Глаз прикован к экрану, а мозг крутится как Кубик Рубика, пытаясь разгадать эту гендерную головоломку. Сенье и Амальрик играют блестяще. Эдакая "воздушная" версия "Антихриста", искусное упражнение в словоблудии, мазохистское удовольствие от интеллектуальных страданий! Но в битве театра и кино победа за театром.
2 июня 2014 - 9
Погружение в камерную театральность начинается с красивой картины опустевшего осеннего города под проливным дожем. Виртуозная актерская работа на визуализацию вожделения в воображении персонажей и зрителя. Выразительно точное выстраивание освещения сцены захламленной декорациями отмененного спектакля. Последовательно выстроенная подача сочного наполнения и проявления сексуальности персонажей и их внутри их взаимодействия. Вдохновенный процесс эстетического удовольствия.
Константин Богомолов мог бы поставить театральную версию "Венеры в мехах".
И разумеется в роли драматурга Роза Хайруллина.26 июля 2014 - 7
Эффектное, остроумное высказывание режиссера о природе мазохизма.Поневоле восхищаешься героиней Сенье-ее персонаж совершает чудеса манипуляции.Персонаж Амальрика-это явно отражение самого Поланского.Действительно, получилась самая настоящая эксцентрическая комедия, снятая в духе камерных театральных представлений.Оригинальная венера в мехах-это одна из самых женоненавистнических повестей в истории литературы.Здесь совершается публичная экзекуция над этим произведением, так что поклонники будут в шоке.
20 августа 2014 - 9
Любители настоящего кино знают, что каждый новый фильм Романа Поланского – это увлекательное путешествие, в котором время и пространство не имеют значения, ведь мир Поланского – особенный и каждый кадр его картин смакуешь, словно драгоценное старинное вино, боясь упустить хотя бы нотку в изысканном букете. Новый маленький шедевр от Поланского – «Венера в мехах», история на двоих, созданная по одноименной пьесе Дэвила Айвза, написанной в свою очередь по мотивам романа Леопольда фон Захер-Мазоха.
Дождливым вечером, когда режиссёр и автор инсценировки Тома Новачек уже не чаял увидеть на прослушивании мало-мальски талантливую актрису, способную воплотить образ Ванды фон Дунаевой, на пороге появляется вульгарная девица по имени… Ванда. Тома не настроен проводить прослушивание опоздавшей барышне, априори считая, что девица – не то, что ему нужно. Однако, Ванда оказывается настойчивой. Согласившись подыграть девушке в первой сцене, Тома с изумлением узнаёт, что гостья изрядно подготовилась к прослушиванию – прочла пьесу целиком, выучила текст и даже принесла сценический костюм. С первой фразы Тома покорён профессионализмом Ванды, самостоятельно нашедшей абсолютно точный рисунок роли, и, то и дело, достающей, словно Мэри Поппинс, из своего маленького саквояжа необходимые для развития сюжета предметы. Постепенно, Ванда занимает доминирующую позицию, а Тома всё больше осознаёт своё сходство с главным героем романа Захер-Мазоха, отдающегося во власть незнакомки…
Читать дальше на сайте газеты "Трибуна"21 мая 2014 - 9
Невероятная актёрская игра, талантливейшая постановка! Редко смотрю такие фильмы, но тут краткий обзор заинтриговал, захотелось оценить. Поразительно, на самом деле. На экране-сцене всего 2 актёра, минимум декораций и музыкального сопровождения, выигрышная световая композиция, но всё это легко и непринуждённо создаёт картину, от созерцания которой очень сложно оторваться.
Наблюдать по-настоящему любопытно, особенно в плане перетекания пьесы в реальность и наоборот, каждый раз это как лёгкий удар под дых, который встряхивает тебя, уже частично растёкшуюся по креслу, заставляет сосредоточиться и вновь внимать происходящему.
Ярко. Очень. И непонятным образом захватывает, хотя действие минимально, почти всё здесь - исключительно разговоры и эмоциональная подоплёка.
Пересматривать этот фильм мне, может, и не захочется, но то, что он оставил неизгладимое впечатление - несомненно. Поэтому "пять".P.S. И да, смотрите с субтитрами, если есть возможность. Не знаю уж, как в дубляже передано происходящее, но Эмманюэль Сенье и Матье Амальрик в этой картине невероятны, их нужно не только видеть, но и слышать.
7 июля 2014 - 9
Это гениально! Боже мой, это просто ге-ни-аль-но!!!!! Фильм очень французский: изящный, изумительный, остроумный, слегка пошарпанный временем и жизненным опытом... Два актера, одна декорация. Этакая простецкая, на первый взгляд, деваха-актриса приходит в театр пробоваться на роль, а постановщик ее заведомо чморит. Но вот проходит несколько минут, и начинается "компас": стрелка отношений каждую минуту стремительно и неожиданно меняет полюс: они потрясают, поражают друг друга, возбуждают до грани, проникают во внутренний мир друг друга. Но самое главное - весь мир вокруг перестает существовать! Остаются лишь они, сначала двое, потом - вдвоем. Я в восхищении и полном шоке! Спасибо Роману Полански!! Справедливости ради добавлю ложку дегтя: зал был практически пуст (и это в субботу вечером), а мой спутник восторги не разделил аааабсолютно. Опустил меня на землю, плел что-то про садо-мазо, хотя по-моему сюжет пьесы, которую репетировали герои, и сюжет фильма - вещи абсолютно разные.
18 мая 2014 - 7
Прекрасное кино!
Очень умное, ироничное и атмосферное.Если не боитесь "подумать в кино" - советую.
16 мая 2014 - 9
Фильм на любителя! С удовольствием посмотрела бы спектакль в живую, игра актрисы потрясающая .......
22 мая 2014 - 7
Сюжет фильма представляет собой кастинг на главную роль - роль Ванды в пьесе "Венера в мехах" написанную по произведению Фон Захер-Мазоха.
Действие разворачивается дождливым вечером в одном из театров между неизвестно откуда взявшейся хамовато-простецко-развязной дамочкой и интеллигентным режиссером пьесы Тома Новальчеком. В течении репетиции бедный Тома настолько подпадает под влияние энергичной Ванды, которая изначально не вызывала у него ни малейшего интереса, что полностью принимает на себя роль Северина - раба и в финале оказывается униженным и одиноким в опустевшем театре, со связанными капроновыми чулками руками и с размазанной по лицу помадой.
Фильм для меня оказался привлекательным скорее с психологической точки зрения, потому что ближе к концу стало несколько скучновато, из-за отсутствия каких-то конкретных действий, не смотря на прекрасную игру актеров, приятную музыку и цветовые решения фильма.
P. S. Еще, кстати, очень заинтересовало определение режиссером на главную роль Матье Амальрика, внешнее сходство с Полански у которого отмечается уже давно, что наводит меня на мысли об ассоциации режиссера с главным героем Северином.20 мая 2014 - 1
Этот бред могут смотреть только сентиментальные французы театралы, которые думают что любят театр.
Неимоверная глупость, фальшивая насквозь история, даже не хочется описывать весь этот бред.
Не тратьте свои деньги и нервы.
Лучше посмотрите замечательный фильм "Зеркала" о Марине Цветаевой.15 мая 2014 - 9
я как всегда коротко и по сути)) это Кино с большой буквы. прекрасная актерская игра. несмотря на тему (а я ходила на этот фильм с таким педантом в отношении всего "нестандартного") снято очень деликатно. смотреть стоит однозначно!
15 мая 2014 - 7
Нетривиальный диалог с подтекстом. Отличная игра актеров, минимум декораций и движения, максимум смысла и игры. Спорный сюжет, но в целом достойно внимания.
16 июня 2014 - 9
Замечательный фильм диалог. Он учит тому, что с бабой надо быть мужиком, а не всетолерантным унисексом.
5 июня 2014 - 7"И покарал его Господь, и отдал его в руки женщины…"
Роман Полански адаптирует для кино бродвейский мюзикл о драматурге по имени Тома Новачек (Амальрик), который адаптирует для театра повесть Захер- Мазоха «Венера в мехах»… Театром начали и на театре закончили.
В маленьком парижском театре Тома провел день в безуспешных попытках найти актрису на роль главной героини своей пьесы, и вот усталый и разочарованный он уже собирается домой, как вдруг к нему заявляется взбалмошная женщина (Сенье), родом по - видимому из тех самых знаменитых парижских banlieux, и похожая скорее на проститутку, чем на актрису. Она уговаривает Тома провести пробы… Которым предстоит обернуться совершенно неожиданным для всех образом и перевернуть все с ног на голову.
Это намеченное еще в самой системе «переходящих адаптаций» размывание границ реальности и произведения провоцирует потрясающую всеобъемлющую метаморфозу: реальность становится сценой, а сцена реальностью, настоящее –прошлым, и наоборот, современный театр – древнеримским, шутка перерастает в чувство, сокровенные желания становятся явными, мужчина становится женщиной… Именно эти бесконечные превращения всего и вся не дают ни на секунду утомиться классицистическим единством –места-времени – действия и устать от того, что весь фильм ты видишь два единственных лица.
Однако есть кое-что, остающееся незыблемым среди всеобщей изменчивости. Это конфликт мужчины и женщины, как существовавший в XIX веке, когда Захер – Мазох писал свою повесть, так и сохраняющийя по сей день: и неважно, наденет ли мужчина каблуки, и займет ли женщина главенствующую позицию – они все равно будут бороться друг против друга.Финал, в котором происходящее уже балансирует на грани с мистицизмом становится мощным аккордом, подводящим итог всем этим трансформациям, и ты покидаешь зал с приятным осознанием завершенности абсурда, то есть абсурда, перешедшего в гармонию. Да, даже о своих чувствах насчет этого фильма нельзя говорить, не упомянув о каком-нибудь превращении.
20 мая 2014 - 9
И вновь потрясающая постановка и игра актеров!!! Новый веток в творчестве Поланского , как и его фильм Резня. Очередной шедевр!
17 мая 2014