Детектив, Триллер, Драма |
14+ |
Роман Полански |
12 февраля 2010 |
5 августа 2010 |
2 часа 8 минут |
theghostwriter-movie.com |
Молодого писателя (МакГрегор) нанимают в кратчайшие сроки закончить и отполировать мемуары бывшего английского премьера Ланга (Броснан) — предыдущий литературный негр напился и вроде бы упал с парома. Премьер живет на пустынном американском островке, под усиленной охраной, с женой (Уилльямс), которая слишком заметно умнее его самого, и с секретаршей (Кэтролл), с которой он слишком явно спит. Пока писатель листает скучные мемуары, телевидение доказывает, что прошлое Ланга было весьма увлекательным: им интересуется Гаагский трибунал, всплывает история о похищении и пытках военнопленных, маячит тень ЦРУ.
«Призрак» снят изумительно, со старомодным, нездешним мастерством. Вечно серое небо, тревожное дыхание океана, плавные движения камеры, в которых откуда-то берется и угроза, и тайна. Один пролог на пароме — мастер-класс того, как фактически из ничего создать саспенс. Но еще не хватало хвалить Романа Поланского за хорошую режиссуру. Тем более когда речь идет о триллере — жанре, для которого Поланский сделал больше, чем какой-либо режиссер из ныне живущих, и в котором он с обычной уверенностью нащупывает любимый мотив: один против всех, чужак, влезший на незнакомую территорию и прогневивший неведомые, но безусловно могущественные силы. В данном случае к тому же в сюжете Роберта Харриса запрятана дополнительная ирония, поскольку ситуация зеркальна: козлом отпущения является не только главный герой, но и виновник его бед — премьер-министр, прозрачно срисованный с Тони Блэра (травлю бедняги в СМИ Поланский, понятно, живописует с особым удовольствием). И все же, все же. В «Призраке» есть что-то недостойное режиссерского таланта, что-то слишком мелкое для этого человека, снимающего, не исключено, свой последний фильм. Собственно, понятно что — тема, фактура, в которой мерещится слегка комическая сенсационность, отблеск включенного телевизора. Зловредные спецслужбы тут не условный противник, как в «Неистовом», — это просто спецслужбы. Для какого-нибудь блестящего ремесленника, условного Мартина Кэмпбелла, это было бы в порядке вещей. Но в случае с Поланским трудно избавиться от привкуса разочарования: человек, всю жизнь боровшийся с дьяволом (в облике ли женщины, соседей, капиталиста, немецких войск или попросту — дьявола) под конец решил побороться с Госдепом и ЦРУ.
Трудно найти черную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет. ( Кун-фу-цзы)
Этот фильм надо смотреть дважды. При первом просмотре старый мастер с еле скрываемом удовольствием буквально водит зрителя за нос. Водит он его через чащу фальшивых жанровых клише и как бы банальных суждений о политиках к парадоксальному (ожидаемому и в то же время очень неожиданному) финалу. К тому же проделывает это с удивительным изяществом и кажущейся легкостью, свойственным профессиональному фокуснику. Зритель чувствует, даже знает, что его обманывают, внимательно таращит глаза на рукава и шляпу мастера, но все равно не понимает, куда пропадают деньги и откуда появляются голуби с зайцами.
Фильм во второй раз смотрится как сеанс разоблачения фокуса, когда иллюзионист медленно, с подобающими моменту объяснениями проделывает то же самое, все это дело кажется очень простым, а попробуй-ка, повтори.
Я люблю политические триллеры. Эту любовь к ним (а также к фантастике, этнографическим очеркам, историческим повестям и еще очень многим вещам) привил мне замечательный журнал «Вокруг света». Отчетливо помню, как в свои одиннадцать лет месяц за месяцем ждал нового номера с продолжением «Документа «Р»» Ирвинга Уолласа, первого сознательно прочитанным мной политтриллером, заканчивавшегося удивительными для меня, по тому времени, словами : « Если фашизм придет в Америку, то потому, что американцы проголосуют за него».
Считаю первым фильмом на эту тему, потрясшим мое воображение, конечно же, «Три дня Кондора» с Робертом Редфордом, Фэй Данауэй и Максом фон Сюдовым. Поэтому даже прекрасная игра Пирса Броснана и Юэна МакГрегора, отличная картинка и атмосферная озвучка «Призрака» не могла при первом просмотре отогнать назойливо преследовавшую весь фильм мысль: «Неужели Поланский опустился до этих штампов, достойных блогерских сплетен в охоте за лишний клик? Неужели желание отомстить за преследования (даже не важно, справедливые они или нет) убило в нем Мастера?»
Удивительно, но финал не принес ясного ответа. Лишь через некоторое время, медленно, как проявляющаяся в ванночке с раствором фотография, ко мне пришло понимание замысла режиссера.
Удачной мыслью, конечно, было использование своего положения преследуемого и легенды о марионеточности Тони Блэра в качестве дымовой завесы, за которой скрывается вечная для Поланского тема борьбы героя с подавляюще сильным противником, на деле переходящая в борьбу со своими страхами и комплексами.
Шуткой и стебом над способностью людей раздувать из любой мелочи сенсации можно было бы назвать все, что происходит в фильме, если бы это часто не заканчивалось трагическими событиями. Если бы исторические процессы не персонифицировались, а на известные личности во власти не переносились последствия этих самых процессов, жизнь людей стало бы намного скучней.
Поланского можно поздравить с очередным удачным фильмом, единственным недостатком которого, обусловленным выбранным мастером тонким художественным приемом, является лежащая на поверхности кажущаяся скучность и банальность. Что до игры актеров, помимо несомненно мастерской игры Броснана (страстная тирада о пользе проверок в аэропортах очень хороша) и МакГрегора( особенно удалось выражение лица во время поиска в Интернете), очень впечатляет Оливия Уильямс. Образ умной, волевой и едкой женщины ей очень идет. Финальные же кадры, перекликающиеся с кадрами собирания листьев на продуваемом всеми ветрами острове, ясно намекают нам о тщетности поисков скрытого смысла там, где все до банальности просто. Ведь на самом деле никакие черные силы не преследовали нашего героя, страшная и ужасная тайна оказалась никому не нужным секретом Полишинеля, а ПДД нужно соблюдать даже в политическом триллере.
Очень добротное кино. Приятно смотреть. Актеры. Английский юмор. Самолеты, паромы, дизайнерская вилла, велосипед - все настоящее. Незначительные сюжетные несостыковки - это для художественной выразительности. Зато месседж про американский ВПК - работодателя европолитиков и генератор зла - ставит беглого режиссера как бы и на броневичок. Молодец Поланский.
Я понимаю, 4 сотни страниц (роман Роберта Харриса) трудно уместить в 2 часа экранного времени! К сожалению, сценарий явно не сильная сторона картины.
Все ляпы, несуразности и огрехи могли бы остаться незамеченными, благодаря крутому составу актеров, но кто-то явно не доигрывает, кто-то переигрывает. Пирс смешон в вечно мокрой майке "из спортзала", МакГрегор — сутулый испуганный задрот в свитере со взором лучистым, Оливия — умненькая недотраханная истеричка в капюшоне, Кэтролл — блин, постаревшая изрядно Саманта в тусклых каблуках и платьях, с носогубным унынием на лице. Все нарочито "выполняют режиссерскую задачу". А вот Белуши хорош, наголо брит, толстонос и органично крут на протяжении всех 2-х минут своей роли. Короче, актеры не спасают сценарий.
Идем дальше. Секс и насилие — тут явная беда.
Стыдливым пододеяльным намеком обозначено режиссером то, что могло бы стать одной из ярких сцен. Слова моего знакомого:
— вот бы отжарила она его у камина, ее не статичной спины в кадре было бы достаточно…
Да, режиссеру-узнику по делу об изнасиловании несовершеннолетней как-то стремно оказалось раскрыть "тему сисег", понимаю.
Убийство тоже будто за ширмой. Упсс… и вот по телевизору гроб несут с флагами. Корче, и здесь не заладилось.
Где еще искать отдохновения? Финал?
Он опереточный, как в сонме детективов. Клише страниц, рассыпанных по улице, до тошноты отсылает к клише рассыпанных бус с шеи старой миллионерши.
Еще был обещан саспиенс, но Хичкок и близко не ползал рядом!
А понравилось мне вот что:
— интерьеры а ля Икея
— дождь за окном в окне
— окно (от пола до потолка)
А еще я рада за BMW! Такая знатная интеграция на треть экранного времени X5! Они должны быть довольны Прокат явно не оправдает их надежд, но это же "Призрак"!
кроме Белуши безупречен только оператор
он и есть ПРИЗРАК
самый настоящий
в которого я поверила
стильно и красиво
по канонам
профессионально
P.S. пусть у нас будет человек, который спасет наше реноме
призрак - тот, кто пишет за сильных мира сего их мемуары.
продолжив дело загадочно утонувшего предшественника, гл. герой находит сначала спрятанный тем конверт, а потом бортовой комп BMW привозит его туда, куда лучше бы ему не ездить...
да, цру не дьявол, и "призрак" не "9е врата" (оч. похожие по настроению и саспенсу), что не меняет того, что фильм сыгран и снят на порядок лучше многого за +- N лет. хвалить живого классика Поланского действительно как-то глупо, а его профессионализму просто тупо завидно.
Макгрегор - крут и талантлив; Броснан - отлично карьерно адаптировался после Бонда; Уиллямс - женщина "жди беды"; секретарша Кэтролл (sex and the city) - привет кастинг директору, без комментариев.
p.s. смотрела с разницей в 2 дня после "солта" - политический саспенс, имхо, гораздо приятнее полит.боевика. глубинная суть как бы одна: там она доведена до гротеска в духе "шпион убил президента и запустил ракеты", а здесь - без ядерной кнопки можно подчинить себе страну первого эшелона, предельно чисто и без изъяна..
+1 сценаристу.