Киноафиша Москвы

Фильм «Солнечный удар»

(2014, Россия)

5.2
0:00 / 0:00
0:00

Солнечный удар

Смотреть трейлер

Михалков берется за Бунина

В разгар Гражданской войны пленный белогвардеец размышляет о судьбах страны и вспоминает свой внезапный роман с прекрасной незнакомкой на волжском пароходе. Больше тридцати лет Михалков мечтал экранизировать «Солнечный удар», в итоге скрестил один из самых чувственных рассказов Бунина с «Окаянными днями», мрачными дневниками писателя 1920-х годов. Трехчасовой опус вполне можно принять за возвращение режиссера к истокам: экранизация классики без больших звезд в кадре, музыка Эдуарда Артемьева, сценарист Александр Адабашьян, с которым они делали «Пять вечеров» и «Обломова». Плюс со времен «Очей черных» это первый фильм Михалкова, где он не снимался сам (если не считать одной фотографии).

Режиссер фильма «Солнечный удар»

72 года Фильмов: 57 Cпектаклей: 2

Сын советского поэта Сергея Михалкова прославился после исполнения одной из главных ролей в фильме «Я шагаю по Москве». В 1971 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, а в 1974 году поставил свою первую картину — классический советский остерн «Свой среди чужих, чужой среди своих». Среди его главных режиссерских работ — фильмы «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Урга — территория любви», «Утомленные солнцем» и «12». Параллельно с постановкой своих фильмов также продолжал сниматься в лентах других режиссеров — например, в «Сибириаде» Андрея Кончаловского и «Статском советнике» Филиппа Янковского.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18172
1

Фантазии о России по мотивам Бунина

Ноябрь 1920 года, армия Врангеля окончательно разбита Красной, Фрунзе вроде бы предлагает побежденным амнистию. В условной Одессе (обтекаемо названной «югом России»; впрочем, с узнаваемой лестницей) пленные белые офицеры сдают погоны интеллигентному комиссару и ждут, когда их отправят восвояси. Юнкер со светлым лицом пытается сделать групповую фотографию. Смутьян-ротмистр повторяет, что зря не расстреляли красную сволочь, когда еще могли. Конформист-полковник трусливо озирается. Усатый есаул умиленно рассматривает деревянных лошадок. Безымянный капитан (Калита), усиками слегка напоминающий Высоцкого в его одесских фильмах, бродит в прострации и бормочет: «Как это все случилось? Когда все началось?» Началось все 13 лет назад, когда капитан, тогда еще поручик, плыл по Волге на кораблике и неосмотрительно влюбился в попутчицу (Соловьева).

Фильм, таким образом, перемещается взад-вперед между двумя временными пластами. В одном — голубое небо и зеленые дали, белоснежный пароход «Летучий» и его убеленный благородными сединами капитан, детский смех и свежепокрашенные перила, арии на французском языке и шаль на ветру, золотые пуговицы и маковки церквей, и соломенные шляпки, и бабочки, и корзины с фруктами, и рыжий звонарь с лукошком. В другом — колючая проволока, грязь, сожженные дома, пьяная солдатня, из ухарства убивающая павлина. Потрепанные врангелевские офицеры с опустошенными лицами. «Говорите по-французски? А зачем?» — риторически вопрошает казак. Время от времени в кадр въезжает красавица в кожанке Розалия Землячка в сопровождении комического идиота Белы Куна и надтреснутым голосом читает пленным нотации. Режиссер тут же осуждает проснувшийся в одном из героев антисемитизм, но не забывает на всякий случай сообщить зрителю, что настоящая фамилия Розалии — Залкинд. «Очень уж хотелось пощечину им влепить», — оправдывается девушка и идет пить водку.

Разумеется, автор не так прост, чтобы ограничиться контрастными картинками «до и после» Октябрьской революции. В дореволюционной идиллии — по Михалкову — уже живет червоточина, распылен невидимый ядовитый газ: здесь мелькнет фамилия Маркс, там — Дарвин. Как это все случилось? Так и случилось. Когда фокусник на корабле (смачный выход Авангарда Леонтьева), выпив опять-таки водки и гнусно ухмыляясь, сообщает герою, что настоящая-то жизнь — за границей. Когда мальчик в провинциальном городке задумывается о том, что все мы произошли от обезьян. Когда алчный священник, узнав, что клиент — москвич, требует 10 рублей за освящение нательного крестика. Когда герой увлекается незнакомкой, у которой на тумбочке стоит фото двух детей и Никиты Михалкова.

«Солнечный удар» изначально выглядел как акробатический номер: трехчасовой фильм (в перспективе — сериал) по крохотному и невесомому, дунешь — рассыплется, бунинскому рассказу про летний one-night stand. Потом объявили, что это заодно экранизация «Окаянных дней», — что бы это ни значило, информация была ложной: из бунинских дневников взято только время и место части действия, и то очень примерно — к ноябрю 1920-го писатель давно был во Франции. Одним словом, оказалось, естественно, что к Бунину «Удар» имеет самое косвенное отношение: это текст, от начала и до конца придуманный и написанный Михалковым и его соавторами. И даже на уровне интонации Никита Сергеевич бесконечно далек от «Дней», заметок, полных недоумения, отчаяния, ненависти и барской брезгливости. Михалков спокоен, Михалков даже великодушен; он знает ответы.

На самом деле идеология, о которой с режиссером можно, нужно, но уже совсем неинтересно спорить, — последняя из причин, по которым в «Солнечном ударе» не работает почти ничего из того, что должно работать. Он не состоялся прежде всего как художественное высказывание — и прежде всего потому, что Михалкова ничто не сдерживает, никто не говорит ему, когда надо остановиться. Его проклятие — абсолютная творческая свобода, полный контроль. У Михалкова давным-давно нет собеседника, кроме него самого, и это не столько смешно, сколько жутковато. Недаром при просмотре этого фильма — как и всех последних, впрочем, — не покидает ощущение, что Никита Сергеевич озвучивает сразу всех персонажей: и белый, и красный, и мужчина, и женщина, и старичок, и ребенок говорят одним голосом с безошибочно узнаваемыми интонациями.

Михалков отчаянно злоупотребляет тем, что у него как у режиссера получается. Как поэт-концептуалист, он повторяет слова до тех пор, пока они не теряют всякий смысл — и не приобретают новый, уже комический. Фирменные общие планы под музыку Артемьева с крохотным человечком в глубине кадра, задуманные как распахнутое окно, громоздятся друг на друга, тяжело дыша. Вновь и вновь пароход, нагруженный смыслами так, что чудом не тонет, уплывает в летнее марево. Кто-нибудь раз за разом вглядывается в бинокль. Шаль взмывает на ветру с регулярностью самолетов в аэропорту JFK. Мастер красноречивых деталей, Михалков тщательно вписывает их в каждый миллиметр своего полотна: в трехчасовом фильме некуда встать, не наступив на метафору России.

И Михалков легко прощает себе то, что у него как у режиссера сейчас не получается вовсе. Чудовищные, мучительно неловкие шутки. Романтические отношения: игривые пересвистывания и перекашливания в экипаже или ключевой эпизод знакомства в машинном отделении, снятый Владиславом Опельянцем как апофеоз клиповой пошлости. Или эротическая сцена, о которой, пожалуй, молчок: это надо увидеть. Рассвет встречает согрешивших героев краником, из которого медленно выкатываются капельки воды, и саблей, вставленной в ножны. «Вот вам карамелька, прощайте». Мерси.

Боль за отечество покрывает «Солнечный удар» ровным тонким слоем, как шоколадная глазурь. На всех уровнях: и там, где предполагается очаровательная суета, и там, где речь вроде бы идет об ужасе невозможной любви. И там, где автор собрал несколько мифических белогвардейских типажей, обнес их для верности колючей проволокой и заставил прямым текстом произносить подтекст остальных частей: «Какую страну загубили вот этими руками! Как жить, капитан?» Но вместо того чтобы скреплять фильм, эта слабая, ноющая на одной ноте боль разъедает его структуру и разрушает драму. Если, садясь на пароход, ты точно знаешь, как он причалит, что промелькнет за окном и какой фокус покажут в кают-компании, это уже не путешествие, а утомительная поездка. Но совсем печально — идти по расписанию ко дну.

38

Отзывы пользователей о фильме «Солнечный удар»

Фото Михаил Белик
отзывы:
4
оценок:
5
рейтинг:
126
3

Извините за простыню текста.)
Кредит доверия к Н.С. Михалкову наконец-то исчерпан . После просмотра Солнечного удара, теперь, я даже в любимой некогда Неоконченной пьесе узнаю фирменный Михалковский стиль. И стиль этот состоит в пошлости и водевильности. Просто тогда, Мэтр еще не забронзовел и актеры по-настоящему тянули. Теперь же не тянет ничего.
О хорошем. Это вполне можно смотреть (в отличии от прошлой эпопеи). Минут 25 из 3(!) часов даже радуют, отдельные сцены впечатляют.
Тут есть хоть и не планировавшийся Питт, но все таки свой МакГрегор говорящий голосом Миронова. Молодой актер как мне кажется подозревает о своем сходстве, по этому еще играть пытается похоже. Ну и претензий по поводу куда ушло 25 лямов не возникло. В отличии от УС2, смотрится все вполне соизмеримо затраченным средствам.
О плохом. Бунина, если это кому то важно, там практически нет. Что радует, в титрах даже и слова об Окаянных днях нет. Ну а раз в титрах нет, то и в фильме тоже, ок. Отчего же в каждом интервью упоминаются Окаянные Дни решительно не понятно. Ну а непосредственно сам Солнечный удар превращен в омерзительный, пошлый водевиль в худшем понимании этого слова. Гонки за нарисованным платком под дурную музыку, карикатурные ситуации, пьяные слезы, белые кители, Moet пузырится, булка хрустит, бедная Россия добрая страна... "Кака така любовь, по пьянке закрутилось." Вот оказывается о чем Бунин писал то.
В наличии вырвиглазные сцены типа "член до колена" и подобное - поздний Михалков, почерк Автора. Так же море неуместных спецэффектов, а потому что можем, потому что блокбастер, потому что дорого.
Ну а сами части фильма "Типа Окаянные Дни",как раз видимо то, что хотел снять Михалков. Тут все чуточку по-лучше, но все равно, очевидно, избито и в лоб. Главная, простецкая мысль Автора о том, что своими руками страну просрали, запачкаться не хотели, показана в трейлере. Так же присутствует "НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ СУДЬБЫ" и "потрясающая" по глубине и новизне мысль, о том, что раз Дарвин прав и я от обезьяны и ты и САМ государь от обезьяны и детки его и великие князья и Бога нет, то ой-ей-ей, все можно. Дурачки офицеры\либералы\интеллигенты от любознательного ребенка сиречь народа отмахнулись им не до этого было. Икра же, moet, слезы, любовь. А растущее поколение осталось с Теорий о происхождении видов. Вот так все просто. Вот так Россию и потеряли.
В общем Сибирский Цирюльник 2. А то и хуже.

44
Фото Маша Чу
отзывы:
16
оценок:
17
рейтинг:
74
3

Про иудейских демонов, Дарвина и голубой шарфик

Новый фильм Михалкова - это не про любовь и белогвардейцев. Это про то, как древний иудейский демон Дарвин вырвался из венских часов фокусника, вселился в хорошего православного мальчика и превратил его в еврейского комиссара и массового убийцу. Если вы ожидали увидеть что-то другое, то, мягко говоря, будете разочарованы.

Почему «Солнечный удар» Бунина оброс кучей пошлейших подробностей и превратился в дурной водевиль с элементами комедии положений? Зачем главный герой после отъезда героини сразу завязывает знакомство с каким-то пацаном, ловит с ним рыбу, фотографируется, жизнерадостно гуляет, ест, купается - и зритель битый час вынужден на это смотреть? Почему? За что? Да просто вы пришли смотреть экранизацию Бунина и рыдать над судьбами реальных офицеров, а попали на типичный фильм ужасов, только очень затянутый.

Как и полагается, герой оказывается в очень странном месте - а именно, в мире фантазий какого-то американского русиста, повернутого на «России, которую мы потеряли». Была такая книга «Перо Жар-птицы», где дореволюционная Россия представала раем земным – краски ярче, люди вежливее, куда ни плюнь церковь, икра и шампанское, ни пятнышка, ни соринки, а потом откуда ни возьмись налетела злая сила и все исчезло, как и не было никогда. Вот и тут так же – под ослепительно голубым небом, под звон колоколов, прогуливаются в выглаженных одеждах типажи с открыток «Россия до Катастрофы», крестятся и улыбаются друг другу, и только и слышно: «Позвольте, сударь», «Разрешите, сударыня», «Эх, господа-господа!». Другой бы на его месте понял, что тут что-то не так, но наш герой туповат, как и полагается герою фильмов ужасов.

Дальше все идет по накатанной. Герой встречает переодетого либерала и принимает от него дар с подвохом: фокусник в духе Томаса Манна, приехавший из Вены и вещающий о Марксе, передает ему свои часы взамен якобы случайно разбитых. У героя есть шанс избежать судьбы: он сходит на берег, приняв за героиню ее соседку, но возвращается. Герой видит знаки и игнорирует их – зачеркнутая фраза «самое ужасное», украденный шарфик, крестик, конечно же. Герой пытается исправить ситуацию – покупает новый крестик, меняет фотографии в ателье, но фотограф их возвращает обратно.

Герой, наконец, совращает с пути истинного местного мальчика Егория и невольно передает ему ужасный либеральный дар – часы с секретом, после чего все и идет прахом. Во-первых, он, как ложный учитель, ловит с ним рыбу, да не просто ловит, а приглашает его воспользоваться чужими удочками. Во-вторых, демон часов заставляет его исторгает из себя хулу на местного священника: мол, десять рублей за то, чтобы крестик освятить, это много. И это он говорит в присутствии ребенка! В-третьих, он легкомысленно не опровергает учение Дарвина, и пока Егорий, как зачарованный, шепчет: «А царь? Неужели и царь от обезьяны?», отмахивается от него со словами «А во что веришь, то и есть» и совершает окончательное падение, то бишь прыгает в реку.
А должен был бы твердо сказать:

- Нет, Егорий, царь – не от обезьяны. Ты от обезьяны, а царь – от Бога. Иди лучше, помолись за здоровье царской семьи и выбрось из головы всю эту либеральную ересь.

Но не сказал. После такого, конечно, мальчик начинает на глазах превращаться в Жида и Либерала, и даже требует сдачу у официанта, что совсем уж не по-русски. И вот подросший Егорий стоит и смотрит, как тонет по его приказу баржа с белогвардейцами, и рука у него тянется перекреститься, но демон Дарвина, конечно, не дает ему это сделать. Тут он еще зачем-то превращается в барышню, но это я объяснить никак не могу, поэтому не комментирую.

Вот такая поучительная история вышла. Еще в фильме есть эротическая сцена с паровой машиной, трогательная собачка, славный мальчик с фотоаппаратом и куча еще каких-то символов и смыслов. Поздний (очень поздний) Михалков есть. Бунина нет. Реальности в традиционном представлении нет. Ну а дальше сами решайте.

25
Фото александр о.
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
78
1

Грандиозно.
Ослепительно.
Великолепно.
Невероятно.
Очень продуманно.
P.S. В одном из телеинтервью мэтр отечественной режиссуры, шевеля усами сознался, что сценарий он переписывал больше десяти раз, а сам сей "шедевр" задумал аж 37 лет назад... гмгм. ну что тут скажешь? все эти пафосные: как всё это случилось? да как произошло? лично у меня вызывают вопрос: куда конкретно потрачены 24 миллиона долларов народных денег? у нас тут знаете ли санкции, у соседей каждый день война и гибнут люди... да ещё эпидемия лихорадки эбола, от которой жутко становится по-настоящему... короче на этом информационном поле и в условиях сегодняшних жестких реалий эти розовые сопли с графьями и княгинями и ихними эротическими и прочими морально-нравственными переживаниями "почему мы проиграли?"... короче всё это очень затянуто, немыслимо перегружено и не прокатывает даже под 250милилитровую фляжку коньяку, которая была предусмотрительно захвачена на просмотр, три часа всё-таки... говоря правду в фильме есть пару-тройку сцен которые берут за душу, но они, опять таки на мой взгляд, фильм хоть и украшают, но не вытягивают. если коротко, то за свои недавние цитадели и прочее Никита Сергеевич, на мой взгляд, не отмазался... говорят через пару-тройку месяцев можно будет посмотреть пятисерийную телеверсию, а поводов идти на большой экран лично я не увидел. всем удачи.

17
Фото Ольга
отзывы:
9
оценок:
8
рейтинг:
16
3

Эти отсылки, сноски, аллюзии и тонкие намеки на толстые обстоятельства.... Эти колясочки и Потемкинские лестницы, эти газовые шарфики и павлины, эти комиссарши в кожанках и очках... Фильм для людей, которые искренне верят, что в России до революции 17 года всегда было солнечно, хорошая погода, и уж они бы точно были не крестьянами-безлошадниками, а теми, кого прислуга называет "ваш блахородие" или "мадам". Белые параходы, детки в матросках, все в белом. История страны для дурачков. Так как Никита Сергеевич, помниться мне, считал Паоло Коэльо великим философом и великим писателем, это понятно. Люди, у которых своих мозгов нет, любят, когда им избитые истины выделяют курсивом или заглавными буквами. И возникает ощущение, что Никита Сергеевич изучал Дарвина и Маркса по анекдотам или, того хуже, он пытается внедрить эту странную, для образованного человека, чушь, в головы простецов. Стыдно, стыдно и нехорошо, как говорил товарищ Шилов. Бог мой, куда делся человек, который снял "Пять вечеров", "Неоконченную пьесу", "Свой среди чужих"? Впору снимать фильм "Михалков, которого мы потеряли".
Актеры играют хорошо. Евгений Миронов хорош даже в виде только голоса:)

14
Фото Serge Schwander
отзывы:
103
оценок:
108
рейтинг:
406
7

Новое кино Михалкова,- это как произведение одного и того же поэта, с авторским почерком. Со знаком качества, соответствующим ценностям автора, и непременно хороший. От фильма не ждешь чего-то необычного, заранее понимая, что будет показан свой взгляд на судьбу страны. Режиссер, который не стремится уже завоевать призы и купаться в лучах славы. Он уже всего достиг, и хочет совсем малого - оставить еще один след в истории, выразить те чувства и переживания, которые переполняют его. Кажется Михалков пытается не только показать кино, но и вызвать желание у зрителя перечитать Бунина, открыть Историю России и попытаться разобраться в себе. Июль 1907 года, много солнца. Мельчайшие детали, шкатулки, костюмы, кропотливый труд по восстановлению картины крестьянского быта. Создание солнечно-воздушного настроения музыкой Артемьева, которая словно свежий воздух заставляет парить внутри фильма. Ловишь себя на мысли, что Михалкову не надо больше снимать фильмы. Надо учить снимать фильмы тех, кто только учится сейчас, чтобы хоть чуточку заразились его даром. У каждого из нас своя жизнь. И каждый должен уметь в любой момент задать себе непростой вопрос: "Зачем учились ? Читали ?" И ответ на него сможет остановить над пропастью. Как это все случилось ? Через маленькую историю жизни героя, режиссер показывает историю России.Несколько лет, и перестанут плыть пароходы по реке, и церковные колокола не будут звонить. Рай и Ад, где их границы ? И существует ли свобода выбора судьбы. Фильм,- как Вопрос. Как такую красоту можно было уничтожить ? Лица белогвардецев, где их таких нашли ? Одухотворенные. Михалков не играет в фильме, он передает себя через главного героя фильма, словно через жесты и движения его тела, выражая свои личные переживания, а голос Евгения Миронова иногда позволяет усомниться,- не он ли на экране. Восторг от ушедшего времени, и призыв одуматься. Фильм-учебник, как ценить красоту рек, любить женщину и свою родную землю. О забытом благородстве, и способности мужчин совершать безумные поступки ради любимой. А сцена, когда ночью при свете лампады влюбленные занимаются любовью, настолько откровенно и чувственно снята, что безусловно будет включена как одна из самых выразительных не только в истории российского кино, но и в мире. Фильм - местами наивен, иногда игрив. Но в первую очередь это - Покаяние. Перед теми, кто жил, любил и пытался создать Российское государство. Прощение за тех, кто уничтожил их мечты. За тех, кто узнал от Дарвина что мы произошли от обезьян, и поэтому решил что Бога нет и все можно. "Ни стыда, ни греха. Все потеряли. Все можно." Кино, после которого тяжело встать на ноги и выйти из зала. Хотя эти три часа пролетают так, словно смотрел короткометражный фильм. Нужно посмотреть фильм, чтобы хотя бы задать себе вопрос,- а сможешь ли ты, как мальчик, прощаясь гордо произнести: "Честь имею !" ?

13

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена студией ТРИТЭ

По мотивам одноименного рассказа и дневника «Окаянные дни» Ивана Бунина. Всего одна ночь с незнакомкой становится для главного героя настоящим наваждением. Этот «солнечный удар» не отпускает его даже в самые «окаянные дни» гибели Российской империи...