Ричард Уокер — хирург из Сан-Франциско — приезжает с женой в Париж. В гостиничном номере они узнают, что их чемоданы перепутали с чужими. А пока Ричард был в душе, его жену похищают. После безуспешных попыток обращения в полицию и посольство, он сам принимается за поиски.
Триллер |
16+ |
Роман Полански |
16 февраля 1988 |
2 часа |
Приехавший с женой в Париж на конференцию калифорнийский хирург Ричард Уокер (Форд) решил перед завтраком принять душ, а когда обсох, понял, что жену (Бакли), пока он мылся, похитили и помощи ждать неоткуда.
Незаслуженно (как почти все, что делает Поланский в Европе) облаянный фильм, следуя за бесформенными «Пиратами», ставит перед собой локальную задачу — повторить хичкоковскую формулу «не тот человек» в декорациях сексапильного современного мегаполиса — и решает ее строго и точно. Нью-Йорк, конечно, сексапильнее Парижа, но туда Поланскому хода нет, и он снимает статую Свободы в Париже, маленькую копию на берегу Сены, одновременно ностальгируя и хамя. Ингредиенты Хичкока — МакГаффин, ложный секрет, в данном случае — некое ядерное устройство, смысл которого только в том, чтобы послужить поводом для погони; страх высоты и связанная с ним многозначительность крыш; мизантропический юмор; формальная, но необходимая романтическая линия — аранжированы Поланским со свойственным ему несколько показным изяществом. Но главное — не ингредиенты, а сердце формулы: чувство бессилия, охватывающее одиночку перед лицом тотального заговора. Фильм удачен, наверное, прежде всего потому, что Поланский знает это чувство не из Хичкока.
Снятый под волнующую музыку Эннио Морриконе, красивый триллер, в котором главным героем становится холодный и неприветливый Париж.
Американский доктор по имени Ричард Уокер (Харрисон Форд) прилетает в Париж вместе со своей женой (Бетти Бакли), с которой он когда-то тут проводил медовый месяц, а теперь приглашен на международный симпозиум. И с самого первого дня с ними начинают происходить странные вещи – то портье что-то перепутает, то позвонит странный человек, то обнаружится, что чемоданы перепутаны. А пока Ричард принимал душ, его жена и вовсе куда-то пропадает. Первые розыски дают неутешительные результаты – если она куда-то и поехала, то не по своей воле и не к своим знакомым, которых у нее вроде в этом городе и вовсе нет. Полиция, в которую доктор, конечно же, обращается первым делом, не очень верит в криминальную природу исчезновения жены, постоянно намекая Ричарду, что та могла завести интрижку – город любви, как никак. Так что единственное, на кого он может рассчитывать в поисках собственной супруги, это он сам и соблазнительная девушка Мишель (Эммануэль Сенье), с которой он сталкивается во время своего поиска.
Первый фильм Романа Полански, в котором он снимает свою протеже и пассию Эммануэль Сенье, которая вызывает не такое раздражение и недоумение, как это было, скажем, в случае с Клинтом Иствудом и Сондрой Локк, но тоже на некоторые вопросы наталкивает. Впрочем, вопросы эти как раз не ко внешнему виду, а в фильме, подобном этому (да и остальных картинах режиссера, где она появлялась), большего от нее никто и не ждет. То есть во многих смыслах «Неистовый» - это такой хичкоковский триллер, в котором обычный человек попадает в головокружительные ситуации из-за того, что его случайно с кем-то путают, а полиция не собирается палец о палец ударять. Более того, за всеми этими похождениями тоже скрывается политически активные силы террора, а у героя похищают жену примерно так, как похищали ребенка в фильме «Человек, который слишком много знал».
В принципе, ничего особо предосудительного в том, чтобы снять крепкий триллер, нет. Особенно для режиссера, который только что подряд снял сюрреалестический урбанистический кошмар, экранизацию классической книги и фильм про пиратов. Однако и ничего хорошего отметить тоже не получается. Все именно так, как должно быть в подобных фильмах, и ни на метр в сторону. Тревожная музыка, вероломные гангстеры, хмурящийся Форд – все мы это видели уже не раз и еще не раз увидим. И, если подобное вызывает у зрителя исключительно положительные эмоции, то мимо этого фильма проходить нельзя. Во всех остальных случаях игнорирование этой картины вряд ли станет большой ошибкой. В конце концов на шикарное тело Сенье можно полюбоваться и в других фильмах.